Электропривод подъемно-транспортных устройств

Для подъема транспортируемых грузов и перемещения их внутри ЛА, поднятия и опускания клетки кухонного лифта, подъема и спуска грузов при зависании вертолета в воздухе применяют электропривод подъемно-транспортных устройств. Его снабжают стационарными или переносными пультами управления, питаться он может от аэродромных источников энергии и от сети ЛА. Регулируют угловую скорость выходного вала электропривода (тросонесущего барабана лебедки) плавно (от 0 до ωMAX, например лебедка БЛ, выполненная по системе Г-Д с ЭМУ) и ступен­чато (двухдвигательная лебедка ЛПГ или однодвигательная лебедка ГЛ с двухступенчатым редуктором). В двухдвигательной лебедке уменьшают скорость вращения вдвое отключением одного из электродвигателей. Общим для всех электромеханизмов лебедок является наличие фрикцион­ной электромагнитной муфты, которая при отключении электродвигателя фиксирует тросовый барабан.

На вертолетах чаще устанавливают лебедки с приводом от двух электродвигателей. Схема управления лебедкой с двумя электродвигате­лями постоянного тока представлена на рис. 12.12.

При нажатии на кнопку «Выпуск» S3 на пульте управления напряжение бортсети прикладывается к обмоткам контакторов К1, К4, К5, К8. После их срабатывания питание получают обмотки параллельного возбуждения OB1, OB4, а также контак­торы К2, К6, подключающие обмотки последовательного возбуждения ОВ2, ОВ5 и якорные цепи электродвигателей M1, M2. Их роторы начи­нают вращаться. Электромагнитные муфты ЭММ1, ЭММ2 обеспечивают сцепление электродвигателей с редуктором. Тросонесущий барабан тоже начинает вращаться, трос выпускается. При выпуске троса электродвига­теля работают по схеме смешанного возбуждения. Если кнопка S3 не отпущена, лебедка остановится при остатке 2-4 витков троса на бара­бане. В этот момент размыкается концевой выключатель КВ2 выпуска, а концевой выключатель КВЗ замыкается, и электродвигатель останавли­вается.

При нажатии на кнопку «Уборка» S2 срабатывают контакторы КЗ, К4, К7, К8, которые включают электродвигатели на противоположное направление вращения по схеме последовательного возбуждения. Тросо­несущий барабан начинает наматывать трос. Когда выпущенного троса останется 10 м, концевой выключатель КВЗ размыкает цепь, отключая второй двигатель. Первый двигатель лебедки при дальнейшей уборке троса отключают в нужный момент отпусканием кнопки S2. Электродвигатель Ml при уборке троса можно останавливать и размыканием выключателя S4. Лебедка имеет две скорости выпуска (уборки) троса. Для уменьшения скорости выпуска (уборки) нажимают на рычаг переключения скорости на пульте управления. При этом размыкается концевой выключатель КВ1, первый двигатель отключается, а второй перемещает трос со скоростью, вдвое меньшей.

Приведенный на рис. 12.13 фрагмент схемы электропривода лебедки с двумя асинхронными двигателями относится к одному двигателю.

 

Для включения лебедки на выпуск троса нажимают кнопку «Выпуск» S2. При этом срабатывает реле К6 и через свои контакты 1-2, контакты 3-4 реле К4, контакты концевого выключателя КВ2 включает контактор К9, который контактами 1-2, 5-6, 9-10 подключает электродвигатель М на выпуск троса. Одновременно срабатывает реле К5, подключающее электромагнитную муфту ЭММ. Лебедка производит выпуск троса. Элект­родвигатель останавливается при размыкании концевого выключателя КВ2, разрывающего цепь питания контактора К9 и реле К5

Схема управления лебедкой имеет защиту от КЗ в фазах до места включения трансформаторов тока и от обрывов фаз. Реле К1-КЗ через выпрямители VI-V3 подключены ко вторичным обмоткам трансформа­торов тока Т1 - ТЗ. При протекании тока по фазам электродвигателя во вторичных обмотках трансформаторов Т1 - ТЗ индукцируются э. д. с, которые обеспечивают срабатывание реле К1 - КЗ. Замыкание контактов 3 - 4 этих реле приводит к срабатыванию реле К4. Оно становится на самоподпитку через свои контакты 1-2. Контакты 3-4 реле К4 размы­каются, но обмотки реле К5 и контактора К9 остаются включенными, так как питание к ним теперь поступает через контакты 1-2 реле К1 - КЗ. Отпускание контактов одного из этих реле при возникновении аварийного режима в одной из фаз приводит к отключению реле К5 и контактора К9. При этом электродвигатель М отключается от сети и тормозится электромагнитной муфтой. Но так как механизм имеет два двигателя, лебедка продолжает работать с половинной угловой скоростью.

Для уборки троса нажимают кнопку «Уборка» S3. Срабатывают реле К7, К8, контактор К10 и подключают электродвигатель М на уборку троса. Реверс электродвигателя выполняется переключением двух его фаз, что делают контакты 7-8, 11-12 контактора К9. Ступенчатое изменение угловой скорости барабана лебедки осуществляют нажатием кнопочного выключателя S1. При этом отключается второй электродвигатель (на схеме не показан) и угловая скорость тросонесущего барабана уменьшается вдвое. Применение двухдвигательного электромеханизма и относительно простой схемы управления обеспечивает надежную работу рассмотренных лебедок.

При эксплуатации лебедок особое внимание уделяют проверке целости троса. Особенно тщательно осматривают трос после пробуксовки фрик­ционной электромагнитной муфты электромеханизма лебедки.

 

Глава 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: