Особенности платежных систем на основе пластиковых карт

Необходимо отметить, что любая платежная система с использованием магнитных карт основывается, прежде всего, на организации бесперебойных и надежных безналичных расчетов между ее участниками. При этом пластиковая карта является лишь инструментом этой организации.

Платежная система с использованием пластиковых карт представляет собой совокупность структурных элементов – участников, принципов, правил и процедур организации расчетов, проводимых через банки или иные кредитные организации в рамках согласованной технической инфраструктуры и гражданско-правовых отношений, возникающих между участниками расчетов по поводу эмиссии пластиковых карт, выступающих в качестве средства платежа, процессирования транзакций и урегулирования взаимных денежных требований и обязательств.

Простейшим примером является карта, выпускаемая одной компанией, в частном случае банком. В такой системе безналичных расчетов три основных участника: компания-эмитент, пункт обслуживания, держатель карты.

В банковской системе пунктом обслуживания может быть не только магазин, но и отделение банка, а предоставляемой услугой – выдача наличных денег.

Клиент, придя в пункт обслуживания, будь то магазин или отделение банка, и предъявив карту, получает товар или услугу в обмен на квитанцию, обычно называемую слипом. На слипе фиксируется номер карты, код и координаты пункта обслуживания, сумма товара (услуги), дата операции, после чего слип подписывается как держателем карты, так и продавцом (кассиром). Держатель карты ставит свою подпись под заявлением, выполненным на слипе типографским способом, смысл которого заключается в том, что он обязуется уплатить указанную сумму с помощью банка-эмитента.

Пункт обслуживания представляет слип эмитенту и на его основании получает денежное возмещение в безналичной форме. Эмитент выставляет счет держателю карты и кредитует его, впоследствии получая от него оплату. Во многих платежных схемах эмитент автоматически взимает сумму операции со счета держателя карты на основании его предварительного поручения. Такое предварительное поручение или разрешение обычно вносится в договор, заключаемый между эмитентом и клиентом при выдаче последнему карты.

В указанной схеме важное место занимает вопрос контроля за непревышением суммы покупок над остатком по счету, а также блокирования операций с украденными (утерянными) картами.

Исходя из этих соображений, эмитент обычно вводит процедуру авторизации. Авторизация – разрешение, которое должен получить у организации-эмитента сотрудник пункта обслуживания во время оформления операции. Авторизационный запрос обычно включает номер карты, срок ее действия и сумму операции, а также иногда некоторую другую информацию, связанную с обеспечением безопасности операции. Практически всегда авторизационный центр лишь подтверждает возможность или невозможность оплаты запрошенной суммы данной картой. По тем же соображениям безопасности и тайны вклада в авторизационном запросе не фигурирует имя держателя карты и его остаток на счете.

Рассмотрим эту схему с коммерческой точки зрения. Для клиента желательно, чтобы такая карта принималась в возможно большем количестве коммерческих точек и банковских учреждений. С увеличением числа пунктов обслуживания растут и доходы самого эмитента. Так изначально в бизнесе связанном с пластиковыми картами возникает потребность в создании максимально разветвленной системы.

Здесь важна для всех участников именно система, поскольку, если имеется только один эмитент, пусть даже очень крупная компания, то число ее клиентов измеряется тысячами. Количество филиалов и отделений – максимум несколькими десятками. Допустим, этот эмитент выдал карты всем своим клиентам. Возникает вопрос, где они будут этими картами пользоваться?

Следовательно, необходима коммерческая сеть магазинов и других предприятий обслуживания, где эти карты принимались бы в качестве средства платежа. При этом любой клиент заинтересован, чтобы магазин (банкомат, заправочная станция), был максимально приближен к месту его пребывания в конкретный момент времени. Совершенно ясно, что ни один, даже самый мощный финансовый институт не сможет организовать густую сеть обслуживания, охватывающую всю страну. Но без создания такой сети невозможно заинтересовать в приобретении карт широкий круг пользователей.

С другой стороны, руководство любой торговой компании при решении вопроса о приобретении оборудования, обслуживающего пластиковые карты, прежде всего, заинтересуется вопросом о количестве своих собственных клиентов (покупателей), уже имеющих карты, поскольку при отсутствии таковых значительные средства, вложенные в карточный проект останутся замороженными. В результате возникает противоречие: мало магазинов – неинтересно клиентам, мало клиентов – неинтересно магазинам.

Из вышеизложенного вытекает два важных вывода. Во-первых, бизнес основанный на пластиковых картах состоит из двух тесно взаимосвязанных и взаимозависимых частей: клиенты-держатели карт и коммерческая сеть, в которой данные карты принимаются в качестве платежного инструмента. В связи с этим в более выгодной ситуации среди прочих коммерческих компаний находятся именно банки, поскольку у них есть и то, и другое. Во-вторых, одного банка, даже очень большого, для создания конкурентоспособной системы недостаточно, предпочтительно объединение нескольких банков. Кроме всего прочего, это также дешевле и эффективней для самих банков. Так появляется необходимость в карте с единым названием, эмблемой и изготовленная в едином стандарте, которая тем не менее имеет своеобразный дизайн и логотип выпустившего ее банка.

Именно этим путем развивались VISA, EuroCard/MasterCard, которым принадлежит сейчас около 70% мирового рынка пластиковых карт.

Но в такой межбанковской ассоциации необходимо связующее звено – организация, которая проводила бы расчеты между эмитентами. Ведь клиент одного банка может прийти за покупкой в магазин, обслуживаемый другим банком. И в этом случае все заинтересованы, чтобы оплата картой не просто состоялась, но и все расчеты были произведены максимально быстро. Это можно осуществить только имея единый центр, обрабатывающий операции, то есть осуществляющий процессинг. Такая центральная процессинговая компания может выполнять в платежной системе еще и другие важные функции, например, авторизацию.

Таким образом, в развитую платежную систему входят:

· банки-эмитенты карт;

· банки-эквайреры – «владельцы коммерческой сети», работающие с магазинами (от англ. Acquirer);

· магазины и другие сервисные точки;

· расчетные банки;

· центральная и связанные с ней региональные компании, обрабатывающие операции (процессинговые компании).

Таким образом, при формировании крупной платежной системы, имеют место следующие информационные и денежные потоки.

 

Рис.3 Взаимоотношения между участниками платежной системы [10, с. 71]

 

Держатель карты получает от магазина покупку в кредит, поскольку не передает в кассу непосредственно наличные деньги в момент получения товара. Магазин, представив слип, получает от своего банка денежное возмещение покупки. Банк магазина непосредственно или через расчетный банк платежной системы получает эту же сумму от банка-эмитента данной карты. Банк-эмитент получает деньги с клиента путем их списания с его счета. Если клиент и торговое предприятие имеют счета в одном банке, то этот банк вообще может обходиться без услуг процессинговой компании, при условии что сам проводит авторизацию. Однако это является скорее частным случаем вышеприведенной схемы, хотя и часто встречающимся в условиях начала развития карточных платежных схем (в том числе и в России).

В соответствии с вышеприведенной схемой, в разных направлениях движутся финансовые средства и документы. Так, магазин, отпуская клиенту товар, получает от него взамен слип с распиской на соответствующую сумму. Банк магазина возмещает последнему сумму товаров, проданных держателем карт, строго в соответствии с представленными слипами. Переведя данные слипов (операций) в электронную форму, банк создает из них файл, отправляет его в процессинговую компанию и получает через расчетный банк возмещение на соответствующую сумму. Документом на данном этапе является электронный файл (журнал), созданный в установленном формате и соответствующим образом зашифрованный.

В компании в процессе обработки всех принятых файлов происходит сортировка операций, представленных к оплате в систему за этот день и формируются файлы для банков-эмитентов. Такой файл является документом, на основании которого процессинговая компания получает от банка-эмитента средства, соответствующие сумме всех операций, проведенных держателями карт данного банка. Банк-эмитент на основании электронных журналов проводит дебетование или кредитование карточных счетов клиентов. Впоследствии для каждого клиента формируется выписка по его счету, включающая все операции, прошедшие за определенный период (как правило, 1 месяц). Для держателей кредитных и расчетных карт выписка является документом, на основании которого клиент должен оплатить свой долг банку на заранее оговоренных условиях. В случае с дебетными и предоплатными картами выписка лишь информирует клиента о движении средств по его счету.

При большом объеме операций в платежной системе создается несколько процессинговых центров, чтобы разгрузить центральную процессинговую компанию от лишних информационных потоков, а расчетный банк от лишнего движения средств. Банк, одновременно работающий по выпуску карт и обслуживанию коммерческой сети, также заинтересован в такой «автономизации», поскольку ему не приходится выплачивать комиссию за обмен информацией с центром.

Однако, чтобы получить такое преимущество, банку необходимо создать свой процессинговый центр. В такой развитой зрелой платежной системе банк, имеющий свой процессинговый центр, становится банком 1-го уровня. Это означает, что он может обрабатывать операции и служить расчетным банком для других банков, работающих в данной платежной системе. Банки 2-го уровня также получают выгоду от такого сотрудничества, поскольку им не требуется делать крупные инвестиции, Заключаемые с банками 1-го уровня агентские соглашения, как правило, составляются таким образом, что банки-агенты несут расходы только в случае реальной работы с клиентами, причем эти расходы перекрываются доходами, получаемыми с держателей карт.

Такая двухуровневая система уже формируется в России по картам VISA. Крупные коммерческие банки, вступившие раньше других в эту платежную систему, наращивают количество выпущенных карт не только за счет своих собственных клиентов, но и благодаря привлечению к сотрудничеству других банков, не имеющих возможности или намерения самостоятельно эмитировать международные карты.

Естественно, что в платежной системе происходит не только перевод средств клиентов, но и движение комиссий, взимаемых учреждениями, участвующими в цепочке, поскольку вся работа строится на коммерческой основе. При этом взимание комиссий в операциях получения наличных денег принципиально отличается от оплаты покупок в магазинах.

Банк, выдавший держателю карты наличные деньги, фактически его кредитует, и в международных системах эта операция называется «кассовым авансом». Поэтому банк клиента при возмещении суммы «кассового аванса» выплачивает также и комиссию за кредитование, которое было произведено банком, обслужившим его клиента.[10, с.37]

Все риски, которые могут возникнуть у банка в случае не решения проблем, можно разделить по 3 уровням сложности:

1 уровень – риски потери состоятельности банка, К данной категории рисков можно отнести риски при отказе руководства банка принятия решения о модернизации или полном переоснащении внутрибанковского операционного программного обеспечения.

2 уровень – риски потери деловой репутации банка и нанесение существенного материального ущерба. К данным рискам можно отнести риски в результате отсутствия собственного процессингового центра банка, т.к. это препятствует развитию прогрессивного вида банковских услуг, что влечет за собой потери уже имеющихся клиентов и невозможность привлечения новых, А также отсутствие Интернет-банкинга для физических лиц.

3 уровень – риски несущественных потерь, возникающие при отсутствии внедрения новых дополнительных услуг. К данной категории рисков отнесем риски возникающие при отсутствии эквайринга, т.к. клиенты могут пользоваться услугами сторонних организаций.

Стоимость (окупаемость) избегания рисков можно рассчитать по формуле: текущая стоимость инвестиционных затрат (Io) сравнивается с текущей стоимостью доходов (PV), Разность между ними составляет чистую текущую стоимость доходов (NPV):

NPV = PV – Io

 

Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) рассчитывается по формуле:

где, r норма дисконта;

n число периодов реализации проекта;

CFt чистый поток платежей в периоде t,

NPV показывает чистые доходы или чистые убытки инвестора от вложения денег в проект, Если NPV > 0, следовательно, можно считать, что инвестиции приумножат прибыть банка.

Чистая текущая стоимость (NPV) это один из основных показателей используемых при инвестиционном анализе, но он имеет несколько недостатков и не может быть единственным средством оценки инвестиции.

NPV определяет абсолютную величину отдачи от инвестиции, и скорее всего, чем больше инвестиция, тем больше чистая текущая стоимость. По этой причине требуется сравнение нескольких инвестиций разного размера. Фактически NPV показывает, насколько будущие поступления оправдают сегодняшние затраты. С ее помощью величины, характеризующие финансовую сторону проекта, приводят в масштаб цен, который действует в момент принятия инвестиционного решения.

Также необходимо рассчитать индекс рентабельности, который показывает, сколько единиц современной величины денежного потока приходится на единицу предполагаемых первоначальных затрат. Этот метод является, по сути, следствием метода чистой современной стоимости. Для расчета показателя IP используется формула:

Если величина инвестирования критерия РI > 1, то современная стоимость денежного потока проекта превышает первоначальные инвестиции, обеспечивая тем самым наличие положительной величины NPV.

Показатель внутренней нормы рентабельности (IRR) соответствует коэффициенту дисконтирования, при котором NPV равна нулю. Его также называют внутренней доходностью. IRR показывает наибольший допустимый уровень расходов, связанных с проектом. Вычислить точное значение IRR довольно сложно, на практике финансовые аналитики пользуются специализированными программами. Но также можно рассчитать вручную.

Для определения эффективности инвестиционного проекта при помощи расчета внутренней нормы доходности используется сравнение полученного значения с базовой ставкой процента, характеризующей эффективность альтернативного использования финансовых средств. Проект считается эффективным, если выполняется следующее неравенство: IRR > r.

Для магазинных операций в системах вводится так называемая плата за обмен. Ее цель – компенсировать банку-эмитенту период между списанием суммы в пользу магазина и ее оплатой держателем карты.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что платежная система с использованием пластиковых карт представляет собой совокупность структурных элементов – участников, принципов, правил и процедур организации расчетов, проводимых через банки или иные кредитные организации, которые являются непосредственными участниками платежного процесса.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: