Методические указания

Задачи по электростатике удобно разделить на две группы. К первой группе можно отнести задачи на расчёт силовых и энергетических характеристик электростатического поля, ко второй – все задачи на равновесие либо движение заряженных тел (частиц) в электростатическом поле.

Задачи первой группы связаны с представлениями о существовании электростатического поля вокруг неподвижных заряженных тел и сводятся к нахождению основных характеристик поля. При их решении необходимо:

1) сделать рисунок, изобразив линии напряжённости электростатического поля и заряженные тела, помещённые в это поле;

2) при нахождении напряжённости поля в некоторой точке следует помнить, что это векторная величина и направлена по касательной к линии напряжённости. Если поле образовано точечным зарядом, то она направлена вдоль прямой, соединяющей заряд и точку, в которой определяют , от заряда, если q>0, и к заряду, если q<0;

3) если поле создано системой точечных зарядов, то напряжённость поля рассчитывают согласно принципу суперпозиции: =  +  +… + , не забывая, что это геометрическая сумма. Следует правильно определить направление : для положительного точечного заряда вектор  направлен по радиальной линии от заряда, для отрицательного – к заряду;

4) если при взаимодействии заряженных тел происходит перераспределение зарядов, то запишите закон сохранения зарядов.

Решение задач второй группы основано на применение законов механики с учётом закона Кулона и вытекающих из него следствий. Такие задачи рекомендуется решать в следующем порядке:

1) сделайте рисунок, изобразив все силы, действующие на заряженное тело, и запишите для него условие равновесия или основное уравнение динамики;

2) выразите силы электростатического взаимодействия через заряды или характеристики поля и подставьте эти выражения в исходное уравнение. При этом надо помнить, что между одноимёнными зарядами действуют силы отталкивания, а между разноимёнными - силы притяжения. При вычислении в формулу закона Кулона подставляют абсолютные значения зарядов, знаки зарядов учитывают только при определении направления сил. Если известна напряжённость поля, то силу можно определить по формуле = q , учитывая, что , если q>0 и , если q<0;

3) при рассмотрении движения заряженных частиц в электростатическом поле следует выяснить характер движения и использовать кинематические и динамические уравнения движения или закон сохранения энергии;

4) запишите вспомогательные формулы, а полученную систему уравнения решите относительно неизвестной величины.

Задание 2. Решите количественные задачи.

Задача 1. Два неподвижных точечных заряда  и , находясь на расстоянии r друг от друга, взаимодействуют с силой F. Определите значение величины, обозначенной «?». Во сколько раз изменится сила взаимодействия зарядов, если расстояние между ними увеличить в α раз?

Вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
, нКл 4 5 ? 0,5 2 8 ? 6 3 6
,нКл 6 ? 5 4 4 ? 3 0,5 10 ?
r, см ? 3 10 6 ? 5 2 3 ? 6
F, мкН 135 200 36 ? 80 144 135 ? 75 45
α 3 4 2 4 2 3 3 2 4 2

 

Задача 2. Двум одинаковым шарикам сообщили заряды  и . Шарики приблизили друг к другу до соприкосновения и затем развели на расстояние . При этом сила их кулоновского взаимодействия составила F. Определите значение величины, обозначенной «?». Расстояние между шариками существенно больше их размеров.

Вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
, нКл 6 5 ? -4 -2 12 ? 6 -4 25
, нКл -2 ? -2 16 8 ? 6 -8 12 ?
l, см ? 10 4 3 ? 5 5 4 ? 10
F, мкН 0,9 3,6 90 ? 360 90 14,4 ? 22,5 90

Задача 3. В вершинах А и В прямоугольного треугольника АВС (угол С – прямой) находятся заряды  и . Длины катетов АС и ВС равны соответственно α и b. Напряжённость электрического поля в вершине С равна E. Определите значение величины, обозначенной «?».

Вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
, нКл ? 30 40 50 70 ? 20 30 40 50
, нКл 30 ? 50 60 80 20 ? 40 50 60
α, см 2 3 ? 5 6 7 8 ? 3 4
b, см 3 4 6 ? 8 9 10 4 ? 6
E,кН/Кл 540 375 260 210 ? 29 39 710 440 ?

Задача 4. Шарик массой m и зарядом q подвешен на тонкой невесомой нити. Под ним расположен заряд q0 на расстоянии r. Сила натяжения нити равна Т. Определите значение величины, обозначенной «?».

Вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
q, нКл 2 -3 ? 4 -1 10 ? 2 -1 2
m, мг 10 ? 5 10 2 ? 5 4 2 2
q0, нКл 4 2 -2 ? 4 1 2 1 ? -1
Т, мН ? 0,04 0,01 0,05 ? 0,02 0,04 ? 0,05 0,05
r, см 3 5 2 1 2 9,5 3 4 3 ?

Практическая работа № 10 Движение заряженной частицы в электрическом поле

Цель работы: закрепить умение применять формулы потенциала электростатического поля; работы, совершаемой электростатическим полем, электроёмкости и энергии конденсатора при решении задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: