Условия работы двигателя при запуске

Запуск газотурбинных авиадвигателей (ГТД) выполняется автомати­чески, в соответствии с программой запуска. В состав системы запуска входят стартер (электрический, воздушный или газотурбинный), системы электрическая (или электронная) управления запуском, зажигания, пусковая и рабочая топливные, устройства контроля параметров двигателя при запуске, защиты двигателя и агрегатов системы запуска от опасных ре­жимов, а также блокировочные устройства, защищающие от неправиль­ных действий при запуске. Для запуска ротор авиадвигателя (у двухконтурного авиадвигателя ротор второго каскада компрессора и вместе с ним первая ступень турбины) разгоняются стартером до угловой скорости, при которой рабочее топливо горит устойчиво. В процессе разгона вклю­чается система зажигания, в камеры сгорания сначала к пусковым, а за­тем к рабочим форсункам подается топливо, вступает в работу турбина. В дальнейшем ротор разгоняют совместно стартер и турбина, которая в конце запуска должна развивать момент, достаточный для самостоя­тельного быстрого выхода двигателя на режим малого газа.

Режимом малого газа ГТД называют устойчивый режим работы с ми­нимальной мощностью, с которого обеспечивается надежный выход на любой рабочий режим за заданное время приемистости. Управление запуском состоит в дистанционной коммутации электрических управляю­щих цепей систем и агрегатов, обеспечивающих запуск в соответствии с программой. Управление выполняет система электроавтоматики по угловой скорости авиадвигателя и по времени.

Непосредственным показателем режима работы двигателя при запуске является его угловая скорость. В некоторых системах запуска ее исполь­зуют как основной параметр запуска, в соответствии с которым осуществляется вся программа запуска. Одновременно все этапы запуска контролируют по времени, чтобы запуск чрезмерно не затянулся. В дру­гих системах запуска двигатель запускают по временной программе (дви­гатели АИ-20, -24, -25, все двигатели серии Д-ЗО). В таких системах обязательно вводят контроль окончания запуска и защиту от опасных режимов по угловой скорости.

Система запуска запускает авиадвигатель на земле, выполняет холод­ную прокрутку и ложный запуск, запуск в воздухе и аварийное прекра­щение запуска. Основным и наиболее полным (по совокупности и режи­мам работы агрегатов, участвующих в запуске) видом запуска авиадви­гателя является его запуск на земле. Он включает все операции и весь комплекс систем, работающих при запуске.

Запуск авиадвигателя на земле разделяют на этапы:

первый - разгон ротора ГТД до угловой скорости ω1 при которой производительность компрессора достаточна для надежного воспламене­ния топлива и вступления в работу турбины;

второй - сопровождения стартером ротора ГТД до угловой скорости ω2, при которой турбина развивает мощность, достаточную для дальней­шего самостоятельного разгона двигателя с заданным ускорением; при ω= ω2 стартер отключается;

третий - самостоятельный выход авиадвигателя на режим малого газа (разгон от ω2 до ωМГ).

Зависимость моментов, действующих на вал авиадвигателя (или на вал стартера, если все моменты приведены к валу стартера), представлены на рис. 13.1.

Момент сопротивления условно считают положительным и рассчитывают по формуле:

              М С= М ТР+ М К,

где М ТР - момент трения; М К - момент компрессора.

Поскольку М ТР <<М К принимают, что М С ≈М К К·ω2, где К К - коэффициент компрессора. Моменты стар­тера М СТ и турбины М Т дви­жущие. Они действуют про­тив моментов сопротивления, но на рис. 13.1 они отложены в той же четверти, что и момент сопротивления (взя­ты с обратным знаком). Мо­мент турбины М Т Т·ω (здесь К Т - коэффициент пропорциональности).

Уравнения движения си­стемы статер-ротор авиа­двигателя для первого, вто­рого и третьего этапов запуска имеют вид:

1) М СТ - М К = М СТ - К К·ω2 = J (dω/dt);

2) М СТ + М Т К = М СТ + К Т·ω - К К·ω2 = J (dω/dt);

3) М Т - М К = К Т·ω - К К·ω2 = J (dω/dt),

где М Т - М К = ∆М Т; J — суммарный момент инерции всех вращающихся частей, приведенный к валу якоря стартера (J = J АД + J CT. Здесь J АД - момент инерции роторов и воздушного винта авиадвигателя, J CT - момент инерции стартера).

При анализе процесса запуска все моменты сопротивления, движущие моменты и моменты инерции вращающихся тел, входящие в уравнение движения системы, должны быть приведены к валу стартера.

Характерными угловыми скоростями вращения ротора ГТД при запуске являются: ω1 -начала подачи топлива в камеру сгорания; ωС - соответ­ствующая условию М Т = М К2 - при отключении стартера; ωМ - макси­мальной мощности стартера; ωК - режима холодной прокрутки, ωМАХ - максимальная ротора ГТД. Для сокращения записей вводят "понятие относительной угловой скорости = ω/ωМАХ.

Наиболее ответственным является второй этап запуска. Он характерен самыми высокими температурами турбины и узким диапазоном устой­чивой работы компрессора. Увеличение продолжительности запуска при­водит к повышению температуры лопаток турбины, снижению их проч­ности и ресурса.

В системах запуска ГТД применяют главным образом электрические и воздушные стартеры. На современных двухконтурных ТРДД используют воздушный стартер, представляющий собой одноступенчатую воздушную турбину с понижающим редуктором и= ωТВЫХ.ВАЛА = 8-10 и обгонной муфтой для расцепления выходного вала стартера и трансмиссии авиа­двигателя. В состав стартера также входят сигнализатор давления воз­духа перед силовым аппаратом турбины, узел управления стартером, содержащий электромагнит и центробежный выключатель, который за­щищает стартер от опасных угловых скоростей.

Воздух, необходимый для работы стартера, берется либо от ВСУ самолета (турбоагрегата ТА-6, -8), либо от наземной УВЗ (турбоагрегата, установленного на автомашине), либо от компрессора работающего авиа­двигателя. На самолетах Ил-62 с авиадвигателями НК-8-4 для запуска авиадвигателя используют воздушную турбину ППО-62М привода по­стоянных оборотов синхронного генератора.

Управляющим устройством системы электроавтоматики запуска явля­ется автомат запуска пусковой панели АПД. Она подает команды на коммутацию электрических цепей управления агрегатами запуска в соот­ветствии с заложенной в ней программой по времени и по угловой скорости. Топливная система (насос-регулятор, насосы подкачки топлива, автомат дозировки и другие ее элементы) непосредственно к системе запуска не относится, но обеспечивает запуск. Управляет электромагнит­ными клапанами пускового и рабочего топлива также автомат запуска пусковой панели АПД.

Характерные угловые скорости ротора в о. е. для газотурбинных авиа­двигателей представлены в табл. 13.1.

 

Таблица 13.1

Характерные относительные значения угловых скоростей роторов авиадвигателей

Угловая скорость ТРД ТРДД ТВД
0.09-0.12 0.10-0.16 0.30-0.40 0.13-0.25 0.13-0.15 0.15-0.20 0.23-0.28 0.40-0.45 0.23-0.25 0.23-0.27 0.14-0.18 0.30-0.35 0.45-0.55 0.20-0.25 0.20-0.25

При запуске ГТД стремятся достичь минимального времени второго этапа запуска. На этом этапе одновременно работают стартер и турбина двигателя, задача заключается в управлении стартером таким образом, чтобы он обеспечивал надежное сопровождение двигателя и достижение им угловой скорости ω2 за заданное время t 2 (время разгона до угловой скорости ω1ничем не регламентировано, кроме необходимости сокраще­ния общего расхода энергии на выполнение запуска).

При использовании воздушных стартеров управление ими сводится к поддержанию постоянства давления воздуха перед сопловым аппаратом. Если для запуска авиадвигателя применяют электрические стартеры, уп­равление заключается в изменении напряжения питания и потока возбуж­дения стартера по нужному закону при разгоне ротора газотурбинного двигателя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: