Материально-техническое обеспечение учебного процесса

В материально-техническое обеспечение дисциплины входят учебные аудитории, учебная лаборатория кафедры международных отношений, библиотечные фонды ДонНУ, а также доступ к ресурсам сети Интернет.

Рекомендованная литература

(Прим. детальный список дополнительной литературы находится у преподавателя)

Основная

1. Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма / Э. Смит / пер. с англ. А. В. Смирнова, Ю. М. Филиппова, Э. С. Загашвили и др. – М.: Праксис, 2004. – 464 c.
2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон / пер. c англ. В. Николаева; вступ. ст. С. Баньковской. – М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. – 288 c.

 


Дополнительная

1. Геллнер Э. Нации и национализм / Э. Геллнер / пер. c англ. / ред. и послес. И. И. Крупника. – М.: Прогресс, 1991. – 320 с.

2. Колобов О. А. Политология. Избранные труды / О. А. Колобов. – Н. Новгород: Вектор Тис, 2000. – 720 c.

3. Переслегин С. Б. Самоучитель игры на «мировой шахматной доске»: законы геополитики / С. Б. Переслегин // Классика геополитики. XX век. – М.: АСТ, 2003. – C. 700-731.

4. Переслегин С. Б. Самоучитель игры на «мировой шахматной доске»: основные понятия геополитики / С. Б. Переслегин // Классика геополитики. XIX век. – М.: АСТ, 2003. – С. 680-700.

5. Теория международных отношений на рубеже столетий / под ред. К. Буса и С. Смита / пер. с англ. / общ. ред. и предисл. П. А. Цыганкова. – М.: Гардарики, 2002. – 364 c.

6. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года / Э. Хобсбаум / пер. с англ. А. А. Васильева. – СПб.: Алетейя, 1995. – 320 с.

7. Цыганков П. А. Теория международных отношений: учеб. пособие / П. А. Цыганков. – М.: Гардарики, 2002. – 400 c.

8. Morgenthau H. J. Politics Among Nations. The Struggle for Power and Peace / H. J. Morgenthau. – N.Y.: Alfred A. Knopf, 1948. – 489 p.

 

Нормативные документы

Не предусмотрены.

 

Информационные ресурсы

Библиотека гуманитарной литературы – http://www.gumer.info/;

сайт издательства «Международные отношения» – http://www.inter-rel.ru/;

сайт журнала «Международные процессы» – http://www.intertrends.ru/;

официальный сайт МИД РФ – http://www.mid.ru/ru/home;

библиотека военной литературы – http://www.militera.org/.

 

Программное обеспечение (при наличии)

Рабочая программа рассмотрена и переутверждена на заседании кафедры с изменениями (без изменений) на 201____ год.

Протокол заседания кафедры № ___ от ____.

И.о. зав. кафедрой __________                                                                               Морозов Р. Н.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

(Конспект лекций учебной дисциплины)

 

Рекомендации к прослушиванию лекционного курса

Лекция – одна из основных форм учебной работы в ВУЗе. В системе Донецкого национального университета более половины учебно-аудиторного времени студенты проводят в лекционных аудиториях. Лекция – живое слово преподавателя, специалиста в своей области знания. В ней рассматриваются не все, но самые главные, узловые вопросы каждой темы курса, сообщаются новейшие научные достижения. Лекция – научная и методическая основа для самостоятельной работы студентов. Она предшествует семинарским занятиям и дает направление всей подготовки к ним. Лекция помогает не только овладеть определенной системой знаний, но в значительной степени облегчает и сокращает путь к познанию.

Студент на лекции должен не только слушать, а слушать работая. Запись лекции – одно из необходимых условий успешной учебы, поэтому с первых дней пребывания в вузе необходимо упорно учиться этому искусству. Работая на лекции, необходимо уделить основное внимание логике изложения темы преподавателем, системе его аргументации. Конспект лекции нужен не только для того, чтобы потом использовать его для подготовки к семинару, зачету, экзамену. Запись излагаемого лектором материала способствует лучшему его усвоению, анализу, запоминанию. При записи лекций работают все виды памяти - зрительная, слуховая, моторная. Конспект лекции необходим для систематизирования изучаемого материала, обобщения пройденного. Практика показывает, что далеко не все студенты, особенно первокурсники, умеют записывать лекции. Они пытаются записывать их дословно, но не успевают, оставляют чистые листы, не дописывают фразы, часто пропускают главные положения. Такие записи, лишенные логического смысла, практически бесполезны. Другие, наоборот, пишут очень мало, ограничиваясь заголовками и планами.

В процессе конспектирования лекции целесообразно учитывать следующие рекомендации:

1. Лекции по каждой изучаемой дисциплине следует вести в тетради, отдельной от практических (семинарских) занятий.

2. Обязательно записывать тему и план лекции.

3. Стараться излагать содержание лекции своими словами, ясно формулировать и выделять тезисы, отделять их от аргументов.

4. Рекомендуется соблюдать поля, на которых можно по ходу лекции и в дальнейшем записывать возникшие вопросы, замечания, дополнения и т.д.

5. Полезно использовать выделение в тексте отдельных ключевых слов и понятий, заголовков и подзаголовков, что облегчает чтение и восприятие текста при его последующем использовании для подготовки к семинарскому (практическому) занятию, сдаче зачета (экзамена).

6. Нужно учиться записывать лекции кратко, используя общепринятые сокращения слов и фраз.

Навыки конспектирования лекций, как и всякие трудовые навыки, приобретаются в процессе работы, поэтому чужие, даже образцовые конспекты не могут заменить того, что дается только опытом.

Тема 1. Исторически возникшие и современные парадигмы и теории нации

Эпоха Возрождения.

Раннее Новое время.

Марксизм.

Либерализм.

Согласно распространенному мнению (Л. Н. Гумилев и др.) этносы существуют с доисторической древности. Нации, напротив, являются сравнительно поздним продуктом исторического развития человечества. Их формирование связано с вызреванием капиталистических отношений в недрах феодализма. Преодоление феодальной раздробленности, создание централизованных государств сделали возможным распространение единого культурного кода и политического сознания на достаточно большую территорию. Молодые западноевропейские нации были одной из наиболее влиятельных сил, противостоявших универсалистским претензиям Римско-католической церкви и Священной римской империи германской нации. Теоретики эпохи Возрождения и раннего Нового времени рассматривали целый ряд факторов, цементирующих нацию – политический, экономический, языковой, религиозный, исторический и другие. Важным завоеванием общественно-политической мысли была концепция народного суверенитета, распространившаяся в эпоху Просвещения. Впрочем, западные европейцы сравнительно поздно признали право на политическое самоопределение за неевропейскими народами. Даже умеренная трактовка данного права, предложенная в 1918 г. президентом США В. Вильсоном, вызвала критику британских, французских и даже американских политиков. Большевики в своем неприятии колониализма были гораздо радикальнее. В общественных науках XX в. наибольшее распространение получили две трактовки нации – марксистская и либеральная. Согласно первой из них, нацию создает общность экономики, языка, территории и психологического склада. Либеральные теоретики делают акцент на роли демократических институтов и рыночной экономики, а также на общности ценностей.

Оживленные дискуссии о национальном факторе в международных отношениях, о способах предотвращения и разрешения этнических и религиозных конфликтов продолжаются и сегодня.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: