Чтобы сложить однозначные числа с переходом через десяток, необходимо до десяти добавить одно из слагаемых, а затем прибавить оставшиеся единицы.
Пример на сложение
9 + 5
Первое слагаемое – 9, ему недостаёт до 10 одной единицы, поэтому второе слагаемое разбиваем на части. 5 – это 1 и 4. Добавляем к 9 сначала одну единицу, а потом оставшиеся четыре единицы.
9 + 5 = 9 + (1 + 4) = 14
Ответ: 9 +5 = 14.
С помощью графической модели можно объяснить сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
Второе слагаемое 7 можно дополнить до 10. Для этого первое слагаемое разобьем на две части, одна из которых равна числу 3. Следовательно, 9 = 3 + 6.
Выполним сложение по частям:
7 + 9 = (7 + 3) + 6 = 10 + 6 = 16
Ответ: 7 + 9 = 16.
Разработать конспект урока по формированию математических представлений.
Тема урока: «Путешествие в стране «Математика».
Цель: формирование математического мышления, развитие логики.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
-упражнять в ориентировке по отношению к себе, другим объектам, в ориентировке на листе бумаги;
|
|
-закрепить название геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, ромб, трапеция);
-закрепить название дней недели, их последовательность;
-совершенствовать навыки прямого и обратного счета до 20, умение определять количественные отношения между числами в пределах 20, делать соответствующую «запись» при помощи цифр и знаков;
-закреплять умение называть предыдущее и последующее число;
-совершенствовать умения составлять и решать задачи.
Коррекционно-развивающие:
-развивать образное и пространственное мышление; мелкую моторику рук; речь детей, упражнять в согласовании существительных с числительными.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать интерес к математике, настойчивость в достижении цели.
Оборудование: доска, на каждого ребенка карточки для цифр, по одному листу в клетку, простые карандаши, цифры и знаки.
Организационный момент:
Дети встают возле педагога, педагог показывает «волшебную» палочку и говорит:
- Ребята, сегодня на уроке мы попадем в волшебную страну «Математика»
Педагог:
1. Начнем мы с вами с такой игры, которая называется «Дни недели».
(Дети отвечают на вопросы по очереди)
Вопросы:
1. назови все дни недели по порядку;
2. какой сегодня день недели;
3. какой день недели был вчера;
4. какой день недели будет завтра;
5. какой день недели после четверга;
6. какой день недели перед вторником;
7. назовите первый день недели;
8. назови последний день недели;
9. назови день недели между вторником и четвергом.
Основная часть
2. Числовой ряд
|
|
П: Перед вами на столе цифры от 1 до20. Выложите на столах числовой ряд. Проверьте задание друг у друга. (Дети проверяют). Посчитайте от 1 до 20. Будьте внимательны, один начинает счет, другие дети будут продолжать, следите за счетом. Молодцы, а теперь обратный счет от 20 до 1. (Дети считают по очереди). Хорошо, с заданием все справились.
3. Больше/меньше
П: А сейчас назовите предыдущее и последующее число. Вначале называем предыдущее число, затем последующее. (Называю числа, дети отвечают).
П: Посмотрите, у меня на доске есть знаки. Как они называются? (Знаки больше, меньше)
П: Что мы с их помощью показываем?
П: Положите числа 7 и 8 на вторую полоску, поставьте между этими числами нужный знак, прочитайте запись. (Дети читают: семь меньше восьми).
Поменяйте местами числа и поставьте знак, прочитайте запись. (Дети читают: восемь больше семи).
Предлагаю выдвинуть числа 13 и 14, поставить между ними знак, прочитать запись. Поменяйте местами числа и поставьте знак, прочитайте запись. Сложите цифры и знаки на место.
4. Решение задач.
(Вывешиваю на доску картинку).
Задача № 1. На лугу было 5 бабочек, к ним прилетели еще 3 бабочки. Сколько бабочек стало на лугу?
П: Назовите условие задачи. (Дети: на лугу было 5 бабочек, к ним прилетела еще одна бабочка). Какой вопрос в задаче? (Дети: сколько бабочек стало на лугу?) Назовите решение задачи. (Дети: 5 бабочек прибавить три бабочки получиться 8 бабочек.) «Запишите» эту задачу с помощью цифр и знаков. (5+3=). Решите задачу. (5+3=8)
Задача № 2.
П: Подумайте и составьте задачу на вычитание по этой же картинке.
(Дети составляют задачу.)
П: Молодцы. Возьмите лист и карандаш, сейчас мы напишем математический диктант.
В середине листа стоит точка, от нее мы начнем наш диктант. Будьте внимательны, начали.
5 клеток вправо, 6 клеток вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 3 клетки влево, 4 клетки вверх, 5 клеток влево, 2 клетки вверх, 6 клеток влево, 2 клетки вниз, 6 клеток вправо.
П: Хорошо, все справились с диктантом
5. Какой фигуры не стало
А сейчас поиграем в игру, «Какой фигуры не стало?»
(На фланелеграфе размещены геометрические фигуры разного цвета, дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну фигуру.)
П: 1,2,3 – на фигуры посмотри.
Дети открывают глаза и отвечают, какой фигуры не стало.
Итог урока:
П: Вот и заканчивается наше путешествие по стране «Математика». Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями. Какое задание было наиболее интересным? (Дети говорят о наиболее понравившемся задании).
П: Ребята, вы были активны, внимательны, рассудительны, молодцы. Мы еще много раз посетим эту прекрасную страну «Математика».