Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации

 

Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Информатизация общества, активное использование информационных технологий является одной из закономерностей современного социального прогресса.

В советское время Россия длительное время была лишена возможности вхождения в единое мировое информационное пространство и поэтому ее наука, образование, экономика и культура развивались в условиях строгих ограничений в сфере информационного взаимодействия с другими странами, особенно с США и странами Западной Европы.

Негативные последствия нашей длительной изоляции от мирового информационного пространства были:

- неразвитость национальной информационной инфраструктуры России и отсутствие в ней собственного единого информационного пространства;

- несоответствие используемых стандартов и протоколов информационного обмена в телекоммуникационных системахи международных стандартов и протоколов;

- недостаточный уровень развития информационной культуры российского общества, прежде всего в области знания иностранных языков, а также правил использования международных автоматизированных информационных систем.

В настоящее время все перечисленные выше проблемы в той или иной степени решены.

Исследователями в области информационного права был сформулирован закон информационного опережения, когда решение проблем информационного взаимодействия опережает во времени каждый очередной шаг в других сферах социальной действительности, что, безусловно, должно предоставлять дополнительные возможности для координации реформ; создания благоприятных условий функционирования рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; обеспечения равного права на приобретение в собственность имущества, а также проведения согласованной политики во всех сферах жизнедеятельности общества.

Единое информационное пространство должно предшествовать созданию единого экономического и правового пространства.

На встрече руководителей стран «большой восьмерки» в Японии 22 июля 2000 г. была принята Окинавская хартия глобального информационного общества, которая провозгласила основные положения формирования информационного общества ХХ1 века.

В Хартии прозвучал призыв ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний, а также был сделан вывод о том, что солидная основа политики и действий в сфере информационных технологий может изменить методы международного взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире.

Во многих странах (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Франция, Япония) были приняты национальные программы вхождения в информационное общество.

В 1995 г. в Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 г. № 1390 "О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации " была разработана и принята «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов» – документ, ознаменовавший начало разработки современной национальной информационной политики.

В 1999 году была принята Концепция формирования информационного общества в России. Содержание Концепции определяют названия ее разделов: предпосылки перехода России к информационному обществу; цель концепции; ее базовые положения; особенности и возможные пути перехода России к информационному обществу; социально-культурные обоснования выбранного пути; основные направления реализации перехода к информационному обществу; первоочередные задачи государственной политики обеспечения перехода к информационному обществу.

Целью Концепции стало определение российского пути развития информационного общества, основных усилий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих этот процесс. Основой российского пути, по мнению авторов Концепции, должно стать расширение и углубление информатизации всех сфер жизни, ориентация общественного сознания на особенности жизни в информационном обществе, обучение разных категорий населения умению получать и эффективно использовать информацию, формирование рынка информационных продуктов и универсальных информационных услуг. Основные направления реализации предлагаемого пути должны охватывать две главные составляющие: разработку и последующее воплощение политических, социально-экономических и правовых решений, обеспечивающих движение по пути к информационному обществу; полномасштабное формирование и развитие информационно-технологической инфраструктуры.

Ведущая роль в развитии информационного общества в России принадлежала государству. Правовые основы формирования информационного общества в России закреплены на сегодняшний день рядом базовых федеральных законов: «Об информации, информатизации и защите информации», «О связи», «Об участии в международном информационном обмене», «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», «Об авторском праве и смежных правах», 4 часть Гражданского Кодекса РФ и др.

В целом в настоящее время в России действует более 50 федеральных законов в области информации, около 100 актов Президента России и около 200 актов правительства Российской Федерации. Несмотря на такое количество регламентирующих документов, еще не все вопросы, требующие правового регулирования в связи с формированием информационного общества в России и интеграцией ее в глобальное информационное пространство, имеют должное решение. В частности, интенсивное развитие Интернета в России требует совершенствования законодательства, регулирующего отношения субъектов при использовании сети.

В развитии национальной информационной инфраструктуры нашей страны именно государство игрант роль координатора деятельности различных субъектов общества. К приоритетным направлениям деятельности государственных органов следует отнести поощрение конкуренции: борьба с монополизмом, контроль за концентрацией собственности в средствах массовой информации; правовое обеспечение прав на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения; соблюдение свободы слова независимо от технологической среды распространения информации; обеспечение информационной безопасности личности и общества в новых условиях.

Государственная политика по формированию и развитию информационного общества при этом должна придерживаться баланса интересов государства, предпринимательских кругов, личности и общества в целом. При этом решающее значение приобретает владение Интернет-технологиями и цифровыми средствами связи и их эффективное использование.

В последние годы Правительство РФ приняло ряд важных мер по совершенствованию информационного общества в стране:

- утверждена и принята к реализации в 2016 году новая «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации»;

- реализованы федеральные целевые программы «Электронная Россия», в соответствии с которыми в апреле 2010 года у граждан России появилась возможность получать госуслуги в электронном виде; «Развитие единой образовательной информационной среды», «Интеграция науки и высшего образования России», «Концепция создания интегрированной автоматизированной информационной системы Минобразования России» и другие целевые и ведомственные программы информатизации;

- продолжением ФЦП «Электронная Россия» с 2011 года стала новая долгосрочная программа «Информационное общество 2011–2020», содержащая план информатизации практически всех бюджетных отраслей: науки, образования, медицины и др.;

- разработана и реализуется «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».

Предыдущая «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» была разработана с учетом принципов Окинавской хартии глобального информационного общества, рассчитана до 2015 года и утверждена Президентом РФ  7 февраля 2008 г. за № Пр-212. В Приложении к ней были обозначены контрольные показатели развития информационного общества в России на период до 2015 г., в том числе:

- к 2015 году по международному рейтингу Россия должна войти в число двадцати ведущих стран мира в области развития информационного общества; необходимо отметить, что только за 2009 год общая база зарегистрированных доменов второго уровня во всех зонах выросла на 15 % и достигла 192 млн. имен;

- уровень доступности базовых услуг для населения в сфере информационных и телекоммуникационных технологий должен составить 100 %;

- доля отечественных товаров и услуг в сфере информационных технологий – более 50 % объема внутреннего рынка;

- рост объема инвестиций в использование информационно-телекоммуникационных технологий должен быть увеличен по сравнению с 2007 годом - в 2,5 раза;

- наличие персональных компьютеров в домашнем хозяйстве, подключенных к сети Интернет должно быть не менее чем 75 %;

- доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий должна составить 100 %;

- доля электронного документооборота между органами власти в общем объеме документооборота – 70 %;

- доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с использованием электронных торговых площадок – 100 % общего объема размещаемых заказов;

- доля электронных каталогов музейного и библиотечного фондов должна составить 100 %.

Далеко не все эти показатели были достигнуты в силу ряда объективных причин (например, под воздействием экономического кризиса 2007-2011 гг. и др.).

Вместе с тем, как реалии социально-экономического развития Российской Федерации, так и особенности международных отношений, потребовали принятия нового нормативного акта, определяющего контур развития информационного общества в стране.

Принятая в 2017 году Стратегия акцентирует внимание на вопросах развития информационного общества, формирования национальной цифровой экономики, обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов. Основными принципами, сформулированными в документе, являются обеспечение прав граждан на доступ к информации, обеспечение свободы выбора при получении данных, а также "сохранение традиционных и привычных (в отличии от цифровых)" для россиян "форм получения товаров и услуг".

Отдельное внимание в Стратегии 2017-2030 уделено критической информационной инфраструктуре Российской Федерации. К ней относятся информационные системы, телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления технологическими процессами, которые используются государственными органами, а также действующие в сферах обороны, здравоохранения, транспорта, связи, финансов, энергетики и в различных отраслях промышленности. Эту инфраструктуру необходимо защищать с использованием государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы.

В отличие от ранее действовавшей редакции, где в основном решались технические вопросы, позволившие, например, запустить механизм "Электронного правительства", в новом документе упор сделан на создание системы, обеспечивающей эффективную и оперативную передачу достоверной информации между элементами информационного общества — гражданами, организациями и госструктурами.

В качестве главной цели указано создание в России "общества знаний", то есть такого общества, "в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов РФ".

Предыдущая Стратегия своей первостепенной целью ставила повышение качества жизни (в частности, образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения) на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий. Для их выполнения Стратегия 2017-2030 предлагает создать новую технологическую основу в экономике и социальной сфере.

Такие приоритеты, как обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, установленные старой Стратегией, нашли развитие в новом документе. Обеспечение 100%-го уровня доступности для граждан базовых телекоммуникационных услуг и технологий на всей территории страны, например, дополняется задачами по "интенсификации использования самих технологий".

В Стратегии 2017-2030 подчеркивается, что для нового этапа развития страны характерно возникновение цифровой экономики, ключевыми факторами производства в которой являются данные, представленные в цифровом виде. Технологии обработки таких данных становятся главными способами повышения эффективности современной экономики.

Приоритетный сценарий развития информационного общества в России заключается в создании государством благоприятных условий для развития отечественных разработок в сфере IT. Российские компании должны создавать прорывные технологии, а государство — обеспечивать и защищать их интересы. В свою очередь, граждане должны быть осведомлены о преимуществах использования новых сервисов и товаров и иметь к ним доступ независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Планируется привлечение инвестиций для развития российской отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, а также отечественной электронной промышленности.

К числу принципов, на которых основана новая Стратегия (как, впрочем, фактически и предыдущая), в частности, относится приоритет традиционных для России духовно-нравственных ценностей и основанных на них социальных норм при использовании технологий. Для этого в России должна быть сформирована безопасная информационная среда на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Государство должно обеспечить формирование национальной электронной библиотеки и иных государственных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и культурного наследия народов РФ. Кроме того, необходимо "создать условия для популяризации русской культуры и науки за рубежом, в том числе для противодействия попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов".

Новым, по сравнению с предыдущей Стратегией является то, что компании, оказывающие услуги на территории России, должны создавать свои российские представительства в партнерстве с крупными отечественными организациями на паритетных условиях. При этом какое-либо сотрудничество в электронной сфере с иностранными компаниями предполагает хранение информации обо всех операциях и обработку данных исключительно на серверах, расположенных в России. Расчеты между сторонами должны осуществляться только через российскую платежную систему.

Актуальным для современного этапа развития информационного общества называется приоритет на замещение импортного оборудования программного обеспечения и электронной компонентной базы, а также поддержка экспорта российских информационных технологий за рубеж и поддержка уже существующих отечественных компаний в области IT.

Для предотвращения подмены, искажения или блокирования информации Стратегия 2017-2030 предполагает использование российских криптоалгоритмов и средств шифрования при взаимодействии органов власти между собой, а также с гражданами и организациями, использование встроенных средств защиты информации в отечественных информационных и коммуникационных технологиях для предоставления безопасных услуг и программного обеспечения.

Государство также для обеспечения информационной безопасности намерено развивать механизмы блокировки и удаления запрещенной информации, а также интернет-ресурсов, нарушающих российское законодательство, осуществлять противодействия использованию интернета в военных целях".

 

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. Какие признаки информации являются существенными для правового регулирования отношений, складывающихся по поводу информации?

2. Почему в настоящее время возрастает необходимость использования информационных технологий, новых средств обработки и передачи информации?

3. Перечислите основные черты информационного общества.

4. С какой целью была принята Окинавская хартия глобального информационного общества?

5. Назовите и охарактеризуйте основные нормативные документы, регламентирующие построение единого информационно-правового пространства России и вхождение страны в мировое информационное пространство.

6. Перечислите основные направления государственной политики и государственного управления в информационной сфере.

8. Какие положения Окинавской хартии глобального информационного общества нашли отражение в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации»?

9. Что определяет принадлежность права на информацию к разряду основных прав человека?

10. Какие права в информационной сфере закреплены в Конституции РФ?

11. Перечислите основания для ограничений конституционных прав граждан, которые установлены законами Российской Федерации?

12. Назовите основных субъектов информационных правоотношений при реализации конституционного права на поиск, получение и передачу информации.

13. В чем выражается принцип информационной открытости?

14. Каковы цели и важнейшие задачи внедрения информационных технологий?

15. Назовите основные направления внедрения информационных технологий в целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

16. Каковы особенности «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» по сравнению с предыдущей Стратегией?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: