Сравнительный анализ систем безналичных расчетов на основе пластиковых карт в банках Г. Санкт-петербурга

Одним из факторов, определяющих уровень развития банковского сектора страны, является рынок банковских карт и сопутствующих им сервисов. Развитие информационных технологий розничного банковского обслуживания связано с поиском новых путей доставки банковских продуктов и услуг для населения. Банки заинтересованы в обеспечении доступа максимально возможного количества людей к своим услугам, поэтому многие кредитные организации внедряют дистанционное банковское обслуживание для физических лиц, реализуемое путем внедрения программного обеспечения, позволяющего клиентам самостоятельно распоряжаться своими карточными счетами посредством сети Internet. Развитие мобильной связи создает для банков новые возможности по обслуживанию своих клиентов. Сегодня банки активно используют этот способ коммуникаций и предлагают услугу по осуществлению платежей и информированию клиента о движении средств по его счетам посредством SMS-coобщений. Также начинают появляться на рынке такие сервисы, как Мобильный и wap-банкинг. Многие банки расширяют спектр своих партнеров по платежам – операторов и провайдеров, а также стремятся ввести для клиентов возможность оплаты новых, не охваченных конкурентами услуг. Заметно стремление банков перевести сервис перевода денежных средств в онлайн-режим. Относительное новшество с точки зрения оплаты приобретаемых в сети Интернет товаров - создание виртуальной карты с фиксированной суммой и сроком действия. Немаловажную роль в системе электронных расчетов играют «карточные системы», поскольку являются основой розничного бизнеса банков. Анализ пластиковых карт Санкт-Петербурга представлен в таблице 1.


Таблица 1 – Анализ пластиковых карт в банках г. Санкт-Петербурга

 

Банки

Карточные электронные платежные системы

VISA International MasterCard Int, DINERS CLUB Union Card American Express PayCash China UnionPay Таможенная карта Банк Санкт-Петербург
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1, Банк ВТБ (ОАО) Эмиссия Эквайринг Эмиссия Эквайринг Эмиссия Эквайринг - - - Эквайринг - - - Эквайринг - - - -
2, ОАО «Банк «Санкт-Петербург» Эмиссия Эквайринг Эмиссия Эквайринг - - - - - - - - - - Эмиссия - Эмиссия Эквайринг
3, ОАО «Витабанк» - - Эмиссия - - - - - - - - - - - - - - -
4, ОАО КИТ Финанс Инвестиционный Банк Эмиссия Эквайринг - Эквайринг - - - - - - - Эквайринг - - - - - -
5, ОАО АБ «Россия» - Эквайринг - Эквайринг - Эквайринг - - - - - - - - - - - -
6, ОАО «Банк «Петровский» Эмиссия Эквайринг Эмиссия Эквайринг - Эквайринг - - - Эквайринг - - - - - - - -
7, ОАО «Энергомашбанк» - Эквайринг Эмиссия Эквайринг - - Эмиссия Эквайринг - - - - - - - - - -
8, ОАО Банк «Александровский» Эмиссия Эквайринг - - - - - - - - - - - - - - - -
9, ОАО НБ «Траст» Эмиссия Эквайринг Эмиссия Эквайринг - Эквайринг - - - - - - - - - - - -
10, ОАО СПб АКБ «Таврический» - Эквайринг Эмиссия Эквайринг - Эквайринг - Эквайринг - - Эмиссия - - - - - - -

 


Сегодня на рынке пластиковых карт Санкт-Петербурга представлено большинство лидирующих мировых платежных систем. Безусловное лидерство, как по количеству выпущенных карт, так и по объему операций по картам принадлежит только двум платежным системам — MasterCard и VISA. По данным исследования рынка пластиковых карт компании StatBanker, опубликованного 15.11.2010г., на первую половину 2010 года в Санкт-Петербурге было выпущено в общей сложности 40 миллионов карт (дебетовых и кредитных). Нужно отметить, что в этом году эмиссия карт значительно снизилась. Так, если за первые 2 квартала 2010 года было выпущено 2,7 миллиона новых карт, то за два квартала нынешнего года банками было выпущено 1,3 миллиона новых карт, т. е. в 2 раза меньше.

На оплату товаров и услуг в этом году приходится 28% от общего числа операций или в абсолютном выражении 110 миллионов операций. В денежном выражении отношение между снятием наличных и оплатой услуг выглядит иначе. На операции по снятию наличных через банкоматы или отделения банков приходится 90% от общей суммы всех операций этого года или 1,4 триллиона рублей. В общей сложности на оплату товаров и услуг приходится лишь 10% от общего денежного объема всех операций по банковским картам или 152 миллиарда рублей.

По ее оценкам экспертов, наибольший потенциал на сегодняшний момент есть у интернет-платежей, поскольку прием электронных денег более интересен и дешев для интернет-магазинов. К тому же классические карты, чаще всего используемые для интернет-платежей, в России пока не очень распространены. В итоге, бизнес сетевых электронных платежных систем ожидает рост вместе с проникновением интернета и развитием электронной коммерции. На рост объема платежей через пластиковые карты влияет, в свою очередь, увеличение числа покупок электронных билетов, различных товаров и услуг через интернет. Не последнюю роль в этом должно сыграть упрощение системы для физических лиц – улучшение пользовательского интерфейса и оптимизация процессов подключения пользователей к системе.

Системы безналичных платежей основанные на пластиковых картах являются базой для систем Интернет-банкинга для физических лиц. Компания CNews Analytics привела данные о состоянии рынка электронных платежей в России в 2010 году (см. таблицу 2).

 

Таблица 2 - Оценка новых перспективных рынков для электронных

платежных систем на основе пластиковых карт

Отрасль Объем (млрд. долл.)
Внесение наличных на карточные счета (в т.ч. "сдача на счет") 5
Прием депозитов, а главное, микродепозитов ($100 - $300) 7
Прием налогов 5
В пользу детских садов и школ 2
Микрокредиты ($10 - $100) и их погашение 7
Зарубежные провайдеры (iTtunes, Skype) 2
Туристические путевки 3
Итого: 31

 

В целом, по прогнозам представителей CNews Analytics и других экспертов, платежи физических лиц является наиболее перспективным направлением развития банковского сектора на российском рынке. Структура объема операций выглядит следующим образом: 45% рынка – микрокредиты $10-$100 и микродепозиты $100-$300; вторыми по значимости являются операции по внесению наличных на карточные счета и прием налогов - по 16%; благотворительность и туристические путевки занимают еще 16% рынка электронных платежей; оплата Itunes и Skype – всего 6,5%.

Таким образом, проведенный анализ систем безналичных расчетов на основе пластиковых карт в банках г. Санкт-Петербурга показал, что среди лидеров рынка лишь несколько банков ведут активное продвижение услуг такого класса. Интернет-банкинг пока выполняет роль справочной службы, в которой можно узнать баланс по счету или карте и получить выписку. В типичной на сегодня модели интернет-банкинга активные услуги представлены минимально и, как правило, ограничиваются возможностью перечисления средств между своими счетами и платежами в адрес интернет-провайдеров или сотовых операторов. Мобильный банкинг у большинства российских банков по-прежнему ограничен рассылкой SMS об операциях по счету и не позволяет дистанционно управлять счетами.

Оценивая положение ОАО НБ «Траст» среди банков г. Санкт-Петербурга, можно отметить, что анализируемый банк входит в TOP-30 в рейтинге по активам и занимает 26 место по России, данные на 01.01.2011г. В области реализации электронных систем платежа банк также сохраняет ведущие позиции: является участником системы SWIFT, и имеет прямые корреспондентские отношения с ведущими мировыми банками. Так же, как и большинство банков г. Санкт-Петербурга, ОАО НБ «Траст» предоставляет услуги дистанционного банковского обслуживания для юридических лиц, представленные системами «Банк-Клиент» и «Интернет-Клиент»; является участником системы денежных переводов Western Union. Также банк осуществляет эмиссию и эквайринг пластиковых карт MasterCard и VISA.

Чтобы более точно оценить особенности реализации работы с пластиковыми картами в ОАО НБ «Траст», проведем более подробный анализ деятельности банка и его финансовых результатов в практическом разделе данной работы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: