ОС-3 Решение ситуационно-логических задач

 

Задача 1. Как-то восьмиклассникам предложили самостоятельно разобраться в условной ситуации: "Ученик, который имел замечания по поведению, случайно разбил окно. При обсуждении этого происшествия другой ученик взял на себя вину. Можно ли назвать нравственным его поступок?"

Поступок второго ученика осудила почти половина класса. Их мотивировка: "Ученик, который разбил окно, почувствует себя безнаказанным и в следующий раз совершит еще более тяжелый проступок, надеясь, что его опять не накажут".

Треть восьмиклассников посчитала нравственным поступок второго ученика. Их аргументация: "Так как ученик, разбивший окно, имел замечание по поведению, то в дальнейшем его могли бы ожидать неприятности, например снижение оценки по поведению. А другой ученик, взяв на себя вину, оградил того от неприятностей, значит, он сделал доброе дело".

Некоторая часть восьмиклассников высказала такое мнение: "Можно считать поступок второго ученика и нравственным - разбивший случайно стекло мог понести за это большее наказание, чем это следовало, и это усугубило бы его положение. Можно считать поступок и безнравственным, так как взрослые должны добраться до истины и разбивший стекло понес бы заслуженное наказание. Это все зависит от того, с какой точки зрения смотрели бы на поступок взрослые". (Корецкий Ю. Всегда ли мы справедливы // Учит. газ.- 1979.- 29 сент.)

Чья мотивировка поступка вам кажется наиболее верной и почему? Иногда наши воспитанники считают, что нравственно то, что способно защитить одноклассника от несправедливости учителя. Почему это так происходит? Какой должна быть позиция педагога при осуществлении нравственного воспитания в ученическом коллективе?

Задача 2. В IV классе ухудшилась дисциплина. Резко упала успеваемость. Молодая классная руководительница призвала на помощь родителей. Отец Миши провел беседу с ребятами: "Ребята, пора взяться за ум! Ведь у вас до сих пор нет даже стенгазеты. Пора критиковать друг друга в печати и добиваться действенности своих выступлений".

Ребята решили создать редколлегию, в состав которой включили Мишу. Вскоре вышел первый номер газеты "Ежик". В нем была критическая заметка о некоем Сереже, который издает на уроках непонятные звуки, напоминающие лошадиное ржание. Автором этой заметки был Миша.

Он пришел из школы с синяком под глазом.

- Ничего,- утешал отец.- Когда выступаешь в печати, могут быть разные неожиданности. Не обращай внимания на это. Будь смелым и принципиальным.

- Хорошо,- сказал Миша. Потом посмотрел на отца и сказал:

- Папа, а ты тоже ябеда?

- Что ты мелешь?

- А ребята говорят, что тот, кто пишет о своем товарище всякие гадости, тот ябеда. А ты ведь тоже пишешь заметки в газету1. (Пархомовский С. Отец и сын.- М.: Знание, 1969.- С. 39.)

Какие ошибки были допущены классным руководителем и отцом Миши в работе с детьми? Какая задача нравственного воспитания выпала из поля зрения воспитателей?

Задача 3. Боря был уже в X классе, учился хорошо, пользовался авторитетом среди ребят. Дружил избирательно, всегда только с любознательными, интересными ребятами. Однажды классный руководитель услышал фразу, сказанную Борисом: "Учитель меня интересует постольку, поскольку он мне что-то дает..." Увидев классного руководителя, Борис осекся, а потом даже извинился.

Как следовало реагировать классному руководителю на слова своего воспитанника? Какие просчеты в нравственном воспитании юноши вы заметили? Каковы пути их преодоления?

Задача 4. Классного руководителя неожиданно вызвали в соседний детский сад. В кабинете заведующей она увидела заветную троицу: Алешу, Игоря и Мишу.

- Это ваши? - спросила заведующая.

- Да, мои.

- Ваши воспитанники собирались ломать сирень в нашем саду. Безобразие! Залезли через забор! Придется обратиться в милицию.

- Что же делать? Ругать? Но ведь для них это бесполезно,- думает классный руководитель и лихорадочно ищет выход из создавшегося положения.

- Простите, но, по-моему, вы ошибаетесь,- говорит классный руководитель заведующей.- Я уверена, что они шли поработать в саду, а не безобразничать.

На лицах ребят полная растерянность.

- Конечно, хотели помочь,- начинают они неуверенным голосом.

Заведующая никак не ожидала такого оборота дела и строго спрашивает:

- А почему лезли через забор?

- Так ведь так же быстрее,- находится Алеша и даже сам переходит в наступление: - Мы, Елена Петровна, говорили ей, а она не слушает, не верит нам, говорит - в милицию!..

- Ну, а лопаты что же не взяли? - спрашивает классный руководитель.

Ребята в замешательстве, но и тут Алеша нашелся.

- А мы, Елена Петровна, думали, что здесь возьмем,- говорит он с лукавой улыбкой, не понимая еще куда клонит классный руководитель, но уже догадываясь, что надо как-то выходить из скандального положения с честью.

Классный руководитель улыбается и просит помочь заведующую им с лопатами, чтобы вскопать пустующий участок земли для посадки цветов. Заведующая, поняв ее, тоже включается в эту импровизированную игру и дает распоряжение в отношении лопат.

- Ну, здорово же вы ее разыграли! - восторженно произносит Игорь, выходя из кабинета.

- Что? - удивляется классный руководитель.- Так вы что - действительно лезли за сиренью? Неужели я в вас ошиблась?

- Что вы! Это он по глупости ляпнул,- говорит Миша, строго глядя на Игоря.

- Да что вы на него обращаете внимание, что он понимает, растяпа,- включается в разговор Алеша, показывая из-за спины свой кулак Игорю.

- Ну тогда за дело! - заканчивает разговор классный руководитель. И первой начинает копать.

- Вы бы шли в школу,- говорит через некоторое время Алеша,- а мы тут и сами докончим.

- Конечно,- поддерживают Игорь и Миша.

А вскоре они возвращаются в школу с букетом сирени.

- Это нам за работу подарили,- с гордостью говорит Алеша.

После уроков на классном собрании Елена Петровна похвалила ребят за хорошую работу в детском саду и предложила поддержать их инициативу. Так "с легкой руки" трех друзей класс стал шефом детского сада. Ответственным, конечно, выбрали Алешу. А в конце учебного года за организацию активной работы с малышами ему объявили благодарность с занесением в личное дело. Как-то в разговоре он признался:

- А вы знаете, Елена Петровна, я ведь*вас тогда обманул: мы за сиренью лазили...1

1 (Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников, с. 75-78.)

Проанализируйте методы педагогического воздействия классного руководителя. Как ему удалось предмет конфликта превратить в перспективное общественно полезное дело, которое оказало воспитательное воздействие не только на провинившихся подростков, но и на весь коллектив класса?

Задача 5. В учительской возник спор.

- Для меня дисциплина - главное,- говорила Нина Васильевна, чеканя каждое слово,- Если ученика не приучить к дисциплине, то, значит, его уже не удастся приучить ни к чему.

- Да посмотрите вы в корень,- гудел сердито Иван Петрович.- Плохо ведут себя те, кто головой не работает. Значит, нужно научить работать, заинтересовать, а дисциплина приложится.

- Кто помнит Николая М.? - обратился он ко всем присутствующим в учительской.

- Это тот, что под парту прятался и кукарекал?! - спросила Нина Васильевна.

- Вот-вот, именно он, только не на всех уроках он такое проделывал,- заметил Иван Петрович.- Вчера, представьте, встретил его на улице... Знаете кем стал? Капитаном... Такой серьезный, сдержанный... Можно сказать, олицетворение дисциплины.

- Ну, это исключение из правил,- возразила Нина Васильевна.

- Что-то я не пойму, милая, что же вы считаете правилом? - вмешалась завуч.- Неужели дисциплина ради дисциплины?

- Нет, почему же... Дисциплина ради учебы.

- Это на словах... А на деле? Лишь бы в классе было тихо, а интересно ребятам или нет, неважно... Вы сегодня, между прочим, во время урока в VIII Б троих выставили из класса. Неужели только этим вы намереваетесь добиться дисциплины?

- Нет, не только... Я вызову родителей...1 (Гамаюнов И. Мир и себя открывать, с. 87.)

Чью сторону в этом споре примете вы? Как вы считаете: дисциплина - средство или результат воспитания? Каковы же пути воспитания сознательной дисциплины?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: