Тема 6.Анализ конъюнктуры рынка товаров и услуг.
План:
Понятие о конъюнктуре товарного рынка. Показатели конъюнктуры.
Методы прогнозирования спроса.
Проведение анализа конъюнктуры и составление обзора конъюнктуры.
Вопрос 1.
| Термин «конъюнктура» происходит от латинского слова «conjungi», что означает совокупность условий, ситуация |
| Конъюнктура ранка - это совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию на определенной части рынка. |
| Показатели конъюнктуры
| |||
| Спрос | Предложение | Цена |
| Спрос форма проявления потребностей, подкрепленная покупательной способностью |
| Классификация спроса А) в зависимости от объекта удовлетворения (спрос на товары, спрос на услуги, спрос на товары потребительского назначения, спрос на товары производственного назначения и пр); Б) По времени исчисления (реализованный спрос, отложенный спрос, сложившийся спрос, формирующийся спрос, перспективный спрос); В) По форме проявления (твердо сформулированный, альтернативный, импульсивный). |
| Количественная характеристика спроса Общий объем спроса = сумма доходов домашних хозяйств, предприятий и организаций, которую они предполагают израсходовать на приобретение тех или иных товаров. |
| Качественная характеристика спроса Структура спроса – относительная доля товаров с определенными потребительскими свойствами в общем объеме потребления. |
| Предложение – объем и состав товарных групп отечественного и импортного производства |
| Количественная характеристика предложения Объем предложения = запасы на начало периода + произведено + ввоз – вывоз – запасы на конец периода |
| Качественная характеристика предложения Структура предложения – относительная доля товаров с определенными потребительскими свойствами в общем объеме предложения. |
| Цена – сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги |
| Классификация цен А) По сфере товарного обслуживания · Оптовые цены · Розничные цены · Закупочные цены · Цены и тарифы на услуги Б) По способу отражения транспортных расходов · Цены франко-отправления · Цены франко-назначения В) По формам продаж · Контрактные (договорные); · Биржевые котировки; · Цены ярмарок; · Аукционные цены; Г) По стадиям продажи · Цены предложения; · Цены спроса; · Цены реализации. Д) По степени устойчивости во времени · Твердая цена; · Подвижная цена (меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена); · Скользящая цена (изменяется в случае изменении ценообразующих факторов); · Цена с последующей фиксаций. |
| Классификация конъюнктурообразующих факторов · Экономические факторы (доходы населения, средняя заработная плата, уровень инфляции, доходы населения за счет личных и подсобных хозяйств, доля государственных расходов в объеме ВВП, уровень ставок по банковским кредитам, налоговая нагрузка на предприятия и др); · Социальные факторы (уровень образования населения, занятость и занятия, социальная структура общества, культурные традиции, мода и др.); · Демографические факторы (численность населения, плотность населения, половозрастной состав населения, продолжительность жизни, рождаемость, смертность, миграция населения и пр.); · Природно-климатические (температура и влажность воздуха, продолжительность времен года, особенности рельефа местности, обеспеченность сырьевыми ресурсами т др.); · Научно-технические факторы (появление новых технологий в производстве, развитие сырьевой базы и пр). |
Вопрос 2.
| Классификация методов прогнозирования спроса | ||||||
| Формализованные методы | Интуитивные методы | |||||
|
| |||||
| Метод экстраполяции |
| Метод индивидуальных экспертных оценок | |||
|
| ||||||
| Нормативный метод | Метод коллективных экспертных оценок | ||||
| Метод математического моделирования | |||||
| Метод аналогий | |||||
| Метод стандартного распределения вероятностей | |||||
| Метод экстраполяции - нахождение по ряду показателей функции других ее значений, находящихся вне этого ряда. |
Пример расчета:
А) Тенденция изменения спроса характеризуется достаточной стабильностью
П = С1 + С2 +С3 + Сn (1), где
N
П – прогноз спроса,
С1,С2,С3,Сn- - объем спроса в каждом году исследуемого периода,
N – число лет.








