Исходные данные объема реализации хлебобулочных изделий, тыс. тонн

Товарная группа

Годы

1998 1999 2000 2001 2002
Хлеб пеклеванный 129,6 130,1 128,9 129,9 128,8
Хлеб пшеничный 183,0 181,6 184,6 183,5 184,0
Хлеб ржаной 104,4 104,1 103,8 103,9 104,0
Хлебобулочные изделия 90,8 91.0 90,6 90,7 90,9
Итого 507,8 506,8 507,9 508,0 507,7

П = (507,8 +506,8+507,9 + 508+507,7): 5 = 507,6

Расчет ошибки прогноза:

Оп = +,- Ö å d2      (2),

                                                                          n

 

где å d2 - самума квадратов отклонений значений объема реализованного спроса от среднеарифметического значения объема реализации,

N – количество лет в исследуемом периоде.

 

То есть: Оп = +,- Ö [å (507,6 –507,8)2 +(507,6-506,8) 2+ (507,6 –507,9) 2+(507,6 – 508)2 + (507,6 –507,7) 2]: 5 =Ö[0,04+0,64+0,09+0,16+0,01]: 5 = 0,4

 

б) Тенденция изменения спроса характеризуется постом или снижением

 

П = Сn-1  + Аср (3),

 

Где П – прогноз спроса,

Сn-1  - объем спроса в году, который предшествует прогнозируемому,

Аср – среднее значение абсолютного прироста (снижения).

 

П = Сn-1  * Тср. (4),

 

Где П – прогноз спроса,

Сn-1  - объем спроса в году, который предшествует прогнозируемому,

Тср. – средний темп роста (снижения).

Исходные данные объема реализации кондитерских изделий, тыс. т

Годы

1998 1999 2000 2001 2002
234 348 463 596 717

Вспомогательная таблица для составления прогноза спроса

Годы Объем реализованного спроса, тыс. т Абсолютный прирост Темп роста
1998 234 -  
1999 348 114 1,5
2000 463 115 1,3
2001 596 113 1,2
Среднее значение   114 1,3
2002 717 121 1,2
Среднее значение 471,6 115,8 1,3

Оценка прогностической ценности модели спроса

Х) метод оценки на основе анализа выявленных закономерностей

П 2002 = 596 +114=710

П 2002 = 596 *1,3 =774,8

П 2003 = 717 +115,8 = 832,8

Х) метод расчета корреляционного отношения

                      n                               n  

h =Ö [ å iср)2 / å iср)2] (5)

                                    I=1                             I=1

 

Где

h- корреляционное отношение, 0£h³1

ýi значение признака, вычисленное по формуле

уi экспериментальное значение признака

уср среднеарифметическое значение признака

ý значение признака, вычисленное по формуле, равняется:

Годы ýi (объем реализованного спроса, тыс. т)
1999 349,8 (234+115,8)
2000 463,8 (348+ 115,8)
2001 578,8 (463+ 115,8)
2002 711,8 (596 + 115,8)

 числитель формулы – (234,0-471,6)2 +(348,0-471,6)2+(463,0- 471,6)2 + (596,0 - 471,6)2 =56453,8+ 15277,0+ 74,0 + 15475,4 = 84073,8

знаменатель формулы –(349,8-471,6)2 +(463,8-471,6)2+(578,8- 471,6)2 + (711,8-471,6)2 =14835,2 +50,84 +11491,8 +57696,0 = 87280,2

h=Ö84073,8/87280,2 =0,98, так как чем больше h, тем модель более адекватна, рассчитанное значение можно считать вполне репрезентативным.

Х) метод расчета относительной ошибки аппроксимации

            n    

              Ē =[1/n å iср) ] *100%, (6)

                                                              I=1  уi                             

Где

Ē - относительная ошибка аппроксимации

 

N – число исследуемых признаков

уi - экспериментальное значение признака

 

уср среднеарифметическое значение признака

 чем меньше Ē, тем модель более адекватная

                                                             

то есть Ē = {1/4  * [ (349,8-471,6)  : 349,8+ (463,8-471,6)  : 463,8+ (578,8- 471,6)  : 578,8+  (711,8-471,6):711,8 ] }* 100% = [0,25 * (0,3 +0,02 +0,2 +0,3) ]* 100% =20,5%

 

Компьютерная обработка данных для построения линии тренда

 

Рис.1 Линейный тренд объема спроса на кондитерские изделия

Метод нормативных расчетов – составление прогноза спроса с использованием показателей средних фактических норм потребления (расхода), рациональных норм потребления или физиологическая норма потребления.

 П= n * N (7),

Где П – прогноз спроса,

N – средняя фактическая норма расхода или потребления, рациональная норма потребления, физиологическая норма потребления.

N – количество потенциальных пользователей.

Пример расчета:

Среднее фактическое потребление мяса и мясопродуктов в год на душу населения – 52 кг

Количество жителей в районе А – 350 тыс. чел, Б – 432 тыс. чел

П = 52 * (350+432) =40,7 тонн

Метод математического моделирования - предполагает описание процесса развития спроса с учетом факторов, влияющих нас спрос.
Однофакторные модели Y= f (x)  
Многофакторные модели Y= f (x, d, I, j, l, m)



double arrow
Сейчас читают про: