Шкала | Уровень эмоционального интеллекта | Кол-во детей | Среднее | Значение U-критерия Манна — Уитни | р | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Гиперпротекция | Высокий | 20 | 20,75 | 195 | 0,889 | ||
Низкий | 20 | 20,25 | |||||
Гипопротекция | Высокий | 20 | 21,45 | 181 | 0,599 | ||
Низкий | 20 | 19,55 | |||||
Потворствование | Высокий | 20 | 21,4 | 182 | 0,62 | ||
Низкий | 20 | 19,6 | |||||
Игнорирование потребностей ребенка | Высокий | 20 | 23,85 | 133 | 0,033* | ||
Низкий | 20 | 17,15 | |||||
Чрезмерность требований - обязанностей | Высокий | 20 | 24,08 | 128,5 | 0,04* | ||
Низкий | 20 | 16,93 | |||||
Недостаточность требований - обязанностей | Высокий | 20 | 22,35 | 163 | 0,296 | ||
Низкий | 20 | 18,65 | |||||
Чрезмерность требований - запретов | Высокий | 20 | 21,75 | 175 | 0,433 | ||
Низкий | 20 | 19,25 | |||||
Недостаточность требований - запретов | Высокий | 20 | 19,95 | 189 | 0,731 | ||
Низкий | 20 | 21,05 | |||||
Чрезмерность санкций | Высокий | 20 | 22,33 | 163,5 | 0,297 | ||
Низкий | 20 | 18,68 | |||||
Минимальность санкций | Высокий | 20 | 23,2 | 146 | 0,121 | ||
Низкий | 20 | 17,8 | |||||
Неустойчивость стиля воспитания | Высокий | 20 | 22,75 | 155 | 0,204 | ||
Низкий | 20 | 18,25 | |||||
Расширение сферы родительских чувств | Высокий | 20 | 21,88 | 172,5
| 0,379 | ||
Низкий | 20 | 19,13 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Предпочтение в ребенке детских качеств | Высокий | 20 | 20,55 | 199 | 0,977 | ||
Низкий | 20 | 20,45 | |||||
Воспитательная неуверенность родителя | Высокий | 20 | 22,03 | 169,5 | 0,371 | ||
Низкий | 20 | 18,98 | |||||
Фобия утраты ребенка | Высокий | 20 | 19,45 | 179 | 0,531 | ||
Низкий | 20 | 21,55 | |||||
Неразвитость родительских чувств | Высокий | 20 | 23,35 | 143 | 0,092 | ||
Низкий | 20 | 17,65 | |||||
Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств | Высокий | 20 | 20,3 | 196 | 0,909 | ||
Низкий | 20 | 20,7 | |||||
Вынесение конфликта в сферу воспитания | Высокий | 20 | 20,55 | 199 | 0,976 | ||
Низкий | 20 | 20,45 | |||||
Шкала предпочтения женских качеств | Высокий | 20 | 21,85 | 173 | 0,437 | ||
Низкий | 20 | 19,15 | |||||
Шкала предпочтения мужских качеств | Высокий | 20 | 19,28 | 175,5 | 0,397 | ||
Низкий | 20 | 21,73 |
Примечание * - различия статистически достоверны (р≤0,05)
При рассмотрении результатов таблицы 1.3. обнаружены статистически достоверные различия по двум шкалам, характеризующим воспитательные
стилевые особенности отцов.
1. Шкала - игнорирование потребностей ребенка (U = 133; p = 0,033).
В этом случае можем говорить, что для группы детей с низким уровнем развития эмоционального интеллекта, отцовский тип воспитания характеризуется: недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с отцом, потребность в любви и поддержке, то есть практически демонстрируется скрытое эмоциональное отвержение. В результате, таких воспитательных стилевых особенностей отцов, ребенок получает пример абсолютно не эмпатичного поведения, нежелания разбираться и работать ни с собственными эмоциями, ни с их проявлением у других, что часто не позволяет ребенку выстраивать общение и взаимодействие с миром конструктивно и эффективно.
|
|
И наоборот, у детей с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, для отцовского воспитания характерно внимательное отношение к потребностям ребенка: достаточное, но не слишком избыточное материальное благополучие (покупка необходимых вещей, игрушек и игр). Но более важно, что они дают ребенку - активное участие в его жизни, возможность адекватного возрасту эмоционального контакта с отцом (не сюсюкание и не игнорирование), возможность совместного времяпрепровождения, игр, бесед, соревнований, выступлений, эмоциональной поддержки, решения различных жизненных ситуаций (показывают на собственном примере или делятся опытом).
2. Шкала - Чрезмерность требований – обязанностей (U = 128,5; p = 0,04). Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания «повышенная моральная ответственность».
В отношении группы детей с низким уровнем развития эмоционального интеллекта, к сожалению, в отцовском воспитании отмечаем сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации.
В группе детей с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта видим пример другого отношение отца к ребенку: соотнесение требований с возрастом, физическим состоянием, возможностями ребенка. В конфликтной ситуации взрослые интересуются желанием ребенка и причиной отказа или отсрочки выполнения требования, при необходимости стараются найти компромиссный вариант, но ищут возможность договориться с ребенком, показать, что можно учесть интересы всех. Такая отцовская позиция позволяет ребенку посильно и часто самостоятельно участвовать в делах семьи, повышает самооценку, развивает рефлексивные и оценочные умения детей.
Таким образом, обнаруженные, статистически достоверные различия, характеризующие воспитательные стилевые особенности родителей подтверждают гипотезу исследования, что существуют особенности типа родительского воспитания у детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем эмоционального интеллекта.
Задачи исследования можно считать выполненными. На практике, выводы исследования можно будет использовать при планировании профилактической, развивающей или консультативной работы с родителями, детско-родительскими парами или семьёй в целом.