Глава 7. Экономическая мысль средневековья

Общая характеристика

экономической мысли Средневековья

Исторические рамки Средних веков в современной экономической науке ограничивают тысячелетием между падением Западной Римской Империи (конец V века) и началом эпохи Великих географических открытий и «первоначального накопления капитала» (вторая половина XV века).

На развитие как европейской, так и арабской экономической мысли в Средние века оказали влияние два основных фактора. Первый – религия (католицизм и мусульманство соответственно), она облекла практически все сферы интеллектуально-художественной деятельности, особенно образова-ние, науку и право в религиозно-этическую форму. Второй фактор – феодальный уклад хозяйственной деятельности, который базируется на личной зависимости крестьян от землевладельцев и преимущественно натуральном ведении хозяй-ства. Эти два фактора влияния обусловили и два подхода к экономическим вопросам.

К светскому направлению экономической мысли Средневековья можно отнести Кодексы, Правды, Уложения. Их предназначение состояло в том, чтобы упорядочивать хозяйственную жизнь, защищать собственность и регламентировать распределительные и перераспределительные отношения и процессы.

Духовное направление в экономической идеологии раннего христианства выразилось в работах Отцов церкви; Коране; ересях; учении Фомы Аквинского. В центре внимания средневековых авторов стоят этические вопросы и главный из них: как привести хозяйственную практику в соответствие с божественным замыслом?

Экономическая мысль в странах Исламского

арабского Востока

В Аравии, когда зарождались феодальные отношения, в конце VI – начале VII веков феодальная и торговая знать стремилась к достижению двух целей, во-первых, образовать на Аравийском полуострове единое государство и, во-вторых, завоевать новые торговые пути. Это стремление получило отражение в новой религиозной идеологии – исламе. Основателем ислама был мекканский купец Мухаммед.

Уже в начальной стадии формирования ислама Мухаммед проповедовал дух умеренности, непоклонения богатству, милосердия, призывал избегать «греховной расточительности, дабы не остаться обедневшим». Он установил правила для наследования имущества и распределения средств, которые поступают в виде обязательного внесения милостыни (заката). Годовая норма заката не превышала двух-трех процентов от стоимости имущества лица, вносящего милостыню. На основе заката и пятой части военной добычи был сформирован общественный фонд в целях оказания материальной поддержки неимущих.

Мухаммед создал Коран («Чтение»), который он преподносил как откровения ему от Бога. Коран отражал интересы арабских купцов, в нём много внимания уделяется торговле, но активно осуждается ростовщичество. Коран освящает существование общественных классов, невольники (рабы) признаются необходимой составной частью общественной организации. Рабами могли быть только иноверцы, жители захваченных территорий. Коран не допускает мысли о возможности наделить рабов богатством в такой же мере, как их господ. Но, тем не менее, хотя Коран и видит в рабстве нормальное явление, в нём всё же нет чрезмерного восхваления института рабства, более того, верующим рекомендуется при известных условиях отпускать рабов на свободу.

На формирование идеологии мусульманства, особенно его экономической части, огромное влияние оказала хозяйственная этика иудаизма. Из Ветхого завета было почерпнуто:

учение о «правде и справедливости», состоящее в неукоснительном следовании установленным нормам и законам, в соблюдении ограничений и требований во всех без исключения сферах человеческой деятельности;

понятие о собственности, вверенной Богом во временное управление семье, общине и нуждающейся в рачительном использовании и приумножении;

отношение к семье (роду) как к самодостаточной социаль-ной и хозяйственной единице и более важной ценности, чем отдельная человеческая жизнь;

обязательное требование оказывать помощь «слабым»: вдовам, сиротам, больным, старикам, странникам и принимать участие в делах общины;

непримиримое отношение к ростовщичеству, которое в мусульманском мире запрещено, по крайней мере, по отношению к единоверцам;

терпимое отношение к торговле, если только не нарушаются принципы справедливости, то есть используется правильная система мер и веса;

понятие о миссии, то есть надо «построить дом, посадить дерево, продолжить род».

Принятие мусульманства способствовало сплочению ближневосточных обществ и их быстрому экономическому развитию в VIII–XIII веках. В XII–XIII веке наблюдается исключительный подъём арабской науки, которая оказала большое влияние и на европейскую мысль.

Ибн Хальдун (1332–1406) – выдающийся арабский мыслитель и государственный деятель.

Ибн Хальдун, исследуя в своих работах цену и стоимость, выдвинул важный тезис о том, что в продуктах заключается «труд, который проявляется как стоимость». Отсюда логично вытекало, что продукты труда приобретаются «путём равноценного обмена… по стоимости». Ибн Хальдун учил, что золото и серебро «служат воплощением стоимости всего того, что человек создал своим трудом…», и отличал стоимость от цены. Так, он указывал, что если на рынке мало предметов роскоши, то цена будет выше «стоимости их труда». Получение промышленной прибыли Ибн Хальдун объяснял тем, что богатые «нанимают кого-нибудь», так как эти люди «не получают взамен что-либо равноценного этому труду». К торговой же прибыли он подходил чисто эмпирически, указывая, что торговец «покупает по дешёвой цене, а продает по дорогой».

Ибн Хальдун оперирует понятием необходимого и избыточного труда. Избыточный продукт он связывает с промышленностью и торговлей, отрицая его в сельском хозяйстве. По мнению Хальдуна, все сельские жители и осёдлые землевладельцы и кочевники-скотоводы имеют возможность производить лишь столько благ, сколько необходимо для удовлет-ворения их первейших потребностей. Только в городах благодаря скоплению больших масс рабочих рук и широкому применению разделения труда возникают предпосылки для создания избыточного продукта.

Указывая на огромное значение денег в экономике, Хальдун безоговорочно осуждал порчу монеты, не делая исключения даже для халифов. Он категорически отрицает ту точку зрения, будто источником богатств в некоторых странах является изобилие драгоценных металлов в их недрах. Корни богатства нужно искать в расцвете общественной жизни в странах Востока, а этот расцвет связан с «обилием труда». Иными словами, причину благосостояния народов следует искать в трудолюбивом населении.

Заботясь о развитии товарно-денежных отношений, Хальдун, однако, стремился сохранить феодальный строй и считал, что «самое действенное средство достижения расцвета общественной жизни – это уменьшение размера налогов».

Экономическая мысль

западноевропейского Средневековья

После социально-политической катастрофы VI века, вызванной ожесточёнными войнами, экстраординарными чумными эпидемиями и общим ухудшением климата в связи с похолоданием, хозяйственные системы в Западной Европе деградируют. В раннее Средневековье приходят в упадок города и ремёсла, наука и культура.

Упрощается социальная структура. Подавляющую часть населения – 90% составляют крестьяне, которые находятся в разной степени зависимости от землевладельца. Вместе с торговцами и ремесленниками они образуют податное сословие – уплачивают основную массу налогов. Владельцы земли – феодалы составляют не более 1,5% населения. Они освобождены от уплаты налогов, но должны нести военную службу, заниматься судопроизводством, обеспечивать поддержание общественного порядка.

Для понимания экономической мысли западного Средневековья необходимо исходить из того, что только в романизированных странах Западной Европы (Италия, Византия, Испания, отчасти Франция) феодализм возник на почве римского колоната, опираясь на феодальное наследство Античности. В других странах (Англия, Германия, Польша, Чехия, Венгрия, Румыния, Болгария) его формирование происходило в основном, на почве разложения общины и в жестокой борьбе с ней. Весь период формирования и укрепления феодальных отношений, который растянулся с VI по XI века, заполнен противостоянием крестьянской общины и феодального поместья. Поэтому вопросы рационализации функционирования феодального хозяйства заняли большое место в экономических исследованиях западноевропейского Средневековья. В разных документах на протяжении многих столетий делались попытки определить оптимальные принципы организации поместного хозяйства и найти методы наиболее эффективного труда крепостных.

Экономические мысль в средние века не породила объёмистых учёных трактатов, но всё же она существовала и была своеобразной. Её следы нужно искать в других источниках: это записи обычного права отдельных племен; королевские ордонансы и статусы; экономическое законодательство городов; хозяйственные регламенты феодальных имений, инструкции управляющим, описи крестьянских повинностей; цеховые уставы; сочинения богословов и юристов; хроники крестьянских восстаний; произведения утопистов и проповеди отцов церкви.

Средневековая экономическая мысль имеет много общего с античной. Так же тесно она связана с экономической политикой. Вопросы организации национального хозяйства считались самыми важными и получили своё относительное разрешение. Преобладание натурального хозяйства формировало схожее представление об экономической жизни, поэтому практические наставления по ведению хозяйства церковные авторитеты заимствовали у римских авторов.

Классические проблемы рыночного хозяйства (денежное обращение, цена, стоимость), которые в будущем заняли огромное место в экономических исследованиях, мало интересовали мыслителей Средневековья. Лишь немногие, как Фома Аквинский, считали эти вопросы актуальными. В основном преобладало недоверчивое отношение к торговле. Большой популярностью пользовалась регламентация торговой деятельности, натурально-хозяйственное ограничение разных форм производства считалось преимуществом и выдавалось за социальную добродетель. Цеховые уставы и хозяйственные регламенты городов, а тем более принципы организации феодального хозяйства подтверждают эти тенденции.

Экономическая политика

и доктрина периода классического Средневековья

В период классического Средневековья (XI–XV вв.) феодализм достигает наивысшего подъёма, и экономическая мысль Западной Европы вступает в новую фазу. Жизнь, породившая множество новых проблем, многообразные экономические и социальные контакты привела к эволюции экономической политики.

Следует помнить, что в средние века монастыри были не только убежищами и социальными приютами, культурными, научными и образовательными центрами, библиотеками, но и административно-хозяйственными центрами, а также крупными производственными единицами. Сама церковь приобщалась к взиманию налогов и к ведению хозяйства. В этот период церковь вообще оказывала сильное влияние на экономические взгляды, прежде всего, через Библию (Ветхий Завет) и Евангелия (Новый Завет).

Именно в это время возникает своеобразная теория крепостничества, изложенная в трактате «Обычаи Англии», где крепостнический произвол возводится в норму. В английских описях XIII века, составленных в поместьях (манорах), точно перечислялись повинности крепостного (виллана), указывался размер его земельного надела, определялся статус крепостного. В этих документах получила выражение своеобразная концепция экономической жизни того времени.

Развитие феодализма неоднократно ставило вопрос о поиске оптимальной формы рентных отношений. Отработочная рента, или барщина, на основе перераспределении живого труда и сильной личной зависимости крестьянина от землевладельца, заменялась оброчной, на основе перераспределения натурального продукта, а в некоторых случаях и денеж-ной. Этот переход, безусловно, сыграл прогрессивную роль в истории феодальной экономики, так как ускорял развитие производительных сил.

Справедливость ренты оправдывалась библейскими текстами и апелляцией к принципам христианской морали, которая призывает эксплуатируемых к смирению. Экономическая мысль пыталась оправдать взимание феодальной ренты и доказать, что её получение является справедливым и достойным. Этот вопрос занял важное место в экономической доктрине католицизма.

Манориальная (поместная) система Англии ориентировалась на натуральное хозяйство. Тем не менее, экономическая политика английских крепостников в XIII веке отчасти пыталась преодолеть его ограниченность. Так, в поместных инструкциях рекомендовалось своевременно отправлять на соседние рынки излишки сельскохозяйственных продуктов и продавать их, вести учёт выручке; нанимать при необходимости батраков; покупать разные изделия в городах; изымать часть оброков и штрафов в денежной форме. Почти всем повинностям вилланов давалась денежная оценка, и если у крестьянина появлялись деньги, поместная администрация переводила его на денежный оброк.

Значительные изменения в экономической политике феодалов Западной Европы произошли на рубеже XIII–XIV веков. Под влиянием экономических противоречий феодального поместья и обострения классовой борьбы, которая выразилась в массовом бегстве крепостных, восстаниях городской бедноты, феодалы допускают переход к оброчной системе эксплуатации. В XIV–XV вв. они отказываются от некоторых крайних форм личного господства над крестьянами и крепостнического произвола, чтобы вывести сельское хозяйство из тупика.

Гарантируя минимальные возможности развития сельского хозяйства, феодалы добивались расширения эксплуатации крепостных на более прочной экономической основе поземельной зависимости.

Евангелия (Новый Завет).

Католическая школа канонистов

Экономические идеи раннего христианства носили ярко выраженный антисобственнический характер. Накопление богатств в любой форме, а особенно в денежной, осуждается. Любой труд, но особенно физический, – обязанность человека перед Богом. Денежные, торговые, ростовщические операции третируются, так как они несправедливые, нечестные, ведут к неравенству. Через Евангелия проходят, многократно повторяясь, идеи: «что проку человеку, если он приобретёт все сокровища мира сего, а душу свою потеряет», «легче верблюду пройти в игольное ушко, нежели богатому обрести царствие небесное».

Особо подчёркивается, что Христос не имел собственности, денег, отказался от семьи, жил со своими учениками в единой хозяйственной общине и призывал к тому своих последователей. Раннее христианство ярко выражало идеи уравнительного коллективизма, аскетизма, служения ближнему, исполнения долга, не признавало знатности, обособленности и сословно-классовых различий.

С превращением католической Церкви в системообразующий институт раннефеодального общества, который выполнял важные административные и хозяйственные функции, изменяется и экономическая идеология христианства. Выразителями её стали канонисты.

Одним из первых христианских теологов и основателем школы канонистов был Августин Блаженный (353–430). Он сыграл заметную роль в идеологической трансформации христианства.

Если раннее христианство стремилось к разрушению большой патриархальной семьи и переводу социальных контактов на общину, то Церковь, начиная с V–VI вв., берёт семью под свою опеку: регулирование брачных отношений, стимулирование рождаемости, воспроизводство семейного уклада, послушание родителям.

Изменяется и отношение к деньгам. Они по-прежнему зло, но зло неизбежное, а благотворительность может оправдать их наличие. Собственность трактуется в духе Ветхого Завета как вверенная Богом в управление, а посягательства на неё – покушение на божественный порядок. Неравенство также является частью божественного замысла. Каждое сословие имеет своё предназначение перед Богом и должно ему следовать, за что воздастся в «ином мире», где все будут равны. Смягчается и отношение к торговле. Если после покупки или перед продажей товары подвергаются какой-либо обработке, пускай даже незначительной, такая деятельность допустима для христианина.

Центральной экономической идеей канонистов было учение о «справедливой цене» как установленной Богом, под ней, по существу, имели в виду цену, равную трудовым затратам. Они учили, что «несоблюдение пропорционального равенства поведёт к распадению общества». Присвоение торговой прибыли и процента рассматривалось как нарушение обмена по «справедливой цене». Канонисты однозначно осуждали чистую спекуляцию и ростовщичество, за которое следует отлучать от Церкви, и требовали запрещения крупной торговли.

Фома Аквинский об экономических категориях

В период позднего Средневековья (XII–XIV вв.) феодальное общество принимает ярко выраженный сословный характер. Наиболее полно доктрину поздних канонистов выразил Фома Аквинский (1224–1265).

Итальянский епископ Фома Аквинский – автор обширного сочинения по теологии, где суммируются канонические взгляды католической церкви. Определённое место в этих канонах (законах) занимают экономические воззрения, которые опираются, прежде всего, на труды Аристотеля.

По утверждению Фомы Аквинского, «справедливая» цена должна отвечать двум требованиям. Во-первых, она призвана обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством «труда и издержек». Во-вторых, «справедливой» является цена, которая обеспечивает участникам обмена «пропитание» по их социальному статусу. Один уровень благосостояния цена должна обеспечить ремесленнику, другой – священнослужителю, третий – феодалу. В цене должны учитываться и затраты на хранение, доставку товаров, а также страховка на случай возможных утрат товара.

Каноник признает справедливость получения надбавки к первоначальной цене и прибытка, возникающего в результате участия в создании продукта сил природы. Люди неодинаковы по своему положению и характеру знаний. Получение владельцем земли рентного дохода позволяет ему заниматься умственным трудом в интересах общества, во имя «спасения остальных». Тот, кому предназначено заниматься физическим трудом, обязан трудиться.

Фома Аквинский осуждал ростовщичество. Взимание процента он сравнивал с продажей того, чего не существует в природе. Но денежные займы на содержание наёмной армии, государственные нужды допустимы. В этом случае взимание процента – компенсация за риск потери денежной ссуды.

Он считал, что деньги возникают в результате договоренности, для удобства обмена. Создаются деньги по указанию королевской власти; она чеканит монету и обозначает её ценность. Фома Аквинский выступает против «порчи» денег, рекомендует копить и хранить денежный запас, заботиться о частной собственности, защищая и умножая её.

Канонические рецепты и предписания носят нормативный характер и определяют этику поведения: это – «греховно», а это – «угодно Богу». Они соответствуют сословной иерархии, интересам церковной и королевской власти.

Экономические взгляды народов России

(IX–XVII вв.)

Для изучения феодальных отношений в Киевском государстве важнейшее значение имеет такой документ, как Русская Правда. Русская Правда – сборник установлений правды, закона, своего рода кодекс гражданского права. Он содержит нормы имущественных отношений, принципы возмещения за утраты и преступления. Положения Правды, свод обычаев, судебные установления, терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни в Киевской Руси.

Сохранилось несколько вариантов Русской Правды: «краткий» – первоначальный и «пространный» – созданный позднее более полный вариант. Правда складывалась при Ярославе Мудром (978–1054) и его преемниках: детях и внуке – Владимире Мономахе (1053–1125). «Поучение» Мономаха – яркий литературный памятник, содержит наставления и комментарий к Правде.

Русская Правда устанавливает нормы права в соответствии с канонами христианской религии. Она не признает решения судебных споров с помощью кровавого поединка по принципу «у кого меч острее, тот и берёт верх». Большинство статей Пространной Правды посвящено нормам хозяйственных взаимоотношений: праву собственности, принципам наследования, наказаниям за нарушение пахотной межи, прак-тике возмещения денежных и натуральных долгов. Так «...за ссуду мёда и жита возмещать надобно с надбавкой». Господин имеет право бить смерда «за дело», но не «без вины». «Кого застанут ночью у клети или на каком воровстве, могут убить как собаку; если же продержат пойманного вора до рассвета, то должны вести его на княжий двор, в суд». «Аще кто без повелений на чужом коне ездит, да ся тепет по три краты», то есть получит три удара в качестве наказания.

Как письменный свод древнерусского права Русская Правда упорядочивает систему имущественных отношений, долговых обязательств, нормы наказаний, степень ответственности представителей разных социальных групп, «верви» (общины). Кроме того, Русская Правда – ценнейший источник сведений о нормах хозяйственной жизни и экономических отношениях. Из неё мы узнаем о денежной системе, металлических деньгах и мехах, которые исполняют роль денег, о торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В списках Правды есть таксы на постройку и починку мостов, изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов с денежной ссуды, предоставленной в заём.

Русская Правда позволяет обрисовать основы имущественного и сословного деления. Верхний слой – «княжие люди» (дружина князя); затем – «люди» (свободные, обязанные платить дань князю); на нижней ступени – «холопы», за которых отвечает их господин. За нанесение увечья или убийство холопа полагается нести возмещение как за истребление или порчу чужого имущества. Холоп, ударивший свободного, может быть подвергнут побоям, или его хозяин должен уплатить пеню в виде возмещения.

С конца XV столетия в России активно шёл процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединение в централизованное государство. В XVI веке развитие феодализма в России вступило в новую фазу, началось широкое наступление на крестьянство, которое теряет право «перехода», усиливается барщинная эксплуатация, на смену боярской вотчине приходит поместье.

Многие процессы экономической жизни России того времени нашли отражение в Судебниках XV и XVI веков. В этих юридических документах отразилась борьба за землю, которую феодалы вели и между собой и с крестьянами. Усиление крестьянской зависимости выразилось в Судебнике 1497 г., когда был установлен определённый срок для крестьянского перехода от одного феодала к другому в Юрьев день. Впоследствии указами от 1580-х годов «О заповедных летах» крестьяне фактически лишились права перехода.

В середине XVI века вопросы социально-экономического характера занимают всё более значительное место в литературе. Представляют интерес сочинения писателя-священника Ермолая, получившего при пострижении в монахи имя Эразма. Особого внимания заслуживает его руководство для правителей и царей, точно названное «Благохотящим царём правительница». Здесь автор развивает план реформ, прелагает изменить податную систему, определить в законе повинность крестьян в отношении помещиков, обсуждает порядок дворянской службы.

Рост товарно-денежных отношений и усиление значения денег при господстве характерного для феодального строя натурального хозяйства отразились в другом знаменитом произведении XVI века – «Домострое». Естественно, что здесь главным образом решались проблемы организации натурального хозяйства, но в связи с активным расширением внутреннего рынка и развитием внешней торговли в тот период ана-лизировался также и неотъемлемый от этих процессов рост товарного производства.

«Домострой» является не только сборником поучений и наставлений, но и трактатом на экономические темы. Только предметом рассмотрения его авторов является не всё общество или страна в целом, а семья или «дом», не народное хозяйство, а хозяйство богатой семьи, то есть решаются вопросы на уровне микроэкономики. Это яркий документ экономической мысли феодальной эпохи. Советы «Домостроя» ориентированы на натуральное хозяйство, мало связанное с рынком. Вместе с тем, авторы предписывают иногда покупать в расчёте на прибыль при продаже, рекомендуют использовать наёмный труд, а холопов отпускать на волю.

Существенно отличаются от рассмотренных выше сочинений XVI века произведения Ивана Пересветова. Он подал Ивану IV ряд сочинений, в которых содержалась программа политики в отношении дворянства, впоследствии осуществлённая Иваном Грозным.

Пересветов – сторонник неограниченной самодержавной власти. Державная власть должна сформировать дворянское войско в 20 тысяч человек, хорошо вооружённых и щедро награждённых, его боеспособность будет значительно выше, чем у необученной стотысячной армии. Для проведения такой реорганизации войска надо увеличить государственные доходы и сосредоточить их полностью в центральной царской казне. Пересветов предлагал и некоторые меры в отношении торговли, частности установление твердых цен на товары.

В целом программа социально-экономической политики, предложенная Пересветовым, носила чётко определённый классовый характер. Она преследовала двоякие цели. С одной стороны, усиление самодержавия с опорой на рядовое дворянство, а, с другой стороны, преодоление остатков феодальной раздробленности и произвола боярской аристократии.

Развитие торговли и товарного производства также отразилось в литературе XVI века. Памятником по истории торговли и купечества этого времени является трёхчастная Торговая книга, составленная неизвестными авторами. В первой части говорится о весах, мерах и денежном счёте, во второй – об иностранных товарах, в третьей – о русских товарах и их ценах. Торговая книга была руководством для купцов и справочником цен на товары. Появление такого рода руководства свидетельствовало о значительном развитии как внутренней, так и внешней торговли.

Русская экономическая мысль в XVI века нашла своё выражение в значительном числе сочинений, написанных в то время. На смену богословской литературе, тесно связанной с церковным мировоззрением, пришли произведения светского характера. Среди них можно найти сочинения, посвящённые социально-экономической тематике и, более того, вопросам узко экономического характера как сочинения Пересветова и Торговая книга.

Задания. Вопросы. Ответы.
Определите временные границы средних веков. Попробуйте охарактеризовать общую экономическую ситуацию периода раннего и позднего Средневековья. Какие источники отражают развитие средневековой экономической мысли? Кого считают автором Корана? Какие экономические вопросы стояли в центре внимания средневековых авторов? Как происходило формирование феодализма в Западной Европе? Какие признаки рынка появились в период классического средневековья? В чём выразилась трансформация экономической идеологии христианства в средние века? Кого принято называть канонистами? Назовите имена представителей этой школы. Какую цену Фома Аквинский называл «справедливой»? Кто был автором (или авторами) Русской Правды? С какой целью она создавалась? В каких письменных источниках отражены экономические процессы, происходившие в России в XV–XVI веках?  
Задания. Тесты. Ответы.
1. В каких странах формирование феодализма происходило на почве разложения общины: а) Англия; б) Византия; в) Венгрия; г) Испания. 2. Из Ветхого завета ислам почерпнул следующие идеи: а) понятие о миссии, то есть надо «построить дом, посадить дерево, продолжить род»; б) понятие о собственности, вверенной Богом во временное управление семье, общине и нуждаю-щейся в рачительном использовании и приумножении; в) терпимое отношение к ростовщичеству; г) отношение к общине, как к более важной ценности, чем семья и отдельная человеческая жизнь. 3. Исследуя проблемы экономического роста, Ибн Хальдун считал, что источником богатства в странах является: а) изобилие драгоценных металлов в недрах страны; б) рост городского населения; в) расширение сельскохозяйственного производства; г) трудолюбивое население. 4. Основные экономические идеи раннего христианства выражались в следующем: а) накопление богатства в натуральной форме необходимо для улучшения жизни людей; б) любой труд, особенно физический, – обязанность человека перед Богом; в) ростовщические операции необходимо искоренить, так как они нечестные и ведут к неравенству; г) знатность и сословно-классовые различия противоестественны. 5. Что осуждал Фома Аквинский: а) торговлю; б) частную собственность; в) ростовщичество; г) сословную иерархию. 6. Какие проблемы не нашли отражения в «Домострое»: а) рост товарного производства; б) прибыль от продажи; в) содержание армии; г) использование наёмного труда. 7. Программа Ивана Пересветова пре-дусматривала: а) реорганизацию войска; б) установление твердых цен на товары; в) снижение расходов государства; г) усиление роли боярства.  

 

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. теоретические системы

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: