Теория управления в системе научных знаний

 

   Видение данного курса в рамках теории и управления определяется тем, что мы различаем термины "менеджмент" и "администрирование", понимая под первым управление организацией в процессе предпринимательской деятельности (в условиях рынка), а под вторым – управление организацией, существующей вне рыночных условий (государственные, общественные  организации). Учитывая, что Государственная противопожарная служба относится к числу государственных организаций, в дальнейшем основное внимание будет уделяться именно второму понятию.

   Управленческая наука состоит из частей, имеющих общий и специфический характер. Специфический характер отдельным разделам управленческой науки придают конкретные, специфические виды деятельности, являющиеся объектом управления. Эти разделы составляют в настоящее время самостоятельные научные направления. К таким разделам мы относят управление государственными организациями, различные виды менеджмента (финансовый, производственный, инновационный и др.), управление отдельными направлениями, имеющими отношение как к администрированию, так и к менеджменту (управление персоналом, качеством, рисками, снабжением, сбытом, реализацией услуг и пр.), имеющие специфический объект управления.

    Мы в нашем курсе будем рассматривать общетеоретические вопросы управленческой науки, не зависящие от конкретного объекта управления, но определяющиеся внутренним содержанием управленческой деятельности.

     Управление Государственной противопожарной службой является составной частью общественного (социального) управления и также базируется на общей теории, общих за­конах управления. Вместе с тем сфера ее деятельности оказывает влияние на его содержание и принципы, предъявляет к нему специфические требования. Поэтому вопросы теории управления в дальнейшем будут рассматриваться применительно к специфике деятельности Государственной противопожарной службы. К таким вопросам относятся:

     -сущность управления организацией и методологические основы управленческой науки;

     -сущность и структурирование организаций;

     -функции управления;

     -принятие решений;

     -коммуникационные процессы в управлении;

     -групповая динамика и стиль руководства;

     -власть и влияние руководителя;

     -эффективность управления.

  Как и любая другая, управленческая наука опирается на свои принципы, законы и закономерности, имеет свой понятийный аппарат. Поэтому каждая лекция включает анализ понятийного аппарата, соответствующие группировки и классификации явлений и понятий, основные принципы, законы и закономерности. Сформировавшаяся в новых социально-экономических условиях последних двух десятков лет новая управленческая парадигма определила базовыми принципами управления ситуационность, системность, социальную направленность, гибкость и адаптивность. Из них выделяются три характерные группы:

      - технологические (технологии управленческой деятельности);

      - поведенческие (влияние на поведение работников);

      - общеуправленческие (отношение к организации в целом).

Технологические принципы:

      -принципы целенаправленности (разделение ответственности и разделение коллективной ответственности, вознаграждение за достижение цели, четкость целей и задач);

      -принципы согласования деятельности (рациональные дисциплинарные требования, единоначалие и коллегиальность, системность и плановость, согласование интересов или приоритет определенных интересов (например, приоритет интересов потребителя), иерархия власти и ответственности, соблюдение кодексов поведения, рациональные коммуникации);

      -принципы обеспечения эффективности деятельности (умелое разделение труда и специализация, экономичность, оптимальное сочетание централизации и децентрализации, профессионализм и его постоянное повышение).

         

 

      Поведенческие принципы:

      -принципы активизации деятельности (состязательность, мотивация, ответственность, создание благоприятной атмосферы);

      -принципы обеспечения удовлетворенности трудом (справедливость, лояльность к работникам, честное отношение и доверие к людям).

     Общеуправленческие принципы:

     - социальная направленность управления;

     - корпоративный дух;

     - этичность деятельности (бизнеса);

     - постоянное совершенствование управления (управленческое новаторство);

     - научность;

     - своевременное реагирование на изменение внешней среды (ситуационность).

         


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: