– Рассмотрите рисунок на доске и покажите:

а) кувшин, в котором воды меньше;
б) кувшин, в котором воды больше.
– Сегодня на уроке мы будем учиться сравнивать предметы по форме и величине.
Примечание. Предметы, которые имеют одинаковую форму, могут отличаться по величине (размеру). В силу их одинаковой формы отличие по объему означает и соответствующее отличие по длине (например по высоте), и соответствующее отличие по площади (например по толщине). Предметы, разные по форме, сравнивать по размерам на данном этапе обучения не имеет смысла, так как учащиеся еще не в состоянии сравнивать другие размеры, кроме линейных, а сравнение линейных размеров для предметов разной формы мало что дает.
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на странице 21. Я вам предлагаю провести математическое исследование. Готовы? Итак, рассуждаем:
– Сравните мячи на первом рисунке. Чем похожи и чем они отличаются? (Мячи отличаются размером.)
– Поставьте красную фишку на тот мяч, который меньше.
– Чем похожи и чем отличаются нарисованные матрешки? (Разный рисунок и размер.)
– Поставьте синюю фишку на ту матрешку, которая больше.
Задание № 2.
– Чем похожи нарисованные вазы? (Одинаковая форма и одинаковый рисунок.)
– Чем отличаются данные вазы? (Отличаются размером.)
– Покажите самую большую вазу.
– Покажите маленькую вазу.
– Найдите одинаковые по величине вазы и поставьте на них фишки.
(Учащиеся ставят фишки на первую и четвертую вазы.)
– Можно ли эти вазы назвать одинаковыми по другим признакам?
(Эти вазы похожи и по форме, и по рисунку. Поэтому их нельзя отличить друг от друга.)
Задание № 3.
– Какие фигуры изображены в первом ряду? [Прямоугольники (квадраты).]
– Чем отличаются данные фигуры? (Цветом и размером.)
– В данном ряду пропущен квадрат коричневого цвета. Выберите нужный квадрат коричневого цвета и проведите от него стрелку.
– Назовите цвет самого маленького прямоугольника в верхнем ряду.
(Красный цвет.)
– Найдите самый большой прямоугольник и определите его цвет. (Зеленый.)
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнение, повторяя движения за учителем. Выполнение упражнения сопровождается чтением стихотворения.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз – наклон,
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
V. Работа в печатной тетради № 1 (с. 12).
Задание № 1.
– Каким цветом вы раскрасили одинаковые воздушные шарики?
Задание № 2.
Учащиеся должны выполнить рисунок:

– Покажите самый маленький шарик.
– Покажите самый большой воздушный шарик.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнение, повторяя движения за учителем. Выполнение упражнения сопровождается чтением стихотворения.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой словно стали.






