Аудитория учреждений СК сферы

Аудитория (посетители, слушатели) - относительно устойчивая совокупность индивидов, сформированная в процессе удовлетворения их интереса к определённым источникам информации (театральная публика, посетители учреждений культуры). Аудитория учреждений культуры, может быть реальной и потенциальной.

Реальная аудитория – это те, кто относительно постоянно посещает проводимые мероприятия, являются участниками мероприятий, кто по своему интересу привлечен к социально культурной деятельности.

В свою очередь, реальная аудитория может быть стабильной и нестабильной. При проведении массовых мероприятий работают с нестабильной аудиторией. Управлять такой аудиторией весьма сложно. Организатору необходимо, при работе с такой аудиторией, обладать знаниями по психологии, ораторским мастерством и эрудицией. Лишь часть населения составляет реальную аудиторию. Остальное население составляет потенциальную аудиторию.

Потенциальная аудитория - это та часть населения, которая могла бы быть участниками мероприятий. В этом направлении необходимо наблюдение и изучение интересов и потребностей, учёт всех особенностей аудитории (возраст, профессия, национальность, социальное положение).

Структура аудитории по возрасту. В любом возрасте есть свои специфические социально-психологические особенности, проблемы и есть определенный объём свободного времени. Именно эти причины позволяют разделить аудиторию учреждений культуры на возрастные группы: дети и подростки, молодежь, люди зрелого возраста, люди пожилого возраста.

Дети и подростки Молодёжь Люди зрелого возраста Люди пожилого возраста (пенсионеры)
6-10 лет младший школьный возраст; 11-14 лет подростки 15-16 лет отроческий возраст 17-20 лет юношеская 21-25 лет молодёжь среднего возраста 26-30 лет молодёжь старшего возраста 30-40 лет возраст ранней зрелости 41-50-55 лет средней зрелости 50-55-60 лет поздней зрелости, предпенсионный 61-75 лет относительной старости 76-80 лет возраст ухода от дел 81-90 лет возраст старческого увядания, одряхления 90 и более лет долгожители

Массовая и групповая аудитория. Аудиторию учреждений культуры подразделяют на массовую и групповую.

Термином «массовая аудитория» обозначают большое количество людей. Состав массовых аудиторий нестабилен, он меняется от мероприятия к мероприятию. В целом численность и состав массовой аудитории определяется следующими факторами:

1. Содержание мероприятия; популярная или, наоборот, специальная, форма его раскрытия.

2. Способ организации материала, жанр мероприятия.

3. Запланированный способ общения приглашенных, желаемая мера их активности.

4. Организационно-материальные условия, наличие помещения, аппаратуры, профессиональное мастерство организаторов.

Групповая аудитория отличается от массовой аудитории численностью. Формой работы с такой аудиторией часто являются беседа, встречи, конкурсные и игровые программы и т. д.

Типология аудитории

Реальная аудитория может быть представлена разнообразием типов:

1. Эмоциональный тип - для аудитории этого типа характерно частое посещение мероприятий, активное участие, удовлетворение потребностей общения, нравственно-эстетические интересы, выражение эмоций.

2. Интеллектуальный тип - характерна потребность в самообразовании, стремление к творческо-поисковым занятиям.

3. Разносторонний тип - характерны посещения содержательных программ.

4. Деятельный тип - аудитория данного типа старается познать, научиться, овладеть, проявить организационные навыки.

5. Развлекательный тип - характерно посещение таких форм программ как дискотека, вечера отдыха, концерты к праздникам и т.п.

6. Инертный тип - для представителей данного типа характерна
пассивность, неразвитость интересов.

Реальная аудитория может формироваться как специально организованная общность.

Общность - это все объединения людей, в которых существуют определённые социальные связи.

В зоне влияния учреждений культуры, наряду с дисперсной (рассеянной в пространстве) аудиторией могут быть выделены следующие общности:

· клубного типа (семейный клуб, клуб любителей музыки, молодёжный клуб, подростковый клуб и т. п.);

· регламентированного типа (трудовой коллектив, бригада, учреждения, студенческая группа, школьный класс, семья). Общности регламентированного типа функционируют в сфере рабочего времени и быта;

· нерегламентированного типа, досуговые общности (молодежные группы, компании, «люди одной профессии», «незамужние» и т. п.).

·

Аудиторию также можно классифицировать по следующим критериям:

· по возрастному (дети и подростки, молодежь, люди зрелого возраста, люди пожилого возраста);

· по образовательному (школьники, учащиеся 1-3, 4-6, 7-11 кл.), учащиеся ПТУ, училищ, техникумов, колледжей, студенты кузов, аудитория с неполным средним образованием, аудитория со средним и средне-специальным образованием, заочники, вечерники, неучащаяся молодежь);

· по критерию семейного положения (полные семьи, неполные семьи, многодетные семьи, патриархальные семьи, студенческие семьи, "трудные семьи", брачные пары, готовящиеся вступить в брак, молодожены, молодые пары, родители; матери, отцы, бабушки, дедушки (семья нескольких поколений), холостые, незамужние);

· по критерию местожительства (проживающие в общежитии, жители микрорайона, жители дома, улицы, «ребята нашего двора», новоселы, старожилы, сельские, городские жители, дачники);

· по половому критерию (мужчины, женщины, юноши, девушки, мальчики, девочки);

· по критерию принадлежности к партии, союзу, организации и т.п.;

· по производственному критерию (члены профессионального трудового коллектива (водители, ремонтники и т. п.), руководители, служащие, рабочие, рационализаторы, изобретатели, ветераны труда);

· по критерию участия в событиях (участники войны, строители БАМа, участники переворотов и т.п.);

· по критерию проведения свободного времени (участники мероприятий, компании, группы, отдыхающие туристы, члены клубного объединения, участники художественной самодеятельности, посетители кино, концертов, зрелищ, мероприятий).

Наличие общих интересов у разных людей служит объективным условием формирования аудитории.

Существуют два типа интересов:

1. социальные, характеризующие личность как таковую, вне связи с конкретными источниками информации;

2. аудиторные, когда, вступив в более или менее постоянную связь с источником информации, личность становится её потребителем.

Личность воспринимает информацию, основываясь на своём прошлом опыте. При восприятии конкретного содержания участвует не весь опыт, не вся накопленная в жизни информация, а только ее часть, которая имеет или может иметь отношение к данному содержанию. Чтобы информация была воспринята и усвоена, она должна представлять для аудитории определенную ценность, затрагивать личные интересы каждого.

Аудитория учреждений культуры может быть спокойной и возбуждённой, заинтересованной и равнодушной, благожелательной и неприветливой, доверчивой и настороженной.

Состояние аудитории можно классифицировать по следующим типам:

· состояние готовности, т.e. подготовленность или неподготовленность, слабая подготовленность слушателей;

· состояние заинтересованности, которое связано прежде всего с
характером предрасположении аудитории, при этом учитывается как интерес к содержанию информации, так и отношение и к ее носителю и способом ее подачи;

· состояние активности, отражающее разную степень поведенческих актов аудитории.

Различные аудитории (массовая, групповая) требуют различных приемов общения. Содержание каждой культурной программы должно соотноситься с характером аудитории. Восприятие программы разделяется на два вида:

1. восприятие явлений и процессов деятельности (чувственное восприятие);

2. восприятие знаковых предметов и систем различной степени сложности (восприятие произведений искусства, речи и т.д.).

Изучение интересов и потребностей аудитории.

Чтобы потенциальная аудитория стала реальной, необходимо учитывать два важных условия:

1. удовлетворение потребностей и интересов личности;

2. учет и изучение потребностей общества.

Изучить потребности можно используя различные методы исследования: контент-анализ, анкетирование, тестирование, интервью, групповой и индивидуальный опрос, эксперимент, наблюдение, социометрия. Исследования аудитории позволят полнее учитывать характерные особенности, социально-типичные признаки посетителей учреждений культуры, прогнозировать их возможные реакции на различные виды занятий и услуг. Социологическое изучение аудитории позволяет выявить реальные запросы различных групп населения. Социологические исследования позволяют увидеть человека во всей полноте его предметного окружения, динамику его деятельности и общения.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: