Придумать систему заданий на коррекцию нарушений речи детей в процессе формирования элементарных математических представлений

Цель – совершенствование системы последовательно взаимосвязанных способов работы педагога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста, направленных на речевое развитие в процессе формирования элементарных математических представлений. Решение коррекционных задач значительно отличает методику формирования элементарных математических представлений у детей с нарушением речи от методики обучения детей, не имеющих речевой патологии.

В процессе обучения детей выполнению математических операций мы расширяем их пассивный словарный запас, объясняя значение как обиходно-разговорных слов, так и математических терминов («множество», «число», «длина», «высота», «неравенство» и др.). Предлагая детям проговаривать за педагогом ход выполнения задания, мы учим их действовать по инструкции, активизируем речевое подражание, увеличиваем активный словарный запас и развиваем регулирующую функцию речи.

Большую роль формирование элементарных математических представлений играет в развитии грамматического строя речи.

При знакомстве с величиной дети усваивают сравнительные прилагательные (выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, длиннее – короче).

Большое коррегирующее значение имеет формирование пространственных представлений. Определяя пространственное положение и направление движения, дети учатся составлять грамматические конструкции, выражающие отношения между предметами, осознают значение предлогов, стараются правильно их употребить.

 

Знакомство детей-логопатов с математическими представлениями должно происходить не только в ходе специально организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, на реальных предметах – только тогда ребенок сможет увидеть, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами для себя.

Навыки количественного счета можно формировать в ходе дежурства по столовой, подготовки материалов к занятиям, во время прогулок и экскурсий (считаем ступеньки на лестнице, встретившиеся машины, дома, этажи, окна, пешеходов), при чтении сказок (можно посчитать героев). Перед сном ставим стулья разными способами: в соответствии с числом времен года, дней недели, месяцев в одном времени года, равное или больше – меньше на единицу, чем число лап у собаки или колес у автомобиля (в зависимости от темы недели).

Порядковый счет используем на физкультурных занятиях и в играх во время деления на команды. Умение ориентироваться в пространстве по отношению к себе успешно формируется в процессе утренней гимнастики, физкультурных и танцевальных занятий при ответе на вопросы “Кто стоит слева от тебя?” или при выполнении заданий “Встань справа от…”. При построении в шеренгу меряемся ростом и определяем, кто выше – ниже, во время сборов на прогулку сравниваем шарфы – чей длиннее, шире; сапоги – чей выше, формируем понятия “быстро” – “медленно”, “правый” – “левый” и т.д. Эталоны мер закрепляем во время шитья (отмеряем ткань, снимаем мерку), при приготовлении пищи и замесе соленого теста (учимся пользоваться разными условными мерками).

Песочные и циферблатные часы используются для определения времени начала и конца всех режимных моментов. Во время утренних бесед я выясняю, чем ребенок занимался в течение дня, стараюсь ввести в его речь понятия “вчера”, “завтра”, “вечером”, “утром”, “сначала”, “потом”, “раньше”, “до”, “после”. Эти же задачи решаются и при чтении произведений художественной литературы. Делая отметки в календаре погоды, можно высчитывать, который по счету сегодняшний день недели, сколько дней осталось до какого-то события.

При конструировании из бумаги закрепляются навыки ориентировки на листе бумаги, нахождения правой – левой стороны, углов, центра, деления листа на несколько равных частей. Уточнять и закреплять названия геометрических фигур с успехом можно во время игр с конструктором, геометрической мозаикой, на занятиях по аппликации и рисованию. В ходе изодеятельности закрепляются также пространственные представления (что изображено ближе – дальше, слева – справа).

Предметно-игровая среда группы также должна содействовать формированию у детей интереса к активной мыслительной деятельности. В нашей группе организован уголок занимательной математики. В уголке имеется разнообразный счетный материал, наборы геометрических фигур, магнитная доска с набором фигурных магнитов, всевозможные измерительные приспособления, (весы, линейки, мерная посуда, стрелочные, электронные и песочные часы), богатый выбор деревянных конструкторов, геометрических мозаик, трафаретов. В течение года этот материал постоянно обновляется исходя из интересов и возможностей детей.

Особое место в уголке занимают дидактические игры. В процессе занятий с ними у детей развиваются внимание, память, произвольное мышление, формируется умение сравнивать, обобщать, вычленять главное, в игре ребенок с легкостью усваивает даже трудный материал, не замечая, что его учат. Дети учатся слушать партнеров, придерживаться единых правил, соблюдать очередность игровых и речевых действий, подчинять свои интересы интересам коллектива, проигрывать без обид. В игре у детей развивается диалогическая и монологическая речь, обогащается словарный запас, формируются обобщающие понятия, умение четко формулировать свою мысль, чтобы быть понятным окружающим, совершенствуется грамматический строй речи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: