При решении задач на газовые законы, нужно установить изменяется ли масса газа при переходе из одного состояния в другое. Если масса газа остаётся постоянной, можно записать уравнение Клапейрона (уравнения объединённого газового закона). Если же при постоянной массе в данном процессе не изменяется какой-либо из параметров p, V или T (давление, объём, температура), применяются уравнения соответствующего закона (Гей-Люссака, Шарля или Бойля-Мариотта). Если в двух состояниях масса газа разная, для каждого состояния записывают уравнение Менделеева - Клапейрона. Затем систему уравнений решают относительно искомой величины.
Для решения задач всех групп можно рекомендовать такую последовательность:
-внимательно проанализировать условие задачи, установить, какой газ участвует в процессе, какие параметры меняются, какие - остаются постоянными;
-сделать, если возможно, схематический чертеж, указав при этом, какие параметры характеризуют каждое состояние;
-особое внимание уделить параметрам, заданным неявно; иногда для нахождения объема газа нужно использовать формулы геометрии, для нахождения давления газа на жидкость- закон Паскаля или соотношение p = p0+Pgh
|
|
-для каждого состояния записать нужные соотношения и решить полученную систему уравнений относительно искомой величины.
В группу выделены графические задачи, для решения которых следует хорошо знать графическое изображение на плоскости всех изопроцессов в различных координатных осях.
Задание 2. Решите количественные задачи
Задача 1. На рисунке изображены в одной из трёх возможных систем координат (pV, VT, pT) графики процессов с газом некоторой массы. Начертите графики процессов в двух других системах координат. Номера вариантов указаны под графиками.
Вариант 5 Вариант 6
Задача 2. На рисунке изображены в одной из трёх возможных систем координат (pV, VT, pT) графики процессов с газом некоторой массы. Начертите график процесса, приведённый в вашем варианте, в двух других системах координат. Номера вариантов указаны под графиками.
Задача 3. Представьте заданный график в недостающих координатах (PV, PT, VT).
1 PT | 2 VT | 3 PT | 4 VT |
5 PT | 6 VT | 7 PT | 8 VT |
9 PT | 10 VT
|
Практическая работа № 7 Изменение внутренней энергии тела в процессе совершения работы
Цель работы:
- закрепить умение применять формулы для расчёта количества теплоты, выделяющейся или поглощающейся в процессах нагревания и охлаждения, парообразования и конденсации, плавления и кристаллизации, а также выделяющейся при сгорании топлива; уравнение теплового баланса при решении задач;
|
|
- способствовать развитию умения логического мышления;
-способствовать развитию познавательных способностей, самостоятельности, ответственности.