Пути решения наличных проблем

Россия исторически является многонациональным государством. Московское царство и Российская империя, расширяясь на запад, юг и восток, включили в свой состав множество народов, в том числе и весьма далеких от русских по своему культурному коду. Нужно понимать фундаментальную разницу между ростом российской территории и колониальной политикой западных держав. В первом случае преобладающей моделью была мирная инкорпорация, во втором – поддержание единства империи военной силой, политико-экономическим и культурным давлением.

В новой России имели место случаи местного сепаратизма, у которых была не только этническая, но и религиозная и экономическая подоплека. Кроме того, определенные внешние силы (в основном на Западе и на Ближнем Востоке) заинтересованы в нарушении территориальной целостности Российской Федерации.

Сегодня межнациональные отношения в РФ являются в целом конструктивными, они основаны на понимании преимуществ жизни в едином государстве (обеспечение безопасности и экономического развития, поддержка культур малых народов и т. д.). Уже сформировалась российская политическая нация, объединяющая людей различных национальностей, религий и убеждений. При этом дальнейшее развитие цементирующих общество идей тормозится сохраняющимся «идеологическим вакуумом», образовавшимся еще в годы «перестройки».

Для укрепления межнационального диалога, улучшения межнациональных отношений необходимо проводить систематическую просветительскую работу, оперативно решать социально-экономические проблемы российских регионов и предлагать гражданам осмысленную и позитивную повестку дня. Хотя работа на перечисленных направлениях не всегда дает желаемый результат, есть серьезные основания для оптимистического взгляда в будущее.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

В соответствии с положением о балльно-рейтинговой системе оценка успеваемости студентов осуществляется в ходе текущего, рубежного и итогового контроля.

Текущий контроль - это непрерывное «отслеживание» уровня усвоения знаний и формирование умений и навыков в течение семестра и учебного года в ходе аудиторных занятий.

Формы текущего контроля: опрос на семинарских занятиях, а также короткие (до 15 мин.) задания, выполняемые студентами в ходе лекции с целью проверки наличия знаний при усвоении нового материала.

Рубежный контроль осуществляется по окончании изучения отдельных разделов – (учебных модулей) курса с целью определения качества усвоения учебного материала. В течение семестра по графику проводится один модульный контроль. Проводится он в письменной форме, а также в виде тестового контроля.

Формами рубежного контроля являются коллоквиумы, контрольные работы, тестирование по материалам учебного модуля. В ходе текущего и рубежного контроля используются фонды комплексных контрольных заданий (в первую очередь, сертифицированных в установленном порядке).

Формы текущего и рубежного контроля знаний, умений и навыков студентов устанавливаются кафедрой. Рубежные контрольные мероприятия охватывают весь программный материал (все разделы) по дисциплине «Теория наций и межнациональные отношения».

Итоговый контроль - это зачет в сессионный период по дисциплине (курсу) в целом. Полная оценка по дисциплине определяется по сумме баллов, полученных студентом по всем формам текущего и рубежного контроля и баллов, полученных при сдаче зачета.

Основная цель семинарских занятий – обеспечить коллективную работу потока, курса, группы, позволяющую проявиться индивидуальным особенностям каждого студента. Усвоение студентами дисциплины достигает эффективности при использовании активных форм и методов проведения семинара. Ведущее место здесь занимает проблемный метод обучения, который стимулирует интерес студентов к предмету и включает в себя такие понятия как «проблемный вопрос», «проблемная задача», «проблемная ситуация».

Учебный проблемный вопрос отличается краткостью формулировки, содержит в себе реальное или мнимое противоречие, вызывает затруднение при поиске на него ответа, требует размышления, рассуждения. Учебная проблемная задача помимо наличия противоречия и знаний требует дополнительной вводной информации и ориентиров при поиске решения. Основополагающим понятием в системе проблемного обучения является проблемная ситуация, т.е. моделирование затруднительной обстановки, преодоление которого требует от студента поиска новых знаний, подходов и личной оценки противоречий, заложенных в проблемном вопросе или задаче. Проблемные вопросы и задачи, поставленные на семинаре, порождают проблемную ситуацию. Учет теоретической и практической подготовки студентов позволяет найти нужное разрешение. Таким образом, проблемная ситуация является следствием выявления нестыковки между уже имеющимися знаниями и указаниями, полученными при постановке проблемного вопроса и задачи, и стимулируют студентов самостоятельно разобраться, почему это так. Использование на семинарах проблемных вопросов и задач реализует две важные задачи – приобретение новых знаний и усвоение способов мыслительной деятельности.

ТЕМЫ семинарских ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

очная заочная
1 Исторически возникшие и современные парадигмы и теории нации. 3 -
2 Становление и развитие национальной мысли в отечественной и зарубежной науке. 4 1
3 Этничность и нации. Общее и особенное. 3 -
4 Нация как исторически сложившаяся культурно-историческая общность людей. 4 1
5 Этноцентризм и национализм как ксенофобии и источники социальной дезинтеграции. 4 -
6 Национальный конфликт. 4 1
7 Нации и национальная государственность в современном мире. 4 -
8 Многонациональность современного населения Донбасса. 4 1
9 Национальные проблемы и межнациональные отношения в России. 4 -

Всего

34 4

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Исторически возникшие и современные парадигмы и теории нации.

1. Теории наций в позднем Средневековье.

А) Англия.

Б) Франция.

В) Германия.

2. Теории наций в эпоху Возрождения.

А) Италия.

Б) «Северное Возрождение».

3. Теории наций в Новое время.

А) Просвещение.

Б) Романтизм.

В) Неклассическая философия.

4. Теории наций в Новейшее время.

А) Коммуникативная.

Б) Этатистская.

В) Этнологическая.

Г) Инструменталистская.

 

Рекомендуемая литература:

1. Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализм / Э. Смит / Пер. с англ. А.В. Смирнова, Ю.М. Филиппова, Э.С. Загашвили и др. – М.: Праксис, 2004. – 464 c.
2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон / Пер. c англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. – М.: КАНОН-песс-Ц, Кучково поле, 2001. – 288 c.

 

Тема 2. Становление и развитие национальной мысли в отечественной и зарубежной науке.

1. Консерватизм.

А) Л. де Бональд, Ж. де Местр.

Б) Э. Берк.

В) О. Шпенглер.

Г) К. Н. Леонтьев.

2. Социализм.

А) К. Маркс, Ф. Энгельс.

Б) В. И. Ленин.

В) Неомарксизм.

3. Либерализм.

А) И. Кант.

Б) Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.

В) Отцы-основатели США.

4. Анархизм.

А) М. А. Бакунин.

Б) П. А. Кропоткин.

 

Рекомендуемая литература:

1. Графский В. Г. История политических и правовых учений: учебник для вузов / В. Г. Графский. – М.: Проспект, 2006. – 596 С.

2. Рассолов М. М. История политических и правовых учений: учебное пособие для вузов / М. М. Рассолов. – М.: Юнити, 2010. – 431 С.

 

Тема 3. Этничность и нации. Общее и особенное.

1. Пассионарная теория этногенеза.

А) Понятие пассионарности.

Б) Механизм и этапы этногенеза.

В) Конвиксия, консорция, субэтнос, этнос, суперэтнос.

Г) Экологическая проблематика.

2. Геополитика и геостратегия.

А) Геополитика.

Б) Геостратегия.

3. Теория цивилизаций.

А) Н. Я. Данилевский.

Б) О. Шпенглер.

В) А. Тойнби.

Г) К. Куигли.

Д) С. Хантингтон.

4. Монистический подход к истории.

А) Либерализм.

Б) Марксизм.

 

Рекомендуемая литература:

1. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. – М.: АСТ, 2006. – 511 c.

2. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка / С. Хантингтон. – М.: АСТ, 1996. – 576 c.

 

Тема 4. Нация как исторически сложившаяся культурно-историческая общность людей.

1. Языковой фактор.

А) Язык как образ мира.

Б) Язык как средство мышления.

В) Язык как средство общения.

2. Религиозный фактор.

А) Национальные религии.

Б) Государственные религии.

В) Мировые религии.

3. Политический фактор.

А) Стихийные процессы.

Б) Сознательное проектирование.

4. Исторический фактор.

А) Социальное окружение.

Б) Природное окружение.

В) Внутренние закономерности этногенеза.

 

Рекомендуемая литература:

1. Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализм / Э. Смит / Пер. с англ. А.В. Смирнова, Ю.М. Филиппова, Э.С. Загашвили и др. – М.: Праксис, 2004. – 464 c.
2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон / Пер. c англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. – М.: КАНОН-песс-Ц, Кучково поле, 2001. – 288 c.

 

Тема 5. Этноцентризм и национализм как ксенофобии и источники социальной дезинтеграции.

1. Ксенофобия.

А) Причины ксенофобии.

Б) Ее последствия.

В) Способы ее преодоления.

2. Национализм.

А) Западная Европа.

Б) Россия.

В) Китай.

Г) Исламский мир.

3. Этноцентризм.

А) Причины этноцентризма.

Б) Его влияние на политику и экономику.

В) Его влияние на культуру.

 

Рекомендуемая литература:

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон / Пер. c англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. – М.: КАНОН-песс-Ц, Кучково поле, 2001. – 288 c.

2. Геллнер Э. Нации и национализм / Э. Геллнер / Пер. c англ. / Ред. и послес. И. И. Крупника. –М.: Прогресс, 1991. – 320 с.

 

Тема 6. Национальный конфликт.

1. Причины национальных конфликтов.

А) Политика.

Б) Экономика.

В) Социум.

Г) Культура.

2. Их специфика и динамика.

А) Специфика.

Б) Динамика.

3. Способы их урегулирования.

А) Миротворческие миссии.

Б) Дипломатия.

В) Программы развития.

 

Рекомендуемая литература:

1. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года / Э. Хобсбаум / Пер. с англ. А. А. Васильева. – Санкт-Петербург: Издательство «Алетейя», 1995. – 320 с.

2. Цыганков П. А. Теория международных отношений: Учеб. Пособие / П. А. Цыганков. – М.: Гардарики, 2002. – 400 С.

 

Тема 7. Нации и национальная государственность в современном мире.

1. Моноэтничные государства.

А) Япония.

Б) Польша.

В) Северная и Южная Корея.

2. Полиэтничные государства.

А) Россия.

Б) Китай.

В) США.

3. Политическая нация и государство.

А) Формирование наций и капитализм.

Б) Концепция «государства-нации».

Рекомендуемая литература:

1. Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализм / Э. Смит / Пер. с англ. А.В. Смирнова, Ю.М. Филиппова, Э.С. Загашвили и др. – М.: Праксис, 2004. – 464 c.
2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон / Пер. c англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. – М.: КАНОН-песс-Ц, Кучково поле, 2001. – 288 c.

 

Тема 8. Многонациональность современного населения Донбасса.

1. История.

А) Средние века.

Б) Новое время.

В) Новейшее время.

2. Современность.

А) Основные подходы к выстраиванию межнациональных отношений.

Б) Феномен «Русской весны».

3. Интернационализм и дружба народов.

А) Интернационализм.

Б) Дружба народов.

 

Рекомендуемая литература:

1. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь / Л. Н. Гумилев. – М.: Мысль, 1989. – 766 с.

2. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. – М.: АСТ, 2006. – 511 c.

3. Донецк: Историко-краеведческий очерк / рук. авт. колл. С. Ф. Поважный. – 2-е изд., доп. и испр. – Донецк: Донбасс, 1981. – 328 с.

 

Тема 9. Национальные проблемы и межнациональные отношения в России.

1. Формирование политической нации.

А) Единое политическое, экономическое и правовое пространство.

Б) Русские и россияне.

В) Соотношение национальной, религиозной и политической идентичности.

2. Проблемы развития малых народов.

А) Северный Кавказ.

Б) Центральная Россия.

В) Сибирь и Дальний Восток.

3. Проблемы межнациональных отношений.

А) Психологические факторы.

Б) Культурные факторы.

В) Политические и социально-экономические факторы.

 

Рекомендуемая литература:

1. Колобов О. А. Политология. Избранные труды / О. А. Колобов. – Н. Новгород: Вектор Тис, 2000. – 720 С.

2. Переслегин С. Б. Самоучитель игры на «мировой шахматной доске»: законы геополитики // Классика геополитики. XX век. – М.: АСТ, 2003.

3. Переслегин С. Б. Самоучитель игры на «мировой шахматной доске»: основные понятия геополитики // Классика геополитики. XIX век. – М.: АСТ, 2003.

4. ТЕМАТИКА УЧЕБНОЙ КУРСОВОЙ РАБОТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ (при наличии)

 

Не предусмотрено.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: