Сегодня на уроке у нас будет несколько задач, а именно: представление своего собранного материала о промышленном предприятии, предприятии сферы услуг; проверка знаний по теме «Хозяйство России», показ таких умений, как выбор собственных действий, общая осведомленность, коммуникативные способности; анализ работ своих одноклассников.
Актуализация знаний.
Работа по таблице «Состав хозяйства России».
Основная часть урока
а) ознакомление с предприятием (каждая группа называет свое предприятие, сложности и плюсы работы в течении 2-3 минут).
б) аналитическая работа (учащимся предлагается письменно проанализировать собранную информацию других групп). Если класс поделен на 4 группы, то время на проверку каждого предприятия составит 5 минут.
в) выводы (дети высказывают свои мнения, замечания).
Подведение итогов.
Сегодня на уроке многие из вас показали свою активность, навык самостоятельного поиска решения учебных задач. Благодаря вашим работам, мы увидели особенности и проблемы развития экономики на примере предприятий нашего города.
|
|
Некоторые группы смогут получить две оценки (за экономико-географическое изучение промышленного предприятия, предприятия сферы обслуживания и грамотный анализ работ других групп). Оценки будут объявлены на следующем уроке.
Приложение:
Экономико-географическое изучение промышленного предприятия:
1.Время возникновения предприятия, причины, обусловившие его создание в данном месте; основные этапы развития.
2.Экономико-географическое положение предприятия; микроположение по отношению к природным условиям (рельефу местности, водным путям, крупным лесным массивам и т.д.); положение по отношению к транспортным путям, другим населенным пунктам и крупным хозяйственным объектам.
3.Организационное подчинение предприятия; организационная структура; особенности технологического процесса, расход сырья, энергии, трудоемкость; техническое оснащение и уровень автоматизации; производственные связи; осуществление технического прогресса.
4.Специализация предприятие, ее обоснование; ассортимент продукции; состав используемого сырья, топлива, и материалов, меры по их экономии; электроэнергетическая база; использование отходов.
5.Основные средства производства.
6.Численность работников предприятия, их состав по трудовым категориям, профессиям, квалификации; условия труда и быта, меры по их улучшению.
7.Рост производительности труда; повышение качества продукции; снижение себестоимости и т.п.
8. Влияние на окружающую среду.
9.Перспективы развития.
Экономико-географическое изучение предприятия сферы услуг:
|
|
1.Название и подчиненность.
2.Географическое положение.
3.Структура.
4.Какие виды услуг оказывает предприятие населению? Какова его хозяйственная эффективность и доход?
5.Охарактеризуйте потребителей услуг данного предприятия (пол, возраст).
6.Как часто пользуются услугами предприятия разные категории населения? Какие проблемы вы выявили в данном вопросе?
7.Возьмите интервью у жителей вашего населенного пункта. Какие проблемы и перспективы они видят в деятельности предприятий сферы услуг своего микрорайона?
8. Возьмите интервью у руководителя и работников данного предприятия. Какие проблемы и перспективы в работе они видят?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ОБОБЩЕНИЮ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ «ХОЗЯЙСТВО РОССИИ»
1. Объясните своими словами значение следующих понятий: хозяйство; отрасль хозяйства; структура хозяйства; районирование; Единая энергосистема; специализация и кооперирование; информационная инфраструктура; сфера обслуживания; территориальное (географическое) разделение труда.
2. Вы знаете, что в хозяйстве страны выделяют первичный, вторичный, третичный сектора экономики. Подумайте, какие другие факторы, кроме степени зависимости от природы, лежат в основе такого деления.
3. Почему в современный период приоритетное развитие в экономике получают сфера обслуживания, наука, финансы, управление?
4. Хозяйство России в своем развитии прошло несколько этапов. А каковы особенности этапов развития хозяйства вашего региона?
5. Какие производства или отдельные предприятия вашего города, региона являются единственными в своем роде