Проблемы развития оборонного комплекса

 

Первоочередными задачами развития комплекса являются дальнейшая оптимизация его размеров и структуры, адекватное финансирование науки и государственного оборонзаказа. Опыт проведенных преобразований показал, что по своему негативному воздействию мало какие действия (или бездействие), разрушающие научно- промышленный потенциал, могут сравниться с неисполнением государством своих обязанностей и обязательств в области под­держки исследований и разработок, передовых технологий.

Другой урок заключается в том, что даже принятие многочислен­ных документов законодательного, концептуального, программного и иного характера (установленные законами минимальные уровни финансирования науки, обороны, авиации, космической деятельно­сти и т.п.; «Основы политики РФ в области развития ОПК на период до 2010г. и на дальнейшую перспективу»; ФЦП «Реформирование и развитие ОПК» и др.) не являются гарантией технологической без­опасности страны, если отсутствует государственная ответственность за мобилизацию необходимых для этого усилий, прежде всего — фи­нансовых и организационных.

Возрастающее влияние ОПК и атомной промышленности на тем­пы и качество экономического роста, перманентное изменение и совершенствование корпоративного построения его организацион­ной, научно-производственной и финансовой структуры выдвигает комплексные задачи дальнейшего развития методологических, методических и организационных основ управления технологическим развитием, исследования свойств и особенностей экономических механизмов его регулирования, адаптации этих механизмов к специфическим условиям переходной экономики России, обеспечива­ющих ее конкурентоспособность и технологическую самодостаточ­ность.

Одним из принципиальных направлений реформирования высокотехнологических отраслей должна стать реализация проектов, гарантирующих возврат средств (в том числе и государственных), направляемых на их развитие, создание условий для привлечения внебюджетных и негосударственных средств, создание системы передачи (диффузии) знаний и технологий из гражданского сектора в оборонный и наоборот, позволяющей повысить эффективность их использования в интересах всей экономики, а также обеспечения обороны и безопасности. Действующая система ценообразования на готовую продукцию пока в недостаточной степени учитывает затра­ты государства на НИОКР, препятствуя тем самым их воспроизвод­ству.

В свою очередь, движение в указанном направлении возможно при выполнении двух других необходимых требований рыночного поведения предприятий: диверсификации оборонных производств (и не только в отношении ВВТ, но и в сторону разнообразия и уве­личения выпуска гражданской продукции) и изменений в их госу­дарственной форме собственности. Только тогда возможен допол­нительный приток в эти отрасли негосударственного капитала и инвестиций.

Реализация крупномасштабных научно-технических проектов, создание сложных, дорогостоящих видов продукции проблематично даже для наиболее крупных и экономически развитых стран. По­этому в сфере высоких технологий развивается международное со­трудничество, в том числе путем создания совместных предприятий. У ОПК есть исторически сложившиеся связи, прежде всего произ­водственно-кооперационные, с предприятиями и научными органи­зациями стран СНГ. Их можно распространить и на иные страны (Индию, Китай и др.). В этих целях следует совершенствовать формы и способы государственного регулирования и государственной под­держки отечественных предприятий в деле их участия в проектах по совместным с зарубежными фирмами разработкам и производству сложной продукции. При этом должен быть обеспечен контроль над передачей зарубежным партнерам технологий, особенно военных и двойного применения.

Необходимо продолжить важные проекты по унификации, взаимному увязыванию федеральных целевых программ развития радиоэлектроники, судостроения, авиации, космоса, вооружений и т.д. Системная оптимизация позволит выработать единую техническую политику, создать ее нормативно-правовую базу, сформировать транспарентный военный бюджет военных ведомств и возможности его контроля, обеспечить многоцелевое, диверсифицированное развитие ОПК и атомной промышленности. При этом станет реальным конт­роль над ценовой и контрактной политикой отдельных ведомств, индексами-дефляторами по различным направлениям научно-про­изводственной деятельности, что должно повлиять на их обоснован­ность при формировании бюджета. В центре внимания деятельности ФАП должна быть разработка нормативно-правовой базы.

Преодоление кризисных явлений в высокотехнологичных отрас­лях в определяющей степени обеспечивается решительностью и ква­лификацией высшего слоя менеджеров, объективным и адекватным видением ими долговременных национальных интересов, проведе­нием эффективной промышленной, научно-технической и кадровой политики, для осуществления которых необходимы не только доста­точные финансовые ресурсы, но и четко сформулированные цели и организационно-экономические механизмы их достижения.

 

Тема 8. РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: