Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Библиографический список документов

1. Основная литература:

1.  Арженовский И.В. Маркетинг регионов [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.В. Арженовский. – Москва: Юнити-Дана, 2015. – 135 с.: табл., граф., ил, схемы // Университетская библиотека ONLINE / компания «ДиректМедиа». - Электрон. дан. - [Москва], cop. 2001-2016. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114711.

2. Барабанов А.С. Управление региональной конкурентоспособностью [Электронный ресурс] / А.С. Барабанов; науч. рук. Т.В. Ускова; Российская Академия Наук, Институт социально-экономического развития территорий РАН. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. – 160 с. // Университетская библиотека ONLINE / компания «ДиректМедиа». – Электрон. дан. – [Москва], cop. 2001-2016. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=499555.

2. Дополнительная литература:

1. Арженовский И.В. Региональная экономика [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.В. Арженовский, М. Кий; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2014. – 208 с.: схем., табл., ил. // Университетская библиотека ONLINE / компания «ДиректМедиа». – Электрон. дан. – [Москва], cop. 2001-2016. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427578.

2. Тарасенко В.В. Территориальные кластеры [Электронный ресурс]: семь инструментов управления / В.В. Тарасенко; науч. ред. С.А. Вуйменков. – Москва: Альпина Паблишер, 2016. – 201 с. // Университетская библиотека ONLINE / компания «ДиректМедиа». – Электрон. дан. – [Москва], cop. 2001-2016. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=263209.

3. Черкашин П.П. Конкурентоспособность территорий [Электронный ресурс] / П.П. Черкашин. – Москва: Лаборатория книги, 2011. – 102 с. // Университетская библиотека ONLINE / компания «ДиректМедиа». – Электрон. дан. – [Москва], cop. 2001-2016. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141274.

3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Пакет Microsoft Office 2007-2010 (Word, Excel, Power Point)

2. Пакет для просмотра и печати документов AdobeAcrobatReader

3. Средства поиска информации в глобальной сети Интернет и веб-пространстве: MSInternetExplorer, MozillaFirefox, Opera

4. Электронная библиотека Республики Карелия http://elibrary.karelia.ru/

5. Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru/

6. Справочная правовая система КонсультантПлюс (Доступ с компьютеров библиотеки главного корпуса ПетрГУ и отдела экономической и юридической литературы).

7. Министерство финансов Российской Федерации http://minfin.ru/

8. Научная электронная библиотека. http://elibrary.ru/

9. Федеральная налоговая служба http://www.nalog.ru/

10. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

Информационное обеспечение дисциплины в системе электронного (дистанционного) обучения

Территориальная организация населения // https://www.webct.ru

 

 

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ

Тематическое содержание дисциплины:

 
 
 
 
 
 

1. Управленческий консалтинг: определение вида деятельности. Специфика управленческого консалтинга. Причины обращения к консультантам. Диапазон оказываемых услуг. Характеристика службы управленческого консалтинга: совещательный характер, финансовая, административная, политическая и экономическая независимость. Отличие консультирования от научного исследования. Консультационный цикл, его элементы.

2.  Универсальность и специфика целей консультирования в разных теоретических школах. Теории управления и практика консультирования. Теоретические принципы современных направлений в контексте управления. Эклектический подход в консультировании. Стратегии и тактика управления. Роль организационных структур в управлении. Факторы, определяющие выбор типа организационных структур управления.

3. Организационная диагностика, которая определяет основную проблему предприятия и заключение контракта на оказание консультативных услуг. Система клиента, ее структура. Значение определения системы клиента для успешного консультирования. Моделирование организационного поведения для существующего без изменения типа организации. Выработка проектов решений проблем, выявленных в результате организационной диагностики и меняющих организацию. Проверка предлагаемых вариантов изменения на построенной модели с разработкой детального плана внедрения предполагаемых изменений. Организация реализации решений.

4.  Концептуальные подходы к управленческому исследованию проблем. Социальные проблемы: определение понятия. Функциональная школа в социологии социальных проблем. Конфликтно-ценностная школа в социологии социальных проблем. Нормативный подход в социологии социальных проблем. Конструктивистский подход в социологии социальных проблем.

5. Постановка задачи и инструменты выявления проблем. Моделирование проблем. Методы анализа проблемного поля. Анализ документов. Диагностическое интервью. Прием проблематизации. Техники проблематизации. Методы групповой работы: Метод мозговой атаки. Экспертные опросы. Метод номинальной группы. Метод Дельфи. Синектика.

6.  Сопротивление изменениям, факторы их вызывающие. Некоторые основные методы управления организационным сопротивлением: изменение сверху, изменение с привлечением к участию рядовых членов, переговоры, манипуляция, информирование. Техники поддержки изменений. Виды деятельности для поддержки изменений: привлечение внимания, получение поддержки для конкретных проектов, использование неформальной информационной сети, работа с возражениями.

 

Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Управленческий консалтинг: определение вида деятельности. Специфика управленческого консалтинга.

2. Причины обращения к консультантам. Диапазон оказываемых услуг.

3. Характеристика службы управленческого консалтинга: совещательный характер, финансовая, административная, политическая и экономическая независимость.

4. Отличие консультирования от научного исследования.

5. Консультационный цикл, его элементы.

6. Факторы, обуславливающие потребность в услугах консультанта.

7. Требования к профессиональной подготовке консультанта.

8. Классификация консультантов по сферам деятельности организации; дженералисты и специалисты; внутренние и внешние консультанты.

9. Поведенческие роли консультанта. Их сравнительная характеристика.

10. Универсальность и специфика целей консультирования в разных теоретических школах.

11. Теории управления и практика консультирования.

12. Теоретические принципы современных направлений в контексте управления.

13. Эклектический подход в консультировании.

14. Стратегии и тактика управления. Роль организационных структур в управлении. Факторы, определяющие выбор типа организационных структур управления.

15. Консультирование и культура. Отношение консультанта к организационной культуре.

16. Уровни культуры: национальная культура, деловая культура, профессиональная культура, организационная культура.

17. Специфические культурные ценности.

18. Сферы влияния организационной культуры. Учет культуры в консультировании.

19. Кросскультурный перенос управленческого опыта.

20. Организационная культура и особенности изменения организации.

21. Организационная диагностика, которая определяет основную проблему предприятия и заключение контракта на оказание консультативных услуг.

22. Система клиента, ее структура. Значение определения системы клиента для успешного консультирования.

23. Моделирование организационного поведения для существующего без изменения типа организации.

24. Выработка проектов решений проблем, выявленных в результате организационной диагностики и меняющих организацию.

25. Проверка предлагаемых вариантов изменения на построенной модели с разработкой детального плана внедрения предполагаемых изменений.

26. Организация реализации решений.

27. Первый контакт: инициатива первого контакта, задачи, решаемые при первом контакте.

28. Определение ожиданий и ролей на разных этапах консультирования консультанта и организации-клиента. Роли консультанта по отношению к клиенту.

29. Методы воздействия на систему клиента: демонстрация технических знаний, профессиональная честность, аргументированное убеждение, выработка общего взгляда, привлечение к процессу, использование доверия, использование поощрений и наказаний, использование чувства напряженности и тревоги.

30. План задания, его структура. Предложение клиенту, структура документа.

31. Заключение контракта на консультирование.

32. Концептуальные подходы к управленческому исследованию проблем.

33. Социальные проблемы: определение понятия.

34. Функциональная школа в социологии социальных проблем.

35. Конфликтно-ценностная школа в социологии социальных проблем.

36. Нормативный подход в социологии социальных проблем.

37. Конструктивистский подход в социологии социальных проблем.

38. Организационные проблемы: определение понятия. Описание проблемы. Симптомы и причины проблем.

39. Типология проблем А.И. Пригожина: встроенные, социокультурные и ситуативные, и их формулировок - назывные, причинно-следственные и антитезные.

40. Корневые проблемы.

41. Проблемное поле организации. Типы организационных патологий.

42. Патологии управленческих решений.

43. Постановка задачи и инструменты выявления проблем. Моделирование проблем.

44. Методы анализа проблемного поля. Анализ документов.

45. Диагностическое интервью.

46. Прием проблематизации. Техники проблематизации.

47. Методы групповой работы: Метод мозговой атаки.

48. Экспертные опросы.

49. Метод номинальной группы.

50. Метод Дельфи. Синектика.

51. Процедуры определения наиболее значимых проблем, составляющих основу проблемной ситуации и находящихся в области Парето.

52. Структурирование проблемного поля организации: цели, содержание.

53. Методы структурирования проблемного поля: попарное сравнение, применение экспертного опроса, поиск коренной проблемы (блока проблем).

54. Методы самодиагностики организации.

55. Техники поддержки изменений. Виды деятельности для поддержки изменений: привлечение внимания, получение поддержки для конкретных проектов, использование неформальной информационной сети, работа с возражениями.

56. Вмешательства для осуществления изменения. Управление процессом изменений. Принципы управления изменениями.

57. Структуры управления процессом изменения, создаваемые в организации для осуществления изменения, их характеристика и возможности. Проблемы реализации проекта изменения.

58. Ответственность консультанта и клиента. Оценка эффективности работы консультанта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: