На Древнем Востоке и в Античном мире

Экономическая мысль

в государствах Древнего Востока

Древность – достаточно условное понятие, но обычно к нему относят период VII–I тысячелетия до нашей эры. За точ-ку отсчёта принимают окончание неолитической революции, когда целый ряд племён Евразии стал вести осёдлый образ жизни и земледелие стало основным занятием. Завершение этого периода связывают с переходом к Античности. За этот гигантский промежуток времени – семь тысяч лет были сформированы основные социальные институты: частная и кол-лективная собственность, семья, система родового строя, община, религия, право, государство.

Не случайно принято считать, что экономическая наука зародилась именно в странах Древнего Востока – в колыбели мировой цивилизации. В силу ряда благоприятных условий, таких, как география, тёплый климат, наличие пищи, высокая концентрация населения, страны Древнего Востока рано пережили процесс политического объединения, экономический подъём и культурный расцвет. Когда появились первые древневосточные государства, начался процесс становления государственного права. Оно должно было постепенно вытеснить родовое право, основанное на принципах «око за око, зуб за зуб, кровь за кровь, жизнь за жизнь». Кроме того, необходимо было регламентировать новые имущественные связи и усложнившуюся хозяйственную практику. Поэтому памятники экономической мысли Древнего Востока – это, как правило, своды законов и сочинения по искусству государственного управления.

Из дошедших до наших времен ранних письменных источников наиболее известным является так называемый кодекс законов Вавилонии, принятый в XVIII веке до н.э. царём Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.). Он консолидировал общество и экономическую жизнь старовавилонского государства. Внешне кодекс был нацелен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого», но фактически закреплённые в нём правовые нормы жёстко регламентировали натурально-хозяйственные основы, увязав их с экономической и гражданской ответственностью.

Так, за покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение в рабство либо смертная казнь. Своеобразные требования государство узаконило в части снижения тяжести кабалы и рабства за долги, а также ростовщичества. К примеру, граждане-вавилоняне по новым законам впредь не лишались своих земельных наделов за долги; масштабы ростовщичества были «упорядочены» так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды – 33%.

Древнекитайский философ Конфуций (Кун-цзы) (551–479 гг. до н.э.) заложил основы конфуцианства. Это этико-политическое учение оказывало огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет. Основным элементом конфуцианской модели «благородного мужа» стало уважение к старшим, государство рассматривалось как большая семья, а правитель – как «отец народа». Конфуций предложил программу морального совершенствования человека в целях стабилизации экономического и социального строя Китая. По его мнению, необходимо:

более равномерно распределять богатство;

облегчать бремя налогов;

привлекать народ к исполнению трудовых повинностей, не нарушая цикла земледельческих работ.

В IV–III веках до н.э. в Китае сложилась тоталитарно-бюрократическая система, её идеологами были так называемые легисты. Самый известный из них – Шан Ян (390–338 гг. до н.э.) правил областью Шан в империи Цинь. Он сформулировал следующие принципы государственного управления:

жёсткая централизация власти, управления собственностью и работами в государстве;

максимальное ограничение торговли и товарно-денежных отношений;

контроль над ценами;

строгий учёт и контроль над деятельностью крестьян и ремесленников;

принуждение к общественным работам «бездельников, кутил и нахлебников».

К числу самых древних из дошедших до нас первоисточников по истории общественной мысли относятся созданные в XI веке до н.э. в Индии «Законы Ману». В них регламентируются права и отношения собственности. В более поздних древнеиндийских трактатах содержится описание государственного и хозяйственного устройства Древней Индии, правил купли-продажи, найма работников, заключения сделок, осуществления торговых операций, ценообразования.

Важнейшим источником сведений об общественных отношениях, экономике, политических институтах Древней Индии является трактат «Артхашастра» (буквально – «наука о пользе»). Автором трактата считается древнеиндийский государственный деятель Каутилья (IV век до н.э.), который считал, что государство должно:

производить заселение и устройство новых областей;

предоставлять поселянам землю в личное пользование при условии своевременной уплаты налогов;

строить и охранять ирригационные сооружения;

выделять средства на развитие торговли и ремёсел;

финансировать проведение общественных работ.

Организация и управление государственным хозяйством

Краткий обзор древнейших источников позволяет сделать вывод о том, что для азиатского способа организации производства были характерны следующие черты:

чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли;

ведущая роль в экономике отводится собственности государства;

неприкосновенность частной собственности.

Государственная система в этом случае стремится к автаркии, то есть к самообеспечению и изоляции от других систем, к захвату жизненного пространства и построению терри-ториальных Империй.

На вершине пирамиды азиатского общества стоит «Царский Дом» или «Совет Верховных Жрецов», они составляют около четверти процента от всего населения. Доля чиновной бюрократии – жрецы, писцы, сборщики налогов, надсмотрщики – весьма высока, она составляет приблизительно 12–17%. Рабы преимущественно принадлежат царскому дому или храмам, это около 20% населения. Оставшееся население – зависимые земледельцы или ремесленники, которые не имеют личной собственности и тем более рабов.

Но уже тогда в недрах натурального хозяйства и восточного рабства, где государство играло ведущую роль и активно участвовало в экономических процессах, неумолимо расширялись масштабы товарно-денежных отношений, а проблемы сосуществования государственной, общинной и частной собственности становились всё более злободневными.

В дальнейшем на протяжении первого тысячелетия до нашей эры необходимость осмысления сути экономических категорий и законов проявила себя не менее остро в государствах классического, или античного, рабства.

Социально-экономические проблемы в эпоху Античности

Античность – особый период в истории Средиземноморья. Он начинается примерно в VIII веке до н.э. вместе с подъёмом Карфагена и основанием Рима, когда формируются греческие города-государства (Спарта, Афины, Фивы). Заканчивается этот период в V веке уже нашей эры с падением Западной Римской империи. В античные времена сочетались различные политические и экономические модели и уклады, были опробованы демократия и деспотия, правление аристократии (лучших) и олигархии (богатых), административно-бюрократические и военные системы правления. Экономика этого периода носит преимущественно натуральный характер, население в основном занято в сельском хозяйстве. Но уже высоко развиты ремёсла, значительных масштабов достигает дорожное и жилищное строительство, кораблестроение.

Поскольку сравнительно небольшие полисы, да и крупные регионы не могут обеспечить себя всем необходимым, активно развивается торговля. Формируются рынки зерна, скота, вина, масла, строительных и отделочных материалов, оружия, рабов. Развиваются товарно-денежные отношения. Формируется единая конвертируемая система мер и весов. Проводятся широкомасштабные кредитные операции.

Социальная структура античной эпохи весьма сложная.

Крупные земельные собственники и рабовладельцы – аристократия, патриции составляют от 0,5 до 1,5% населения. Основная масса – плебеи. Это свободные земледельцы, которые владеют небольшими наделами земли, а иногда и рабами. Они – средний слой Античности – гарант прочности и стабильности всей системы. Его доля в населении колеблется от 80 до 50%, уменьшение её до 30% знаменует наступление общего кризиса античной социально-политической системы. Он явился следствием социального конфликта между крупными и мелкими землевладельцами, их интересами в отношении распределения земли и прочих ресурсов.

Экономические взгляды мыслителей Древней Греции

В Древней Греции и Римской империи экономические воззрения систематизируются и приобретают научный облик. Выразителями научных теорий были, как правило, мыслители-философы и отдельные правители рабовладельческих государств. Выдающихся греческих философов Ксенофонта, Платона, Аристотеля уже с полным правом можно назвать первыми учёными-экономистами.

Ксенофонт (430–355 годы до н.э.) в трактате «О домашнем хозяйстве» дал характеристику образцовых, с его точки зрения, хозяйства и гражданина. В труде «О доходах» он попытался найти выход из экономических трудностей Древней Греции того времени. Важнейшими идеями трактата «О домашнем хозяйстве» стали два вывода:

естественным положением является разделение труда на умственный и физический, а разделение людей – на свободных и рабов;

любой товар обладает полезными свойствами (потребительная стоимость) и способностью обмениваться на другой товар (меновая стоимость).

Ксенофонт делит экономику на отрасли, пишет о сельском хозяйстве, ремесленничестве и торговле.

Платон (427–347 гг. до н.э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил её в своём труде «Государство». Он подробно высказывается о специализации трудовой деятельности, анализирует значение основных профессий в хозяйстве и занятость профессиональным трудом.

Некоторые взгляды Платона на экономические и социальные процессы исключительно интересны. Так, возникновение государства он связал с удовлетворением повседневных потребностей людей и с обменом. Государство может существовать длительное время только в том случае, если оно основано на натуральном хозяйстве и если деньги имеют ограниченное хождение. Поэтому он считал, что горожан надо наделять земельными наделами. Однако имущество граждан не должно быть чрезмерным. Запрещаются ссуды под проценты. Закон должен устанавливать пределы колебаний цен. В таком государстве не будет ни богатых, ни бедных. Платон стремился доказать, что большое богатство и счастье несовместимы. Богатый человек не может быть вполне хорошим человеком, так как, по крайней мере, часть его богатства приобретается и расходуется несправедливо.

Однако наибольший вклад в экономическую науку Платон внёс косвенно, создав теорию идеального общественного устройства. Основой такого устройства является идея справедливости. Общество устроено справедливо, если каждый занимается тем, к чему он приспособлен в наибольшей степени. Поясняя это, Платон вводит существование трёх основных добродетелей человека: мудрость, мужество и сдержи-вающая мера. Мудрые должны править, мужественные – воевать, добропорядочные (сдерживающая мера) – вести хозяйство. Те, кто не обладает ни одной добродетелью, должны быть рабами. В итоге справедливое общество делится на четыре класса: правители; воины; свободные крестьяне и ремесленники; рабы. 

По мнению Платона, правители не должны иметь частной собственности, чтобы ничего не отвлекало их от ежедневных забот об общественном благе. Напротив, крестьяне и ремесленники могут быть собственниками, так как это побуждает их лучше трудиться.

Благодаря такому устройству, как полагал Платон, исчезнет соперничество и раздоры, а суды станут ненужными, равно как золото и серебро. Деньгами послужат бумажные знаки, чтобы исключить торговлю с соседними странами. Будут запрещены кредит и процент. Всё имущество подлежит учёту, основываясь на нём, государство отбирает у граждан любой излишек, который превышает установленный максимум.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) – гениальный учёный и мыслитель древности пошёл дальше Ксенофонта и Платона. Он заложил основы экономической науки, приблизился к пониманию стоимости товаров, выявил экономическую сущность обмена, предложил трактовку цены как денежной меры стоимости. У него есть интересные мысли о происхождении и функциях денег, об их превращении в капитал, приносящий собственнику новые деньги.

Ключевые положения труда Аристотеля «Политика» следующие:

обязательно наличие частной собственности;

все виды деятельности разделены на две группы: экономия, то есть производство для удовлетворения естественных потребностей, что достойно одобрения; хрематистика, то есть производство и обмен для обогащения, что достойно порицания;

деньги выступают в роли соизмерителя ценностей при обмене, и поэтому их нельзя ссужать;

государство важнее семьи и отдельной личности.

Аристотель проявлял консерватизм в ряде взглядов на экономические явления. К примеру, он отрицательно относился к развитию торговли и денежных отношений в Греции того периода, идеализировал небольшие натуральные земледельческие хозяйства, оправдывал рабство и считал рабов «говорящими орудиями».

Аристотель вывел из таких философских обобщений, как «истина – посредине» и «лучшее – мера», концепцию преодоления социальных антагонизмов путём создания некоторого среднего класса, который составляет фундамент идеального государства. Другая заслуга Аристотеля состоит в развитии теорий потребительской и меновой стоимости и в анализе развития форм торговли. Он показал, как меновая торговля по схеме «товар – товар» сменяется товарным обращением по схеме «товар – деньги – товар», а затем – денежным обращением по схеме «деньги – товар – деньги».

Экономическая политика римских императоров

Кризис республиканского строя в Риме и гражданские войны I века до н.э. обусловили переход к императорской власти. Первым императором – принценсом Рима стал Октавиан Август (63 до н.э. – 14 н.э.) Главной его целью стало «умиротворение» империи, то есть стабилизация рабовладельческого строя. Он издал закон, который запрещал отпускать рабов на волю, ранее 20 лет со дня их покупки, восстановил древний закон, санкционировавший казнь всех рабов и вольноотпущенников, которые находились в доме в момент убийства хозяина. Он задабривал плебеев, раздавая дешёвый хлеб и деньги, устраивая массовые зрелища. Август сконцентрировал в своих руках финансы и военную силу государства, что позволило проводить политику, направленную на расширение государственной территории и захват рабов. Эту политику продолжили и другие императоры.

Социально-экономический кризис, который разразился в III веке н.э. в Древнем Риме, потряс основы рабовладельческого строя. Пришло в упадок сельское хозяйство, свёртывалась торговля, расстроилось денежное обращение. Большое распространение получил колонат, то есть передача крупными землевладельцами и государством своей земли в аренду мелким производителям.

В этих условиях император Диоклетиан (284–305) встал на путь реформ. Он пытался стабилизировать денежное обращение. Для этого он организовал чеканку полноценных золотых, серебряных и медных монет, заменив ходившие ранее низкопробные монеты. Но реформа была недостаточно хорошо просчитана, и пришлось вернуть в обращение низкопробные монеты. Подверглась изменению система нало-гообложения. Большинство податей взималось в натуральной форме, а размеры налогов устанавливались едиными для всех жителей империи. Величина налогов пересматривалась каждые пять лет. За налоговые поступления с рабов и колонов отвечали землевладельцы, а за горожан – члены городских курий, это способствовало закреплению трудящегося населения к месту жительства.

Диоклетиану не удалось упорядочить денежное обращение, товарные цены в империи росли, что отражалось на поступлении налогов. Поэтому в 301 г. император издал эдикт о твёрдых ценах и твёрдых ставках заработной платы, но они слабо учитывали хозяйственную ситуацию в отдельных частях государства.

Император Константин (306–337) продолжил реформы Диоклетиана. При нём удалось достаточно точно вычислить рыночную стоимость золота в слитках. Константин ввёл монометаллизм, запустив в обращение золотой солид, и используя серебро только в как мелкую разменную монету. Но, несмотря на успех реформы, наряду с солидами продолжали находиться слитки золота и серебра.

Венцом экономической политики Константина стал закон «О беглых колонах» в 332 г. Уход колонов приводил не только к сворачиванию сельскохозяйственного производства на местах, но и разрушал действие всей системы налоговой эксплуатации трудящегося населения, так как подати могли взиматься только при условии обработки земли. Закон обязывал возвращать беглецов в поместье, а в наказание – заставлять их работать в цепях. Колоны прикреплялись к своим участкам навечно.

Экономические мысли древнеримских ученых и политиков

В Древнем Риме рабовладельческие производственные отношения достигли значительного развития. Римские рабы происходили в основном из военнопленных, трудились они главным образом в сельском хозяйстве, и положение их было очень тяжёлым. Именно в Древнем Риме противоречия рабовладельческого способа производства достигли наибольшей остроты и привели, в конечном счёте, к возникновению колоната. В тоже время на протяжении столетий беднейшие слои свободного населения упорно боролись за землю, и иногда борьба принимала драматические формы. Всё это наложило отпечаток на характер экономической мысли Древнего Рима, которая в основном решала аграрные проблемы. Такие учёные, писатели и политики, как Катон, Цицерон, Плиний старший уделяли внимание экономике сельского хозяйства, земельной собственности, организации труда рабов, высказывали мысли о роли отдельных видов экономической деятельности, а также множество хозяйственных советов.

Катон Старший (234–149 до н.э.) в своём сочинении «О земледелии» первым в экономической мысли Древнего Рима поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав её с организацией производства и обмена. Он стремился достичь соответствующего эффекта через регламентацию средств труда и самого процесса производства. Огромная роль отводилась им хозяину поместья, который должен был хорошо знать календарь земледельческих работ и все необходимые агротехнические приёмы. Таким образом, рентабельность подневольного труда ставилась в зависимость от многих факторов. В трактате Катона просматривается своеобразное представление о рабовладельческом поместье: это не просто некоторая форма натурального хозяйства, а организация производства с определённой рыночной ориентацией.

Марк Туллий Цицерон (107–44 до н.э.) – крупный политический деятель, адвокат и знаменитый оратор, сторонник республиканских традиций и идеолог старой римской аристократии. Он был одним из самых богатых людей Рима в период поздней республики, всегда высказывался в поддержку крупного землевладения и оптовой торговли, причём его деятельность в этих сферах носила не только теоретический, но и активно практический характер

Что весьма несвойственно для римского патриция – Цицерон ратовал за «справедливое» отношение к ростовщикам. Он объяснял это тем, что государству крайне необходимы крупные кредиты для ведения войны за расширение империи и для осуществления активной социальной политики: раздача хлеба и устройство зрелищ, организация общественных мероприятий, строительство дорог, водопровода, бань, библиотек, гимнасиев.

Луций Аней Сенека (3 до н.э. – 65 н.э.) – наиболее яркий представитель идеологии римского стоицизма., эстет, моралист, крупный землевладелец и рабовладелец, воспитатель императора Нерона, в первые годы формального правления которого был одним из реальных правителей Империи.

Стоики проповедовали политическую пассивность, индивидуализм, этику нравственного самосовершенствования. Их идеи полны пессимизма. Основой концепции стоиков стало учение о «естественном состоянии» (натуральном) и «естественном праве». «Противоестественной» жизнью они считали праздность, роскошь, разврат, стремление к удовольствиям и накоплению богатства, поскольку такая жизнь невозможна без угнетения бедных.

В условиях рабовладельческого строя Сенека отстаивал идею духовной свободы и равенства всех людей. Он доказывал, что рабы по сути своей равны другим людям, обладают теми же душевными качествами. Рабами люди становятся не «от природы», а по вине обстоятельств. Но, критикуя рабовладение, Сенека не находил ему никакой альтернативы.

Гай Плиний Старший (23–79) был энциклопедически образованным человеком, он создал обширный труд – «Естественную историю» в 37-ми книгах. Это сочинение охватывало все современные отрасли знания. Плиний прямо осуждал не только рабовладельческие отношения, но и крупное землевладение. Он призывал землевладельцев к умеренности, предлагая использовать натурально-хозяйственные возможности в организации производства. Плиний не одобрял чрезмерную интенсификацию хозяйства, которая невозможна и даже убыточна в условиях рабовладения, и поэтому он отдавал предпочтение колонату.

Задания. Вопросы. Ответы.
Определите границы «Древнего времени». Что можно сказать о хозяйственной жизни в этот период? Когда и с какой целью был принят кодекс законов Хаммурапи? При помощи каких средств и приёмов Конфуций призывал государей управлять народом? Кого считают автором трактата «Артхашастра», где он был написан, в какое время и чему посвящён? Очертите временные и территори-альные границы Античности. Что характерно для экономики этого периода? Назовите крупнейших мыслителей Древней Греции, в работах которых исследовались экономические вопросы. Какие экономические и социальные проблемы рассматривали великие греческие философы? Дайте характеристику содержания экономической политики римских императоров. Назовите виднейших учёных и политиков Древнего Рима, которые в своих трудах изложили анализ хозяйственной жизни общества. Какие два направления выделяют в античной экономической мысли? Какой уровень анализа при этом используется?  
Задания. Тесты. Ответы.
1. Какие черты были характерны для азиатского способа производства: а) чрезмерная регламентация хозяйственной жизни; б) ведущая роль в экономике принадлежит государству; в) неприкосновенность частной собственности; г) всемерное развитие товарно-денежных отношений. 2. В своём труде «Государство» Платон положительно оценивал следующие экономические и социальные процессы: а) поощрение развития натурального хозяйства; б) наделение всех горожан земельными наделами; в) выдача ссуд под проценты; г) ограничение законом пределов колебаний цен. 3. Основными положениями труда Аристотеля «Политика» являются: а) необходимость наличия в экономике частной собственности; б) содействие расширению производства для удовлетворения естественных потребностей населения; в) поощрение производства и обмена для накопления капитала; г) поощрение ростовщичества как основы кредитных операция для развития экономической деятельности граждан. 4. Тоталитарно-бюрократическая система Китая (IV век до н.э.) базировалась на идеологии легистов, которые придерживались следующих принципов государственного управления: а) жёсткая централизация власти, управления собственностью в государстве; б) максимальное ограничение торговли и товарно-денежных отношений; в) свободное ценообразование; г) максимально возможная свобода предпринимательской деятельности. 5. В труде «Государство» Платон положительно оценивал: а) поощрение развития натурального хозяйства; б) наделение всех горожан земельными наделами; в) выдача ссуд под проценты; г) законодательное ограничение пределов колебаний цен. 6. В трактате «О земледелии» Катон связал эффективность рабовладельческого хозяйства: а) с организацией производства и обмена; б) с регламентацией отношений между рабами и землевладельцами; в) с развитием товарно-денежных отношений; г) с интенсификацией сельскохо-зяйственной деятельности.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: