Социально-культурная деятельность декабристов

Социально-культурные преобразования в России в петровскую эпоху

1) Образование.

Отсылал за границу молодежь, чтобы научились светским манерам, да и людей толковых с собой привели.

Параллельно и в России складывается целая сеть образовательных учреждений:

· В начальных школах (они назывались «цифирные», и в них принимали детей всех сословий, кроме крепостных) обучали чтению, письму и счету;

· в средних специальных — математических, навигацких, штурманских, артиллерийских и инженерных — готовили чиновников гражданской службы и младших офицеров для армии и флота;

· высшее гуманитарное образование давала Московская Славяно-греко-латинская академия, где традиции духовного образования, основанные на изучении древних авторов, были использованы для формирования первооснов светской гуманитарной науки и культуры.

2) Книгоиздательское дело.

Новая азбука.

За время царствования Петра I было издано более 600 названий книг и брошюр.

3) Наука.

Академия Наук. При Академии были открыты университет и гимназия.

Университет имел 4 факультета:

· феология (теология),

· юриспруденция,

· медицина,

· философия.

4) Архитектура, живопись, скульптура, литература.

Петербург стал первым городам России, строительство которого носило регулярный характер. В первой четверти XVIII века получают развитие живопись и скульптура. Если среди скульпторов преобладали иностранцы, то среди художников было немало русских.

Потехи (карнавалы, «Всешутейший Собор», огненные потехи – фейерверки и ассамблеи).

Первый карнавал для простого народа Петр I устроил в 1721 году по случаю победы в Северной войне.

  «Сумасброднейший, Всешутейший и Всепьянейший собор».

Собственно, Всешутейший собор был не чем иным, как особого рода «организацией», «социальным институтом», причем «институтом» пародическим: его структура и тщательно разработанный при непосредственном участии Петра I (в основном им лично) церемониал представляли собою пародию на структуру и церемониал церкви, прежде всего православной, но, хотя в меньшей степени, также и католической.

«Огненные представления»

Фейерверки и иллюминации были наиболее яркой формой синтеза искусств в XVIII веке: помимо пиротехники они включали в себя портретную и театральную живопись, скульптуру, архитектуру, литературу, музыку.

 25 ноября 1718 г. был обнародован указ Петра I, где сообщалось об ассамблеях.

На ассамблеях гости могли, как было заявлено в указе Петра I, не только просто разговаривать о делах, но также играть в шахматы, в другие различные игры и танцевать. Еда здесь являлась неким сопутствующим элементом, своеобразным ритуалом и предполагала наличие знаний у собравшихся в области этикета.

Социально-культурные институты и их классификации.

 Социально-культурный институт – это сеть социальных институтов, обеспечивающих культурную деятельность, процессы сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, а также включение людей в определенную, адекватную для них субкультуру.

С точки зрения функционально-целевой направленности Киселева и Красильников выделяют два уровня понимания сущности социально-культурных институтов.

Первый уровень - нормативный. В данном случае социально-культурный институт рассматривается как нормативное явление, как исторически сложившаяся в обществе совокупность определенных культурных, морально-этических, эстетических, досуговых и других норм, обычаев, традиций, объединяющихся вокруг какой-либо основной, главной цели, ценности, потребности.

К социально-культурным институтам нормативного типа правомерно отнести, в первую очередь, институт семьи, язык, религию, просвещение, фольклор, науку, литературу, искусство и другие институты.

Второй уровень - учрежденческий. К социально-культурным институтам учрежденческого типа относится многочисленная сеть служб, разноведомственных структур и организаций, прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере и обладающих конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным назначением в своей отрасли. В эту группу входят непосредственно учреждения культуры, образования, искусства, досуга, спорта и т.д.

В теории и практике СКД часто используются и другие основания для типологии социально-культурных институтов:

1) по ролевой функции по отношению к потребителям культурных благ и т.д.:

a) производство духовных ценностей;

b) коммуникация, трансляция духовных ценностей;

c) организация неформальной творческой деятельности;

2) по обслуживаемому контингенту населения:

a) массовый потребитель (общедоступные);

b) отдельные социальные группы (специализированные);

c) дети, юношество (детско-юношеские);

3) по формам собственности:

a) государственные;

b) общественные;

c) акционерные;

d) частные;

4) по экономическому статусу:

a) некоммерческие;

b) полукоммерческие;

c) коммерческие;

5) по масштабам действия и охвата аудитории:

a) международные;

b) национальные (федеральные);

c) региональные;

d) местные (локальные)

Социально-культурная деятельность декабристов

Восстание декабристов(попытка государственного переворота) произошло 14 декабря 1825 года в Петербурге. Целью декабристов было упразднение самодержавия и отмена крепостного права. К просветительской деятельности в Сибири декабристы начали активно готовиться, будучи узниками Петровского каземата в Петровской «каторжной академии». Благодаря настойчивости им удалось открыть школу для детей местных жителей. Школа работала 8 лет, вплоть до отбытия декабристов на поселение. Обучение в казематской школе было строго дифференцированным: одних детей готовили в высшие учебные заведения, других – в уездные училища, третьих учили начальной грамоте и всех – ремеслам.

Обучение было столь успешным, что ученики декабристов поступали даже в Горный институт, Академию Художеств, Петербургский технологический университет.

 Вопрос о женском просвещении, поставленный на повестку дня передовой мыслью России, волновал и сибирскую общественность. И только во второй четверти XIX века, уже в значительной мере под влиянием декабристов, в Сибири появилось несколько женских учебных заведений: Сиропитательный дом Медведниковой и Институт для девиц благородного и духовного звания в Иркутске. В учебных заведениях, по данным А.Саблина, обучалось не более 150 человек.

В обстановке постоянного полицейского надзора, не  имея возможности выступать в центральной периодической печати, декабристы поддерживали сибирских литераторов в их намерении издавать свои журналы и газеты. Идея создания альманаха с символическим названием «Зарница» принадлежала П.А.Муханову. Но альманах так и не был выпущен, а рукописи, приготовленные для него, затерялись.

 

4. Общественные объединения как субъект социально-культурной деятельности

Субъект СКД в культурологическом понимании – какая-либо социальная общность или конкретный индивид, реализующий в системе предметно-практической деятельности культуро-созидающее начало, потребление и духовное освоение объектов культуры, воспроизводство себя как человека определенной исторической эпохи.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставных целей).

Общественные объединения могут создаваться в различных организационно – правовых формах. К ним относятся:

· общественная организация (созданное на основе совместной деятельности граждан для защиты их общих интересов и достижения целей, стоящих перед организацией),

· общественное движение (массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели),

· общественный фонд (один из видов некоммерческих фондов),

· общественное учреждение (цель – оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям объединения),

· орган общественной самодеятельности (цель – совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы),

· политическая партия.

5. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины II

Екатерина II придавала огромное значение образованию в жизни страны. По плану И.И. Бецкого в Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок в Петербурге, Коммерческое училище в Москве, преобразованы Кадетские корпуса.

В уездных городах учреждались двухлетние малые народные училища, в губернских - четырехлетние главные народные училища. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы. Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназиями при Московском университете составляли структуру среднего образования в России. Образование, как и все другие сферы жизни страны, в основе своей имело сословный характер. (в живописи портреты и исторические сцены)

6. Фандрайзинговые технологии в социокультурной сфере

Фандрейзинг – это сбор денег и пожертвований на проекты некоммерческих и благотворительных организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: