№ п/п | Тема | Кол-во часов | |
очная | заочная | ||
1 | Исторически возникшие и современные парадигмы и теории нации. | 3 | - |
2 | Становление и развитие национальной мысли в отечественной и зарубежной науке. | 4 | 1 |
3 | Этничность и нации. Общее и особенное. | 3 | - |
4 | Нация как исторически сложившаяся культурно-историческая общность людей. | 4 | 1 |
5 | Этноцентризм и национализм как ксенофобии и источники социальной дезинтеграции. | 4 | - |
6 | Национальный конфликт. | 4 | 1 |
7 | Нации и национальная государственность в современном мире. | 4 | - |
8 | Многонациональность современного населения Донбасса. | 4 | 1 |
9 | Национальные проблемы и межнациональные отношения в России. | 4 | - |
Всего | 34 | 4 |
Практические занятия (не предусмотрены)
Лабораторные занятия (не предусмотрены)
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа предполагает углубленное изучение лекционного материала, работу с дополнительной литературой по теме, консультации с преподавателем.
|
|
№ п/п | Название темы | Количество часов | |
очная форма | заочная форма | ||
1 | Исторически возникшие и современные парадигмы и теории нации. | 5 | 11 |
2 | Становление и развитие национальной мысли в отечественной и зарубежной науке. | 5 | 11 |
3 | Этничность и нации. Общее и особенное. | 5 | 11 |
4 | Нация как исторически сложившаяся культурно-историческая общность людей. | 5 | 11 |
5 | Этноцентризм и национализм как ксенофобии и источники социальной дезинтеграции. | 4 | 11 |
6 | Национальный конфликт. | 4 | 11 |
7 | Нации и национальная государственность в современном мире. | 4 | 11 |
8 | Многонациональность современного населения Донбасса. | 4 | 10 |
9 | Национальные проблемы и межнациональные отношения в России. | 4 | 11 |
Всего | 40 | 98 |
Индивидуальная работа
Под индивидуальными заданиями подразумевается написание реферативных работ.
1. Никколо Макиавелли и теории наций.
2. Гуго Гроций и теории наций.
3. Томас Гоббс и теории наций.
4. Буржуазно-демократические тенденции французского Просвещения.
5. Концепция нации Л. Бональда.
6. Концепция нации Ж. де Местра.
7. Концепция нации Э. Берка.
8. Национальный вопрос в общественно-политическом учении К. Маркса и Ф. Энгельса.
9. Теории наций в эпоху буржуазных революций.
10. Славянофилы и западники в спорах о будущем России.
11. Немецкая социал-демократия в империи Гогенцоллернов и национальный вопрос.
12. Социальные причины национализма.
13. Психологические причины национализма.
|
|
14. Концепции интернационализма.
15. Межнациональные отношения в современной России.
16. Проблемы развития малых народов.
17. Политическая нация и государство.
18. Род и племя.
19. Народность и народ.
20. Теории этногенеза.
Контрольные вопросы к зачету.
1. Понятия рода и племени.
2. Понятия народа и народности.
3. Понятие нации.
4. Политическая нация и государство.
5. Моноэтничные государства.
6. Полиэтничные государства.
7. Пассионарная теория этногенеза.
8. Этнические конфликты.
9. Интернационализм.
10. Шовинизм и ксенофобия.
11. Виды и формы национализма.
12. Советский подход к понятию нации.
13. Консервативная точка зрения на нацию.
14. Либеральная точка зрения на нацию.
15. Нация и культура.
16. Нация и цивилизация.
17. Формирование политической нации в современной России.
18. Проблемы развития малых народов.
19. Национальная идея.
20. Нации и классы.
Образец экзаменационного билета.
Не предусмотрен.
Образец тестового задания
Вариант 1
I. Кратко (4-5 предложений) раскройте приведенные ниже вопросы.
1. Причины этнических конфликтов.
2. «Расколотая страна» по С. Хантингтону.
3. Югославский кризис.
4. Пассионарная теория этногенеза.
5. Монистический подход к теории наций.
II. Раскройте следующие термины: племя, народ, национальная идентичность, локальная цивилизация, национализм.
Вариант 2
I. Кратко (4-5 предложений) раскройте приведенные ниже вопросы.
1. Причины религиозных конфликтов.
2. «Разорванная страна» по С. Хантингтону.
3. Украинский кризис.
4. Марксистская теория этногенеза.
5. Плюралистический подход к теории наций.
II. Раскройте следующие термины: народность, нация, культурная идентичность, общественно-экономическая формация, интернационализм.
Критерии оценивания
Согласно модульному принципу организации учебного процесса, содержание учебного курса «Теория наций и межнациональные отношения» состоит из одного содержательного модуля. Модуль состоит из теоретического материала и практических задач, выполнение которых требует овладения теорией в указанном в модуле объеме.
Оценка знаний студентов проводится по 100-балльной шкале согласно следующим критериям:
Виды контрольных мероприятий | Количество баллов |
Содержательный модуль 1 | 100 |
Посещение лекций | 10 |
Семинарские занятия | 20 |
Модульный контроль | 20 |
Самостоятельная работа (реферат) | 10 |
Зачет | 40 |
Всего за семестр: | 100 |
Итог: | 100 |
Шкала оценивания:
По шкале ЕСТS | Оценка по 100-балльной шкале, которая действует в ДонНУ | Оценка по государственной шкале (экзамен, дифференцированный зачет) | Оценка по государственной шкале (зачет) |
А | 90-100 | 5 (отлично) | зачтено |
В | 80-89 | 4 (хорошо) | зачтено |
С | 75-79 | 4 (хорошо) | зачтено |
D | 70-74 | 3 (удовлетворительно) | зачтено |
E | 60-69 | 3 (удовлетворительно) | зачтено |
FX | 35-59 | 2 (неудовлетворительно) с возможностью повторной сдачи | не зачтено |
F | 0-34 | 2 (неудовлетворительно) с возможностью повторной сдачи при условии обязательного набора дополнительных баллов | не зачтено |
Оценка “А” выставляется за правильные полные ответы на семинарских занятиях, при выполнении контрольных работ, тестовых заданий по материалам лекционного курса. При этом студент способен установить причины и последствия прошлых событий, умеет анализировать и объективно оценивать исторические персоналии, события и явления. Он должен иметь навыки, необходимые для дифференциации, интеграции и унификации знаний учебного модуля; аргументированного изложения собственной точки зрения. Важно, чтобы студент самостоятельно находил новые источники информации и использовал их в соответствии целей деятельности. Достойна внимания способность студента выявлять и анализировать основную литературу для изучения данного курса, свободно владеть понятийным аппаратом, терминологией.
|
|
Оценка “В – С” выставляется за правильные полные ответы на семинарах, при выполнении контрольных заданий, тестовых материалов и др. Отдельные ошибки, допущенные студентом, существенно не влияют на общий уровень. Важно, что студент при этом умеет установить взаимосвязь между причинами и следствиями исторических событий и явлений, довольно точно знает исторические персоналии, время, в котором они осуществляли внешнеполитическую деятельность. Кроме того, студент должен самостоятельно исправлять допущенные ошибки, знать основную литературу и обладать достаточным понятийным аппаратом.
Оценка “D – Е” требует правильных ответов на семинарских занятиях, а также во время выполнения подавляющего большинства заданий, предусмотренных в тестовых материалах. Учитывается, что студент допустил несколько существенных ошибок. При этом он знает общее содержание изученного материала, но не смог избежать некоторых ошибок, непоследовательного освещения исторических явлений и событий. К этому надо добавить слабые представления о понятийном аппарате.
Оценка “FХ” выставляется при неудовлетворительной подготовке или неполных ответах на семинарских занятиях, выполнении с ошибками заданий, предусмотренных контрольными работами и тестовыми материалами. При этом студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки при характеристике исторических событий и явлений, не понимает логики исторического процесса; не владеет понятийным аппаратом. Общий смысл работы дает основания для повторной сдачи зачета.
Оценка “F” выставляется при неудовлетворительной подготовки или неполных ответов на семинарских занятиях, выполнение с ошибками заданий, предусмотренных контрольными работами и тестовыми материалами. При этом студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки при характеристике исторических событий и явлений, не понимает логики исторического процесса; не владеет понятийным аппаратом. Общий смысл работы дает основания для повторной сдачи зачета, при условии обязательного набора дополнительных баллов.
|
|