И приватизация собственности

Внутриэкономическая либерализация

Формально товарно-денежные отношения и цены существовали и в плановой экономике. Однако за внешней формой денег, цен, сделок купли-продажи и других рыночных понятий не было реального денежного механизма. Спрос не воздействовал на цену, не формировались равновесные цены, отсутствовала конкуренция. Цены устанавливались централизованно на основе затрат с учётом политических соображений, были оторваны от мирового рынка, относительные цены отражали диспропорции производства. Поэтому главной мерой перехода к реальным рыночным отношениям должно было стать освобождение рыночных форм от подавления их со стороны административно-командной (плановой) системы, то есть либерализация экономики.

Либерализация внутриэкономических отношений в народном хозяйстве связана с тремя моментами. Во-первых, освобождение процесса формирования цен от централизованного регулирования, то есть «отпуск» цен. Это мероприятие выступает как исходный и важнейший момент либерализации. Во-вторых, введение свободы торговли для физических и юридических лиц. И, наконец, в-третьих, наиболее глубокий и сложный момент либерализации – подчинение деятельности производителей требованиям рынка, то есть интересам потребителей, или спроса. Все эти требования резко меняют существовавшую в плановой экономике систему хозяйствования, сам образ жизни и мышления людей, порождает в обществе сложные проблемы и противоречия.

«Отпуск» цен приводит сразу же к их существенному повышению. Очевидным следствием этого становится уменьшение реальных доходов и снижение жизненного уровня населения, изменение структуры потребления, возникают сложные проблемы для предприятий по закупке сырья и материалов, выплате заработной платы и многие другие. Так в России лишь в январе 1992 г. потребительские цены выросли в 3,5 раза по сравнению с декабрем 1991 г., в то время, как номинальная заработная плата за этот период выросла всего на 40%. Физический объем товарооборота в январе 1992 г. составил около 1/3 от января 1991 г. В целом за 1992 г. потребительские цены выросли более чем в 25 раз.

В теории выделяется два варианта «отпуска» цен: одномоментный («шоковый») и постепенный («градуалистский»). На деле реальная политика либерализации, скорее, носит «смешанный» характер, склоняясь в сторону того или иного варианта. Чем меньше развиты рыночные отношения к началу либерализации, тем менее эффективен «шоковый» вариант. В России в этом смысле процесс либерализации цен проходит труднее, чем во многих странах, хотя и прошел достаточно быстро. Уже в январе 1992 г. стали свободными 80% цен на товары производственного назначения (кроме цен на энергоносители и транспорт) и 90% цен на потребительские товары (в стоимостном выражении).

Либерализация цен была введена в России со 2 января 1992 г., она не подкреплялась приватизацией собственности и демократизацией, поэтому с самого начала возникло значительное социальное напряжение в обществе. Влияние отпуска цен оказалось даже более мощным, чем решительная атака на военно-промышленный комплекс, когда объём закупок вооружений и военной техники в 1992 г. был сокращён по сравнению с 1991 г. в 8 раз. В условиях господства собственности, которая так или иначе находилась в 1992 г. под контролем государственных чиновников, возник эффект засилья монопольно высоких цен. При этом предприятия-монополисты и государственные структуры, контролирующие «рынок», столкнувшись с сокращением платежеспособного спроса, посчитали более выгодным свертывать объемы производства при сохранении высоких цен, нежели снижать их. В дальнейшем рост цен и спад производства приняли очень серьезный, можно сказать обвальный характер. Начались глубокие стагфляционные процессы в Российской экономике. К началу 1996 г. либерализация цен в России была практически завершена.

Следует подчеркнуть, что внутриэкономическая либерализация порождает серьезные противоречия в производственной сфере. Во-первых, масса предприятий, особенно из отраслей военно-промышленного комплекса, привыкших работать на государственный заказ, сразу теряет сферу сбыта на свою продукцию. Во-вторых, предприятия, поставленные в рыночные условия, оказываются неконкурентоспособными на рынке, особенно в соревновании с импортной продукцией. В-третьих, трудности сбыта порождают проблему закупки сырья и материалов, то есть проблему самого функционирования производства. В-четвертых, тяжёлое положение производителей усугубляется сокращением спроса населения. В-пятых, в критических условиях вынуждены действовать производства, которые ранее получали государственные субсидии, это, прежде всего, сельское хозяйство. В-шестых, либерализация экономики глубоко противоречит сложившемуся менталитету директорского корпуса, условиями плановой системы хозяйствования он воспитан выполнять задания сверху, не заботясь о сбыте продукции и получении необходимых ресурсов.

Либерализация внешнеэкономических отношений

Либерализация внешнеэкономических связей страны – совершенно необходимое логическое следствие либерализации внутриэкономических отношений. Эффективный рыночный механизм в экономике может быть создан только при условии его тесной связи с мировыми рыночными отношениями. Более того, при этом важно известное единство экономических и правовых форм взаимосвязей между разными странами. Внешнеэкономическая либерализация расширяет возможности помощи при проведении преобразований в переходном процессе, тем самым она ускоряет решение задач переходной экономики.

Основные формы такой либерализации:

расширение доступа в страну для зарубежных инвестиций,

устранение огосударствления, то есть централизации внешнеэкономических связей;

снятие жёстких протекционистских ограничений для импорта;

либерализация экспорта, включая отмену пошлин, квот, лицензий и льгот;

обеспечение свободной конвертируемости национальной валюты.

Все названные формы, как показывает практика, усиливают эффективность действующего рыночного механизма, хотя, и это следует подчеркнуть, в полной мере они никогда не применяются в развитой рыночной экономике. В целях защиты национального производства государство может устанавливать известные ограничения, широко используя таможенные тарифы, квотирование, вводя различного рода запреты на импортные товары и используя другие протекционистские меры. Тем более сказанное должно быть справедливо по отношению к экономике переходного периода, когда рыночный механизм проходит только стадию становления, а существующее производство ещё недостаточно легко адаптируется к рыночным условиям.

Поэтому политика внешнеэкономической либерализации в переходной экономике должна быть оптимальной. Это означает, что, с одной стороны, она должна обеспечивать ускоренное развитие внутринациональных рыночных отношений и их органическое включение в мировое хозяйство, а с другой стороны, она должна не допускать ущерба развитию отечественного производства.

По существу в России преобразования в данной области были связаны именно с либерализацией внешних отношений во всех направлениях. Впервые за многие десятилетия были открыты широкие возможности для притока иностранного капитала. Осуществление внешнеэкономических операций было разрешено отдельным предприятиям и лицам. Резко сократился централизованный импорт и экспорт. В течение 1992–1996 гг. были практически отменены все пошлины, квоты, лицензии и льготы на российский экспорт, наряду с этим были уменьшены и импортные пошлины; проведены существенные мероприятия по обеспечению конвертируемости рубля.

Противоречивость названных форм внешнеэкономической либерализации вызывает крайнюю болезненность этого процесса для Российской экономики. Так, широкое открытие страны для импорта зарубежных товаров наносит существенный ущерб национальному производству. Вследствие этого правительство принимает решения об усилении протекционистских мер защиты отечественных производителей, например, используя тарифы на импорт и в целом, и по отдельным группам товаров, вводя лицензирование для товаров, имеющих отечественные аналоги.

Вместе с тем, отмена квот и лицензий на экспорт при различии внутренних и мировых цен, в частности, на нефть и некоторые металлы порождает необоснованные доходы и «утечку» капитала, причём в значительных объёмах, за рубеж. Следовательно, и экспортная деятельность отечественных предпринимателей требует сохранения известного государственного контроля. В условиях неустойчивости  экономики частичная конвертируемость рубля порождает «долларизацию», то есть в долларах производятся и рассчитываются сделки купли-продажи, хранится значительная часть сбережений населения и, как правило, вне банковской сферы. Противоречивость экономической политики и её результатов в данной области отражает сложный характер внешнеэкономической либерализации.

Изменение структуры собственности

в переходной экономике и разгосударствление

Переход к рыночной экономике можно рассматривать как развитие двустороннего процесса. С одной стороны, прежде всего, необходимо сформировать собственно «рынок», систему рыночных связей: обеспечить свободное ценообразование, свободу торговли, конкурентные отношения, соответствующую рыночную инфраструктуру. С другой стороны, что не менее важно, но более сложно, преобразовать производственную сферу, создав в ней достаточно большое количество хозяйствующих субъектов, которые способны к конкурентным отношениям и способны к ведению дел на началах свободного предпринимательства. Эта линия перехода к рынку связана с существенными преобразованиями отношений собственности.

В плановой экономике выделялись две формы собственности на средства производства: государственная, или, так называемая, общенародная и колхозно-кооперативная. Кроме того, существовала ещё личная собственность граждан на предметы потребления. Коренной чертой этих форм было огосударствление, то есть подавление государством всех несанкционированных форм жизнедеятельности, включая и индивидуальную хозяйственную деятельность, господство во всех сферах экономических отношений государственного контроля. Особенно ярко это проявлялось в рамках самой государственной собственности, которая охватывала 90% всех средств труда в народном хозяйстве. Однако развитие и кооперативной собственности регулировалось государственными директивами.

Основное содержание преобразований отношений собственности, которые сформировались в плановой экономике, заключается в преодолении огосударствления, то есть необходимо провести разгосударствление. Это означает устранение всеобщего государственного господства в этой сфере.

Разгосударствление включает все формы собственности.

В рамках самой государственной собственности разгосударствление проявляется, прежде всего, в том, что устраняется её фактическая монополия, «разрешаются» другие формы и реализуется плюрализм (множественность) форм собст-венности. Предприятия, которые продолжают функционировать в государственном секторе, должны коренным образом изменить характер своей деятельности. Они вынуждены в значительной степени организовывать свою работу на условиях коммерциализации: отказаться от ряда форм планового патернализма (субсидии, выгодные цены, твердые заказы, льготы), перейти на равные с другими формами условия хозяйствования, в частности, это подразумевает жёсткое бюджетное ограничение, широко использовать в целях улучшения своей динамики акционерную форму. Наконец, один из путей разгосударствления в области отношений собственности – приватизация, то есть изменение государственной формы собственности на частную.

Кооперативная собственность присуща не только плановой, но и рыночной системе. Процесс её разгосударствления в переходной экономике состоит в том, чтобы обеспечить реальную добровольность всех членов кооперации, самостоятельность в своей хозяйственной деятельности, реализовать все возможности и права кооперативного предприятия в качестве субъекта рыночных отношений.

В период переходной экономики необходимо устранить серьезные ограничения также и в области личной собственности. Это предполагает преодоление уравнительности в распределении доходов, появление многоканальных источников личных доходов, ликвидацию ограничений в правах на личное имущество по объектам и стоимости.

Важный момент в преобразовании собственности в рамках переходной экономики – быстрое развитие частной собственности. Это наиболее динамичный сегмент переходной экономики, он в высшей степени обладает способностью к преобразованиям на началах предпринимательства. Как показывает практика, на начальных этапах переходного периода частная собственность возникает преимущественно в сфере обращения, охватывая мелкие, реже – средние предприятия. Постепенно частная собственность распространяется на производственную сферу, здесь получают развитие формы малых и более крупных предприятий. Малые предприятия производственного сектора, которые смогли успешно реализовать рыночные возможности, постепенно расширяются, переходя в сферу среднего и крупного бизнеса. Этой тенденции принадлежит будущее.

Приватизация,

её роль в преобразовании собственности

Приватизация – одна из возможных форм разгосударствления собственности, важное средство создания экономической структуры производства, адекватной рыночной системе. Приватизация связана с образованием не только индивидуальной частной собственности, но и с образованием коллективной частной собственности в виде акционерных обществ, что наблюдается значительно чаще.

Сама по себе приватизация представляет характерное явление не только в переходной, но и в рыночной экономике. Такая необходимость для современного западного общества возникает вследствие неэффективной деятельности государственных предприятий в различных фазах экономического цикла. Назовём основные черты приватизации:

многообразие форм и методов её проведения;

избирательность, которая означает, что приватизация не должна носить широкий или массовый характер;

длительность сроков приватизационного процесса;

предварительная санация убыточного производства;

как правило, приватизация должна носить возмездный характер.

Приватизация в переходной экономике существенно отличается от аналогичного процесса в западных странах при развитой рыночной экономике, прежде всего по содержанию и срокам, и, следует заметить, что её роль в постсоциалистических странах небесспорна. Иногда приватизацию отождествляют со всеми преобразованиями отношений собственности. Это неоправданное упрощение, так как она – лишь одна из форм этого процесса. Организационно приватизацию можно рассматривать как систему сложных мероприятий, которые проходят в течение длительных сроков при значительных финансовых издержках, но, сама по себе, она представляет формальный акт. Приватизация не обеспечивает автоматически ожидаемого повышения эффективности, так как тесно связана с другими условиями: нужны институты рыночной инфраструктуры, соответствующая система права, должен сформироваться иной, рыночный, тип хозяйственного мышления. Далеко не всегда к периоду приватизации эти условия могут быть выполнены и в должном объёме.

В России, как и во всех других постсоциалистических странах, приватизация занимает заметное место и имеет существенные особенности, свойственные всем этим странам. Историческая беспрецедентность данного процесса, совершаемого при переходе от плановой экономики к рыночной, порождает его основные специфические черты.

Приватизация во многом предшествует созданию достаточно развитой рыночной инфраструктуры, что снижает её эффективность, увеличивает издержки преобразований.

Масштабность, массовый характер приватизации вызван, с одной стороны, высоким удельным весом государственной собственности, а с другой – стремлением ускорить преобразование экономической структуры общества.

Высокие темпы приватизационного процесса объясняются, в частности, и особенно в России, стремлением сделать преобразования в этой области необратимыми.

Высокий удельный вес неэквивалентных форм приватизации, таких, как безвозмездная передача государственной собственности, занижение оценки стоимости имущества.

Уже с начала реализации Государственной программы приватизации, принятой в июне 1992 г., возникли серьезные разногласия между законодательной и исполнительной властью о целях и механизме приватизации. В итоге концепция и ход приватизации кардинально трансформировались. Так, даже, по мнению западных экспертов, экономические соображения были во многом подчинены политическим задачам, а роль управления деятельностью предприятий в повышении их эффективности почти не принималась во внимание.

Российская приватизация проводилась во многом без должного представления о перспективах предприятий, включённых в этот процесс. Не оговаривались предварительные условия, например, характер будущей деятельности, объёмы обязательных инвестиций, нормативы эффективности производства. В итоге на приватизированных объектах производство часто прекращалось, помещения переоборудовались под торговые точки или офисы, а иногда эти объекты использовались в спекулятивных целях.

Проведённая в нашей стране приватизация в очень короткие сроки выполнила задачу демонтажа механизма централизованного управления экономикой. Она предоставила узкому кругу частных лиц возможность бесконтрольно распоряжаться огромной массой национального имущества – отчасти по праву перешедшего к ним титула собственности, но главным образом путём фактического контроля над акционированными предприятиями в противовес распыленным имущественным правам миллионов рядовых владельцев акций. Это не могло обеспечить создание механизма взаимной ответственности частных субъектов хозяйствования, который заменил бы механизм административной ответственности государственных предприятий в директивно управляемой экономике. В результате образ «эффективного собственника» как центральной фигуры рекламной компании правительственного курса приватизации оказался несостоятельным.

С самого начала приватизации была поставлена ложная цель: вместо создания условий для свободного гражданского оборота имущественных прав (пользования, управления, извлечения доходов) упор был сделан на «раздачу имущества», передачу титула собственника. За этим стояло догматическое представление, что главной проблемой в отношениях собственности якобы является титул собственника, принадлежность вещи, исходя из того, что именно частно-титульная собственность является наиболее эффективной. Но мировая практика не даёт убедительных примеров преимуществ частной собственности над другими её формами, разве что в сфере семейного и мелкого бизнеса. Если речь идёт о крупной промышленности, чьё лицо определяет современную экономику, то частная собственность может тормозить её развитие.

Корпорация – ведущий институт современного частного, государственного и государственно-частного предпринимательства исходит из отделения собственности от управления. Такое отделение, расщепление продолжается сегодня уже внутри самих прав собственности. Титул собственности отделяется от права пользования и распоряжения при доверительном управлении. Сами эти права могут осуществляться независимо. Будущее – за переходом титула собственности в руки публичной власти, скажем государственной, при сохранении свободного перераспределения всех остальных прав собственности в частном хозяйственном обороте.

Российские реформаторы не уяснили необходимость создания свободного, конкурентного рынка имущественных прав доступа к имуществу. При этом титул собственности можно было исключить из гражданского оборота без последствий для эффективности производства, более того, государство могло монополизировать его, так как в высокоразвитой экономике государственно-титульная собственность предпочтительнее частно-титульной.

Задания. Вопросы. Ответы.
Что понимают под экономической либерализацией? Назовите три основных момента, связанных с либерализацией внутриэкономических отношений. Почему внутриэкономическая либерализация сразу же приводит к существенному повышению цен? Какие варианты «отпуска цен» выделяют в экономической теории? Внутриэкономическая либерализация экономики порождает острые противоречия, назовите их. В каких формах может проходить либерализация внешних экономических связей? Что понимают под оптимальной политикой внешнеэкономической либерализации? В чём состоит основное содержание преобразований отношений собственности, сформированных в плановой экономике? Какие существенные преобразования отношений собственности необходимы в переходной эко-номике? Назовите отличия приватизации в переходной экономике от аналогичного процесса в высокоразвитых западных странах.  

 

Задания. Тесты. Ответы.
1. Какие черты характеризуют либерализацию внутриэкономических отношений: а) освобождение цен от централизованного регулирования; б) введение свободы торговли для физических и юридических лиц; в) государственный контроль над производством и реализацией промышленной продукции; г) подчинение деятельности производителей спросу. 2. К какому из перечисленных ниже вариантов была ближе практика либерализации цен в России: а) одномоментный («шоковый»); б) постепенный («градуалистский»); в) скачкообразный; г) никаких целенаправленных мер по либерализации цен в Росси не проводилось. 3. Можно ли сказать, что российской приватизации присущи следующие черты: а) масштабность, массовый характер; б) опережающее создание развитой рыночной инфраструктуры; в) эквивалентная, платная форма; г) серьезные разногласия между законодательной и исполнительной властью о механизме и целях приватизации. 4. Следствием «отпуска» цен в краткосрочном периоде с наибольшей вероятностью может стать: а) уменьшение доходов, снижение жизненного уровня населения, изменение структуры потребления; б) насыщение рынка потребительскими товарами; в) серьезные проблемы в производственной и коммерческой деятельности предприятий; г) резкое повышение эффективности производственной деятельности предприятий. 5. Основные формы внешнеэкономической либерализации: а) расширение доступа в страну для зарубежных инвестиций; б) устранение централизации внешнеэкономических связей; в) полный отказ от протекционизма во внешней торговле; г) обеспечение свободной конвертируемости национальной валюты. 6. Исходными формами для приватизации служат следующие формы собственности: а) государственная собственность; б) частная собственность; в) кооперативная и колхозная собственность; г) смешанные формы собственности.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: