Составить подборку упражнений на развитие зрительно-моторной координации у детей с ТНР

Первоначальные задания предполагают необходимость развития умения выделять звук в слове. Быстрое и прочное запоминание образа буквы, как графическое обозначение звука, развивает умение легко находить соответствующую букву среди написанных букв, слогов и слов. Учащиеся упражняются, развивая тем самым у себя способность воспроизводить в уме и запоминать точные и ясные зрительные образы. Игровые ситуации на уроке увлекают детей, снимают усталость и напряжение.

1. Предложите ребенку “поймать звук” в слове. Для этого дайте ему три карточки, где цветок обозначает позицию звука: в начале, в середине и в конце слова.

2. Кроме того можно предложить ребенку определить, чем отличаются друг от друга изображенные на рисунке домики. Затем попросите его отобрать две одинаковые геометрические фигуры несколько экземпляров которых можно предварительно вырезать из бумаги (фигуры и домики можно сделать из цветного картона)

Если ребенок затрудняется в зрительном различении не только букв, но и геометрических фигур, то и коррекционную работу с ним надо начинать не с букв, а с выполнения более простых заданий. Для этого ребенку предлагаются сначала парные картинки с изображением одного и того же предмета, потом картинки с 2-3-мя отличиями (типа домиков), Предлагаются задания на различение геометрических фигур по форме и величине и цвету, а также задания на различение зашумленных предметов. Предлагается назвать, что изображено на картинке, обвести предметы пальчиком.

Если ребенок неправильно выполнил задание, то необходимо объяснить ему основные различия в фигурах, позволяющие научиться безошибочно различать их. При этом очень важно провести работу по уяснению ребенком таких понятий как “вверх - вниз”, “выше - ниже”, “справа - слева”

3. Найди в прямоугольниках ту букву, которая отличается от остальных:

4. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква:

5. Буквы играли в путаницу и перемешались. Какие буквы ты видишь?

6. “Глазастики ”Узнай букву пересеченную посторонними линиями:

7. Восстанови слоги:

Очень полезны прописывания смешиваемых букв в воздухе. Это позволяет за счет подключения движений руки лучше уловить имеющиеся различия.

8. Выбери и подчеркни те буквосочетания и слова, которые написаны до черты:

ЖО ОЖ ХО ОЖ ЖО КО НО ВО ЖО ЗО ЭО ОК ОЖ ЖО
ЧА ТЯ ЩА ЧА ЧА АЧ ЦА СЯ ЩА ЧА ЦЯ УА ТЯ НЯ
ОВ ВО ОФ КО ФО ОВ ОХ ОБ ОВ ОТ ОЗ ОВ АВ АФ
ТЯ ТЯ ЦА АТ ЯТ ГЯ ТЯ ТА ТИ ГА ЦЯ ДЯ ТЯ ТЯ
ГДЕ ДЕГ ГЕД ГДО ГЕД ЕГД ГДЕ ГДО ДОГ ГЕД
НИЗ НИЗ ИНЗ НИВ НЦВ ИНЗ НИЗ ЗИН АНЗ ЗНИ
КОТ ТОК ОТК ЕОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ
МАК КМА МОК КАМ КАШ ЛАК НАК КАМ МАК ЖАК

 

ШАГ АГШ ГАШ ШАГ ЖГА ШАГ ЖАГ ШАК
ЛУК ЛУК УГЛ УЛК ЛУК ЛУГ КУЛ ГУК
СВЕТ ВСЕТ ТЕВС СВЕТ ВЕСТ СЕВТ СВЕТ ЗВЕТ
СТОЛ ЛОСТ ЛОТС СТОМ СЛОТ СТОЛ СЛОМ СТОЛ
СОК СОК ОСК СОГ СЮК КСО СОК КОС ЗОК СОХ
МЫЛО ЫЛОМ МЫЛО ЛАМЫ МАЛА МИЛО МЫЛО ЛЫЛО
ЛУНА ЛУНА АНУЛ ЛЮНА ЛЫНА ЛУНА МУНА ГУНА
СНЕГ НЕГС СЕГН СНИК СНЕГ СЕГН СНЕГ СНЕК

 

ЧАСТО ЧАСОТ ТОСАЧ ЧАЕТО ЧОСТА ЧАСТО ОСТАЧ
КАКОЙ КОКОЙ КОКАЙ КОКАТ КАЙОК КАОЙК КАКОЙ
КОМОК КОКОМ МОКОК КООМК КОМОК КОЛОК КОЖОК
ПАЛЕЦ МАЛЕЦ ПАМЕЦ НАЛЕЦ ПАЛЕЦ МАНЕЦ ПАЛЕЦ
МЕДВЕДЬ ВЕДМЕДЬ ЛЕБВЕДЬ МЕДВЕДЬ МЕДВЕЛБ
СПАСИБО АСИБОС СПАСИБО ЗБАСИПО ПААХИБО
ТАБУРЕТ ТУБАРЕТ ТАБУРЕР ТУДУРЕД ТАБУРЕТ
КРОВАТЬ ХРАВАДЬ КРОВАТЬ ХХАОВАТ КРОВАТЬ

11. Озорной котенок: детям предлагается распутать клубок слов, которые запутал озорной котенок, прочитать получившиеся слова:

Таких карт с клубками можно сделать несколько, разделив на слоги множество других слов. Детям постарше можно предложить с получившимися словами составить предложения. Это повышает у учащихся интерес к логопедическим занятиям, расширяет их активный словарь, внимание мелкую моторику, закрепляет слоговую структуру слова.

12. Собери слова: детям предлагается, используя фломастеры собрать слова из разбросанных букв, разными цветами закрашивая получающиеся слова так, чтобы получилась картинка:

13. Также, учащимся начальных классов предлагается письмо под диктовку оптически сходных букв.

Буквы диктуются в определенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: ц, ц, ц, щ, щ, ц. перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит. Чтобы задание было для детей более интересным, можно использовать набор элементов прописных букв. Будут очень полезны корректурные пробы, в которых детям предлагается найти и выделить в тексте, например, все буквы “х” или все буквы “ж”. После исчезновения ошибок на уровне буквы можно переходить к письму слогов под диктовку, а затем и слов с этими буквами, например: ща, ца, ца, ща, ца, ща, ащ, ац; шуба, щенок, щепка, цпля…

И только затем учащимся 2 – 3х классов диктуются и предложения. При этом очень важно, чтобы в предлагаемом для записи речевом материале содержалось как можно больше тех букв, в узнавании которых ребенок затруднялся при выполнении предыдущих занятий. Например, при трудностях различения рукописных букв “в” и “д” можно диктовать такого типа предложения:

При “б” и “д”:

133. Составить алгоритм, которым дети с нарушением речи могут пользоваться при:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: