Найти в учебниках для начальных классов страницы, связанные с изучением приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Какие методические приемы используются?

Чтобы сложить однозначные числа с переходом через десяток, необходимо до десяти добавить одно из слагаемых, а затем прибавить оставшиеся единицы.

Пример на сложение

9 + 5

Первое слагаемое – 9, ему недостаёт до 10 одной единицы, поэтому второе слагаемое разбиваем на части. 5 – это 1 и 4. Добавляем к 9 сначала одну единицу, а потом оставшиеся четыре единицы.

9 + 5 = 9 + (1 + 4) = 14

Ответ: 9 +5 = 14.

С помощью графической модели можно объяснить сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

Второе слагаемое 7 можно дополнить до 10. Для этого первое слагаемое разобьем на две части, одна из которых равна числу 3. Следовательно, 9 = 3 + 6.

Выполним сложение по частям:

7 + 9 = (7 + 3) + 6 = 10 + 6 = 16

Ответ: 7 + 9 = 16.

Разработать конспект урока по формированию математических представлений.

Тема урока: «Путешествие в стране «Математика».

Цель: формирование математического мышления, развитие логики.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

-упражнять в ориентировке по отношению к себе, другим объектам, в ориентировке на листе бумаги;

-закрепить название геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, ромб, трапеция);

-закрепить название дней недели, их последовательность;

-совершенствовать навыки прямого и обратного счета до 20, умение определять количественные отношения между числами в пределах 20, делать соответствующую «запись» при помощи цифр и знаков;

-закреплять умение называть предыдущее и последующее число;

-совершенствовать умения составлять и решать задачи.

Коррекционно-развивающие:

-развивать образное и пространственное мышление; мелкую моторику рук; речь детей, упражнять в согласовании существительных с числительными.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать интерес к математике, настойчивость в достижении цели.

Оборудование: доска, на каждого ребенка карточки для цифр, по одному листу в клетку, простые карандаши, цифры и знаки.

Организационный момент:

Дети встают возле педагога, педагог показывает «волшебную» палочку и говорит:

- Ребята, сегодня на уроке мы попадем в волшебную страну «Математика»

Педагог:

1. Начнем мы с вами с такой игры, которая называется «Дни недели».

(Дети отвечают на вопросы по очереди)

Вопросы:

1.    назови все дни недели по порядку;

2.    какой сегодня день недели;

3.    какой день недели был вчера;

4.    какой день недели будет завтра;

5.    какой день недели после четверга;

6.    какой день недели перед вторником;

7.    назовите первый день недели;

8.    назови последний день недели;

9.    назови день недели между вторником и четвергом.

Основная часть

2. Числовой ряд

П: Перед вами на столе цифры от 1 до20. Выложите на столах числовой ряд. Проверьте задание друг у друга. (Дети проверяют). Посчитайте от 1 до 20. Будьте внимательны, один начинает счет, другие дети будут продолжать, следите за счетом. Молодцы, а теперь обратный счет от 20 до 1. (Дети считают по очереди). Хорошо, с заданием все справились.

3. Больше/меньше

П: А сейчас назовите предыдущее и последующее число. Вначале называем предыдущее число, затем последующее. (Называю числа, дети отвечают).

П: Посмотрите, у меня на доске есть знаки. Как они называются? (Знаки больше, меньше)

П: Что мы с их помощью показываем?

П: Положите числа 7 и 8 на вторую полоску, поставьте между этими числами нужный знак, прочитайте запись. (Дети читают: семь меньше восьми).

Поменяйте местами числа и поставьте знак, прочитайте запись. (Дети читают: восемь больше семи).

Предлагаю выдвинуть числа 13 и 14, поставить между ними знак, прочитать запись. Поменяйте местами числа и поставьте знак, прочитайте запись. Сложите цифры и знаки на место.

4. Решение задач.

(Вывешиваю на доску картинку).

Задача № 1. На лугу было 5 бабочек, к ним прилетели еще 3 бабочки. Сколько бабочек стало на лугу?

П: Назовите условие задачи. (Дети: на лугу было 5 бабочек, к ним прилетела еще одна бабочка). Какой вопрос в задаче? (Дети: сколько бабочек стало на лугу?) Назовите решение задачи. (Дети: 5 бабочек прибавить три бабочки получиться 8 бабочек.) «Запишите» эту задачу с помощью цифр и знаков. (5+3=). Решите задачу. (5+3=8)

Задача № 2.

П: Подумайте и составьте задачу на вычитание по этой же картинке.

(Дети составляют задачу.)

П: Молодцы. Возьмите лист и карандаш, сейчас мы напишем математический диктант.

В середине листа стоит точка, от нее мы начнем наш диктант. Будьте внимательны, начали.

5 клеток вправо, 6 клеток вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 3 клетки влево, 4 клетки вверх, 5 клеток влево, 2 клетки вверх, 6 клеток влево, 2 клетки вниз, 6 клеток вправо.

П: Хорошо, все справились с диктантом

5. Какой фигуры не стало

А сейчас поиграем в игру, «Какой фигуры не стало?»

(На фланелеграфе размещены геометрические фигуры разного цвета, дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну фигуру.)

П: 1,2,3 – на фигуры посмотри.

Дети открывают глаза и отвечают, какой фигуры не стало.

Итог урока:

П: Вот и заканчивается наше путешествие по стране «Математика». Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями. Какое задание было наиболее интересным? (Дети говорят о наиболее понравившемся задании).

П: Ребята, вы были активны, внимательны, рассудительны, молодцы. Мы еще много раз посетим эту прекрасную страну «Математика».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: