Различия в кластерах по шкалам типов семейного воспитания (отцы) у детей с высоким и низким уровнем эмоционального интеллекта

   Шкала Уровень эмоционального интеллекта Кол-во детей Среднее Значение U-критерия Манна — Уитни р
1 2 3 4 5 6

Гиперпротекция

Высокий 20 20,75

195

0,889

Низкий 20 20,25

Гипопротекция

Высокий 20 21,45

181

0,599

Низкий 20 19,55

Потворствование

Высокий 20 21,4

182

0,62

Низкий 20 19,6

Игнорирование потребностей ребенка

Высокий 20 23,85

133

0,033*

Низкий 20 17,15

Чрезмерность требований - обязанностей

Высокий 20 24,08

128,5

0,04*

Низкий 20 16,93

Недостаточность требований - обязанностей

Высокий 20 22,35

163

0,296

Низкий 20 18,65

Чрезмерность требований - запретов

Высокий 20 21,75

175

0,433

Низкий 20 19,25

Недостаточность требований - запретов

Высокий 20 19,95

189

0,731

Низкий 20 21,05

Чрезмерность санкций

Высокий 20 22,33

163,5

0,297

Низкий 20 18,68

Минимальность санкций

Высокий 20 23,2

146

0,121

Низкий 20 17,8

Неустойчивость стиля воспитания

Высокий 20 22,75

155

0,204

Низкий 20 18,25

Расширение сферы родительских чувств

Высокий 20 21,88

172,5

0,379

Низкий 20 19,13
1 2 3 4 5 6

Предпочтение в ребенке детских качеств

Высокий 20 20,55

199

0,977

Низкий 20 20,45

Воспитательная неуверенность родителя

Высокий 20 22,03

169,5

0,371

Низкий 20 18,98

Фобия утраты ребенка

Высокий 20 19,45

179

0,531

Низкий 20 21,55

Неразвитость родительских чувств

Высокий 20 23,35

143

0,092

Низкий 20 17,65

Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств

Высокий 20 20,3

196

0,909

Низкий 20 20,7

Вынесение конфликта в сферу воспитания

Высокий 20 20,55

199

0,976

Низкий 20 20,45

Шкала предпочтения женских качеств

Высокий 20 21,85

173

0,437

Низкий 20 19,15

Шкала предпочтения мужских качеств

Высокий 20 19,28

175,5

0,397

Низкий 20 21,73

 

Примечание * - различия статистически достоверны (р≤0,05)

При рассмотрении результатов таблицы 1.3. обнаружены статистически достоверные различия по двум шкалам, характеризующим воспитательные

стилевые особенности отцов.

1. Шкала - игнорирование потребностей ребенка (U = 133; p = 0,033).

В этом случае можем говорить, что для группы детей с низким уровнем развития эмоционального интеллекта, отцовский тип воспитания характеризуется: недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с отцом, потребность в любви и поддержке, то есть практически демонстрируется скрытое эмоциональное отвержение. В результате, таких воспитательных стилевых особенностей отцов, ребенок получает пример абсолютно не эмпатичного поведения, нежелания разбираться и работать ни с собственными эмоциями, ни с их проявлением у других, что часто не позволяет ребенку выстраивать общение и взаимодействие с миром конструктивно и эффективно.

И наоборот, у детей с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, для отцовского воспитания характерно внимательное отношение к потребностям ребенка: достаточное, но не слишком избыточное материальное благополучие (покупка необходимых вещей, игрушек и игр). Но более важно, что они дают ребенку - активное участие в его жизни,  возможность адекватного возрасту эмоционального контакта с отцом (не сюсюкание и не игнорирование), возможность совместного времяпрепровождения, игр, бесед, соревнований, выступлений, эмоциональной поддержки, решения различных жизненных ситуаций (показывают на собственном примере или делятся опытом).

2. Шкала - Чрезмерность требований – обязанностей (U = 128,5; p = 0,04). Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания «повышенная моральная ответственность».

В отношении группы детей с низким уровнем развития эмоционального интеллекта, к сожалению, в отцовском воспитании отмечаем сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации.

В группе детей с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта видим пример другого отношение отца к ребенку: соотнесение требований с возрастом, физическим состоянием, возможностями ребенка. В конфликтной ситуации взрослые интересуются желанием ребенка и причиной отказа или отсрочки выполнения требования, при необходимости стараются найти компромиссный вариант, но ищут возможность договориться с ребенком, показать, что можно учесть интересы всех. Такая отцовская позиция позволяет ребенку посильно и часто самостоятельно участвовать в делах семьи, повышает самооценку, развивает рефлексивные и оценочные умения детей.

Таким образом, обнаруженные, статистически достоверные различия, характеризующие воспитательные стилевые особенности родителей подтверждают гипотезу исследования, что существуют особенности типа родительского воспитания у детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем эмоционального интеллекта.

 Задачи исследования можно считать выполненными. На практике, выводы исследования можно будет использовать при планировании профилактической, развивающей или консультативной работы с родителями, детско-родительскими парами или семьёй в целом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: