Первый вопрос командирам

 

Как вы понимаете этот девиз, применительно к дальнему востоку?

 

Командиры обсуждают девиз урока и поочередно высказывают свои мнения. В конце обсуждения учитель делает вывод.

 

Вывод:

 

Дальний восток российский, хотя со стороны «морского соседа» есть территориальные претензии. Это огромная по площади территория, удаленная от основных экономических районов Запада. Вместе со своими проблемами Дальний восток имеет большое значение в экономике страны.

Идет бурное развитие стран Тихоокеанского региона и, чтобы не отстать, необходимы большие финансовые, научные, трудовые «вливания» в этот экономический район. Необходима поддержка всех экономических районов страны. Уже сегодня люди, живущие в данном регионе, должны ощущать изменения, а значит необходимо выработать перспективные направления развития региона.

 

Второй вопрос:

 

В чем уникальность природных условий и ресурсов и их влияние на хозяйство Дальнего Востока?

вопросы по группам:

Первая группа. Климатические условия и их влияние на экономику района.

Вторая группа. Минеральные ресурсы и возможность их использования в хозяйстве.

Третья группа. Водные ресурсы и их использование в хозяйстве.

Четвертая группа. Биологические ресурсы и их влияние в хозяйстве.

 

Группы обсуждают вопрос (5-7 минут) используя необходимую литературу и карты. Учитель направляет и поддерживает учащихся.

 

Первая группа:

 

Приморское положение Дальнего Востока определило особенности климата. На севере климат суровый. Здесь зарегистрированы самые низкие температуры на северном полушарии. На юге выражен муссонный климат с умеренными температурами, что и определяет развитие сельского хозяйства (соя, рис, кукуруза, овощи). Обилие влаги в летнее время способствует развитию мощного растительного покрова (Уссурийская тайга).

Юг Приморья по своим климатическим условиям не уступает курортам Кавказа и Крыма и используется для туризма и организации курортного хозяйства (Российский Артек).

 

Вторая группа:

 

В хозяйстве специализации важное место занимают богатые и разнообразные минеральные ресурсы.

Выделяются богатейшие месторождения цветных руд (олово, свинец, цинк, ртуть) и редких металлов (алмазы, золото), полиметаллы, которые определяют специализацию данного региона. На острове Сахалин добывают газ, нефть, уголь. Они уже работают на экономику России, но большинство месторождений слаборазведанно и находятся в сложных природных условиях, и отсутствии транспорта. (Ученик работает с картой, показывает месторождения минеральных ресурсов).

 

Третья группа:

 

Дальний Восток имеет достаточно густую речную систему и обладает большим потенциалом для ГЭС (река Зея, Бурея, Амур) и речного транспорта.

(Ученики анализируют рисунок 43 §23 и таблицу 3 приложение учебника В.П.Дронова. Ученики делают сообщения об АЭС Белибино, о гидротермальных источниках, и подводят итог, что в специализации Дальнего Востока выделяется электроэнергетика.)

 

Четвертая группа:

 В специализации Дальнего Востока важен морской промысел ценными породами рыб и морских животных. Улов рыбы здесь составляет 70% общероссийских. Здесь сконцентрировано 31% древесины России. Уссурийская тайга богата целебными растениями (лимонник, женьшень) и животными (более 30 видов пушных зверей).

 

Учитель подводит итоги второго тура. Открывает вторую половину доски и совместно с группами записывает специализацию Дальнего Востока:

1. Рыбная (пищевая)

2. Лесная

3. Цветная металлургия

4. Электроэнергетика

5. Морской транспорт

Ученики записывают специализацию Дальнего Востока в тетрадь.

 

Третий вопрос.

 

Каковы основные проблемы дальнего востока? Каковы пути их решения?

(Группы обсуждают вопрос 3-4 минуты и поочередно отвечают.)

 

1. Удаленность Дальнего Востока от Центра. 

2. Неосвоенность, незаселенность Севера.

3. Опасные природные явления.

4. Браконьерство и расхитительство национальных богатств.

5. Отток населения из региона.

 

Пути решения.

 

1. Комплексное развитие хозяйства.

2. Создание социально-экономических условий.

3. Сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

4. Более эффективное использование СЭЗ.

5. Развитие транспортных сетей и удешевление проезда Москва – Владивосток.

 

Четвертый вопрос.

 

«Мозговой штурм»

 

1. Почему Дальний Восток имеет более мощный военно-морской флот, чем Черноморский и Северный флот.

2. Что такое пантокрин?

3. Какие новые административно-территориальные образования произошли на Дальнем Востоке?

4. Что такое кимберлитовые трубки?

5. В каком море самые большие приливы и отливы в России?

 

Учитель подводит итоги и объявляет оценки группам. Благодарит ребят за сотрудничество.

 

Домашнее задание: §63 повторить. Задание: нарисуйте «образ района». С помощью условных значков изобразить в виде герба, схемы, рисунка основные отличия Дальнего Востока. Устно уметь анализировать свой рисунок.

 

 

Россия в современном мире 4 часа

66 Россия и страны СНГ (изучение одного или группы государств)

Взаимосвязи России с другими странами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: