Аудитория (посетители, слушатели) - относительно устойчивая совокупность индивидов, сформированная в процессе удовлетворения их интереса к определённым источникам информации (театральная публика, посетители учреждений культуры). Аудитория учреждений культуры, может быть реальной и потенциальной.
Реальная аудитория – это те, кто относительно постоянно посещает проводимые мероприятия, являются участниками мероприятий, кто по своему интересу привлечен к социально культурной деятельности.
В свою очередь, реальная аудитория может быть стабильной и нестабильной. При проведении массовых мероприятий работают с нестабильной аудиторией. Управлять такой аудиторией весьма сложно. Организатору необходимо, при работе с такой аудиторией, обладать знаниями по психологии, ораторским мастерством и эрудицией. Лишь часть населения составляет реальную аудиторию. Остальное население составляет потенциальную аудиторию.
Потенциальная аудитория - это та часть населения, которая могла бы быть участниками мероприятий. В этом направлении необходимо наблюдение и изучение интересов и потребностей, учёт всех особенностей аудитории (возраст, профессия, национальность, социальное положение).
|
|
Структура аудитории по возрасту. В любом возрасте есть свои специфические социально-психологические особенности, проблемы и есть определенный объём свободного времени. Именно эти причины позволяют разделить аудиторию учреждений культуры на возрастные группы: дети и подростки, молодежь, люди зрелого возраста, люди пожилого возраста.
Дети и подростки | Молодёжь | Люди зрелого возраста | Люди пожилого возраста (пенсионеры) |
6-10 лет младший школьный возраст; 11-14 лет подростки 15-16 лет отроческий возраст | 17-20 лет юношеская 21-25 лет молодёжь среднего возраста 26-30 лет молодёжь старшего возраста | 30-40 лет возраст ранней зрелости 41-50-55 лет средней зрелости 50-55-60 лет поздней зрелости, предпенсионный | 61-75 лет относительной старости 76-80 лет возраст ухода от дел 81-90 лет возраст старческого увядания, одряхления 90 и более лет долгожители |
Массовая и групповая аудитория. Аудиторию учреждений культуры подразделяют на массовую и групповую.
Термином «массовая аудитория» обозначают большое количество людей. Состав массовых аудиторий нестабилен, он меняется от мероприятия к мероприятию. В целом численность и состав массовой аудитории определяется следующими факторами:
1. Содержание мероприятия; популярная или, наоборот, специальная, форма его раскрытия.
2. Способ организации материала, жанр мероприятия.
3. Запланированный способ общения приглашенных, желаемая мера их активности.
|
|
4. Организационно-материальные условия, наличие помещения, аппаратуры, профессиональное мастерство организаторов.
Групповая аудитория отличается от массовой аудитории численностью. Формой работы с такой аудиторией часто являются беседа, встречи, конкурсные и игровые программы и т. д.
Типология аудитории
Реальная аудитория может быть представлена разнообразием типов:
1. Эмоциональный тип - для аудитории этого типа характерно частое посещение мероприятий, активное участие, удовлетворение потребностей общения, нравственно-эстетические интересы, выражение эмоций.
2. Интеллектуальный тип - характерна потребность в самообразовании, стремление к творческо-поисковым занятиям.
3. Разносторонний тип - характерны посещения содержательных программ.
4. Деятельный тип - аудитория данного типа старается познать, научиться, овладеть, проявить организационные навыки.
5. Развлекательный тип - характерно посещение таких форм программ как дискотека, вечера отдыха, концерты к праздникам и т.п.
6. Инертный тип - для представителей данного типа характерна
пассивность, неразвитость интересов.
Реальная аудитория может формироваться как специально организованная общность.
Общность - это все объединения людей, в которых существуют определённые социальные связи.
В зоне влияния учреждений культуры, наряду с дисперсной (рассеянной в пространстве) аудиторией могут быть выделены следующие общности:
· клубного типа (семейный клуб, клуб любителей музыки, молодёжный клуб, подростковый клуб и т. п.);
· регламентированного типа (трудовой коллектив, бригада, учреждения, студенческая группа, школьный класс, семья). Общности регламентированного типа функционируют в сфере рабочего времени и быта;
· нерегламентированного типа, досуговые общности (молодежные группы, компании, «люди одной профессии», «незамужние» и т. п.).
·
Аудиторию также можно классифицировать по следующим критериям:
· по возрастному (дети и подростки, молодежь, люди зрелого возраста, люди пожилого возраста);
· по образовательному (школьники, учащиеся 1-3, 4-6, 7-11 кл.), учащиеся ПТУ, училищ, техникумов, колледжей, студенты кузов, аудитория с неполным средним образованием, аудитория со средним и средне-специальным образованием, заочники, вечерники, неучащаяся молодежь);
· по критерию семейного положения (полные семьи, неполные семьи, многодетные семьи, патриархальные семьи, студенческие семьи, "трудные семьи", брачные пары, готовящиеся вступить в брак, молодожены, молодые пары, родители; матери, отцы, бабушки, дедушки (семья нескольких поколений), холостые, незамужние);
· по критерию местожительства (проживающие в общежитии, жители микрорайона, жители дома, улицы, «ребята нашего двора», новоселы, старожилы, сельские, городские жители, дачники);
· по половому критерию (мужчины, женщины, юноши, девушки, мальчики, девочки);
· по критерию принадлежности к партии, союзу, организации и т.п.;
· по производственному критерию (члены профессионального трудового коллектива (водители, ремонтники и т. п.), руководители, служащие, рабочие, рационализаторы, изобретатели, ветераны труда);
· по критерию участия в событиях (участники войны, строители БАМа, участники переворотов и т.п.);
· по критерию проведения свободного времени (участники мероприятий, компании, группы, отдыхающие туристы, члены клубного объединения, участники художественной самодеятельности, посетители кино, концертов, зрелищ, мероприятий).
Наличие общих интересов у разных людей служит объективным условием формирования аудитории.
Существуют два типа интересов:
1. социальные, характеризующие личность как таковую, вне связи с конкретными источниками информации;
|
|
2. аудиторные, когда, вступив в более или менее постоянную связь с источником информации, личность становится её потребителем.
Личность воспринимает информацию, основываясь на своём прошлом опыте. При восприятии конкретного содержания участвует не весь опыт, не вся накопленная в жизни информация, а только ее часть, которая имеет или может иметь отношение к данному содержанию. Чтобы информация была воспринята и усвоена, она должна представлять для аудитории определенную ценность, затрагивать личные интересы каждого.
Аудитория учреждений культуры может быть спокойной и возбуждённой, заинтересованной и равнодушной, благожелательной и неприветливой, доверчивой и настороженной.
Состояние аудитории можно классифицировать по следующим типам:
· состояние готовности, т.e. подготовленность или неподготовленность, слабая подготовленность слушателей;
· состояние заинтересованности, которое связано прежде всего с
характером предрасположении аудитории, при этом учитывается как интерес к содержанию информации, так и отношение и к ее носителю и способом ее подачи;
· состояние активности, отражающее разную степень поведенческих актов аудитории.
Различные аудитории (массовая, групповая) требуют различных приемов общения. Содержание каждой культурной программы должно соотноситься с характером аудитории. Восприятие программы разделяется на два вида:
1. восприятие явлений и процессов деятельности (чувственное восприятие);
2. восприятие знаковых предметов и систем различной степени сложности (восприятие произведений искусства, речи и т.д.).
Изучение интересов и потребностей аудитории.
Чтобы потенциальная аудитория стала реальной, необходимо учитывать два важных условия:
1. удовлетворение потребностей и интересов личности;
2. учет и изучение потребностей общества.
Изучить потребности можно используя различные методы исследования: контент-анализ, анкетирование, тестирование, интервью, групповой и индивидуальный опрос, эксперимент, наблюдение, социометрия. Исследования аудитории позволят полнее учитывать характерные особенности, социально-типичные признаки посетителей учреждений культуры, прогнозировать их возможные реакции на различные виды занятий и услуг. Социологическое изучение аудитории позволяет выявить реальные запросы различных групп населения. Социологические исследования позволяют увидеть человека во всей полноте его предметного окружения, динамику его деятельности и общения.
|
|