Преподаватель, достаточно хорошо зная слабые и сильные стороны студентов, отношение каждого из них к учебе и т.д., определяет персональные задания. Это конкретные первоисточники для изучения и конспектирования, учебная литература и научные журналы. Чтобы достичь эффекта, необходимо продумать, как дифференцировать задание, что должен сделать в рамках общего задания каждый студент.
Материалы учебников рекомендуются для изучения всем студентам, но методы предлагаются индивидуально. Студенты, лучше разбирающиеся в теоретических вопросах, отсылаются дополнительно к конкретным статьям и журналам. Наиболее подготовленным студентам поручают подготовить рефераты, ставить проблемные вопросы и задачи, составлять структурно-логические и поисковые схемы. Преподаватель интересуется у студентов о ходе подготовки реферата, подбора необходимой литературы, дает советы по изложению материала.
Студентам, выполняющим задание по анализу конкретных проблем, необходима постоянная корректировка в поиске нужного материала. Основным методом овладения теорией является самостоятельная работа студентов над первоисточниками. Так как не все студенты могут качественно выполнять данный вид работы, за ними осуществляется руководство и индивидуальный контроль преподавателя. Одному оказывается помощь в полноценном изучении рекомендованной литературы, другому – в преодолении психологических трудностей, мешающим разобраться в первоисточнике, выделить, главные идеи монографии.
Таким образом, преподаватель в ходе встреч, с одной стороны, контролирует и убеждается, на каком уровне находится выполнение задания, с другой, ориентирует студентов на его дальнейшее выполнение. Нередко у части студентов возникает необходимость получения консультации у преподавателя. В этом случае проводятся кратковременные консультации для дальнейшего стимулирования студентов к самостоятельной работе. Если же обнаруживается, что какой-то вопрос не поддается усвоению, то преподаватель, проводит дополнительную групповую консультацию.
Тема 1. Исторически возникшие и современные парадигмы и теории нации. | Ознакомление с раннебуржуазными теориями нации. |
Тема 2. Становление и развитие национальной мысли в отечественной и зарубежной науке. | Ознакомление с советским подходом к национальному вопросу. |
Тема 3. Этничность и нации. Общее и особенное. | Сравнительный анализ монистического и плюралистического подходов к национальному вопросу. |
Тема 4. Нация как исторически сложившаяся культурно-историческая общность людей. | Анализ языкового, исторического, политического, религиозного факторов формирования нации в виде доклада. |
Тема 5. Этноцентризм и национализм как ксенофобии и источники социальной дезинтеграции. | Работа с учебной и справочной литературой. |
Тема 6. Национальный конфликт. | Написание эссе о причинах Югославского кризиса. |
Тема 7. Нации и национальная государственность в современном мире. | Ознакомление с национальной политикой ведущих государств мира. |
Тема 8. Многонациональность современного населения Донбасса. | Изучение учебных и справочных материалов по этнической истории Донбасса. |
Тема 9. Национальные проблемы и межнациональные отношения в России. | Изучение специфики межнациональных отношений в РФ на рубеже тысячелетий. |