Моральные ценности и нравственность

           Особую роль в жизни общества, в регулировании поведения его членов играет мораль. Термин «мораль» происходит О1 латинского слова «тоз» (нав, обычай). Он соответствует древнегреческому «этос» (устойчивый нрав». Последнее ввел в обихо/ Аристотель, образовав прилагательное «этический», чтобы обозначить группу добродетелей (качеств), относящихся к характер) человека — мужество, умеренность, щедрость. Наука, которая изучает эти добродетели Аристотель назвал этикой. Аналогично этом) Цицерон образовал прилагательное «тогаНх» - моральный, т.е. относящийся к нраву, характеру. Оно же обозначало науку с человеческих нравах.

           На ветви аксиологической категории культуры вырастает мораль. Конечно, и в морали действуют все основные культурные формы для передачи ее содержания. Но именно ЦЕННОСТЬ конституирует мораль как развившуюся область духовной культуры. Для сферы морали важно противопоставление полюсов добра и зла, справедливого и несправедливого, важно само ЦЕННОСТНОЕ РЕШЕНИЕ человека В СИТУАЦИИ ВЫБОРА.

           Это особенно ярко проявляется в таких нравственных ситуациях, когда ни одна моральная норма, уже существующая в моральном сознании, не работает: вспомним эпизод из романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина", где Левин на вопрос Кознышева - убьет ли он насильника, если окажется свидетелем нападения на беззащитную женщину - отвечает: "Если бы я увидел это, я бы отдался своему чувству непосредственному; но вперед сказать не могу".

           Нравственное решение исходит из определенных ценностей, но определяются они в зависимости от конкретности ситуации самим человеком. Ценности существуют и реализуются в выборе человека. Они возникают в ситуации альтернативности. Дж. Мур убедительно показал, что содержание ценности Добра нельзя свести к чему-то вне этой ценности - к удовольствию, к пользе, к сохранению жизни и т.д., ценность выводится из самой себя. Этот "вывод" возможен только как выбор человеком данной ценности и ручательство за ее содержание поступком, действием. М.Бахтин отмечает: "Не содержание обязательства (ценностей) меня обязывает, а моя подпись под ним, то, что я единожды признал,... мое признание, утверждение, - ответственный поступок". Выбор утверждает ценность, и ценность вызывает выбор. Поэтому тогда, когда в культуре возникает обсуждение альтернативности добра и зла, в ней формируется представление с ценности. Именно с обсуждением природы добра и выбора в истории античной культуры появляется само понятие ценности. (Сократ не только содержанием своих диалогов формировал в культуре античности идею блага как ценности, но он утвердил ее и своим выбором смерти.)

Большая путаница существует у нас понятиями "мораль", "нравственность" и "этика". Часто почему-то говорят о "морально-нравственных" или "морально-этических" принципах, проблемах и т.п. Нелепость таких выражений чувствуется сразу, однако это не избавляет от необходимости выяснения составляющих их терминов.

           В качестве философской дисциплины, занимающаяся проблемами нравственности, этика представляет собой не что иное, как рефлексию морали. Как и всякая рефлексия, рефлексия морали связана с кризисом предмета рефлексирования, т. е. в данном случае с кризисом морали. Этика может возникнуть только тогда, когда мораль перестаёт действовать и нуждается в сознательном корректировании. Этика, таким образом, не совпадает с моралью; она является учением о морали, ставящим под сомнение и отрицающим одни принципы и обосновывающим другие. Справедливо будет сказать, что всякая религия в момент своего возникновения и борьбы с другой религией, вырабатывает собственную этику, т. е. систематизированную рефлексию собственных нравственных ценностей и императивов.

В сущности, мораль чрезвычайно трудно отделить от религии, поскольку каждая религия имеет собственную мораль.

           Достаточно давней является возрождённая недавно одним неудачным политическим деятелем теория "общечеловеческих ценностей". На самом деле только они, если бы они существовали, могли бы наполнить конкретным содержанием понятие морали вне религии. Существует конфуцианская, христианская, коммунистическая мораль, но трудно уловить просто одну мораль, мораль как таковую. Можно лишь выделить отдельные моральные принципы, общие для нескольких религий. Например, "золотое правило морали" ("не делай другим того, чего себе не желаешь") признано в большинстве религий, однако этим принципом нельзя исчерпывать мораль, т. к. человек желает и не желает себе разного в разных моральных системах.

           Итак, по сути, общечеловеческая моральная ценность одна - это "золотое правило нравственности", или, как его назвал Кант "категорический императив". Если считать, что именно это положение является центром морали, от которого производны все остальные моральные нормы, то можно говорить об общечеловеческой морали. Однако если так не считать, то говорить можно только о морали конкретных религий или секулярных учений религиозного характера. Мораль имеет 2 плоскости, два измерения (на мой взгляд - два понимания - широкое и узлое (Лиля):

фактическое поведение людей, реальные нравы, те живые нити, которые тянутся от одного индивида к другому нормы и оценочные представления, которые общеприняты в обществе и образуют кодекс должного поведения.

           Например, на Западе принято определять те поведенческие императивы, которые расходятся с христианской моралью, аморальными. С этой точки зрения, например, индивидуалистическая мораль, является аморальной. Если понимать мораль как любую систему требований к поведению, независимо от содержания этих требований, то можно говорить о нигилистической или нацистской морали, если же в качестве моральных принимать только те требования, которые говорят о той или иной форме ограничения и самопожертвования ради других людей, то мораль становится надконфессиональной.

           Для разграничения этих двух значений в русском языке существует ещё слово нравственность, наиболее подходящее для обозначения последнего феномена. Нравственность есть определенное свойство реальных общественных отношений, которые уже затем получают более или менее точное отражение в сознании в виде оценочных шаблонов и правил поведения.

           Основные категории морали и этики: добро, зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни. Моральные ценности распространяются на такие отношения между людьми, которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь).

С возникновением в обществе классов возникает классовая мораль (м.раба, м.феодала, м.буржуазии и т.д.) Существует особая мораль в профессиональной сфере, в политике.

           В морали заключено общечеловеческое, цивилизационное ядро, обладающее коммулятивным свойством: от этапа к этапу оно впитывает в себя и наследует общезначимые высокие нравственные идеалы и благородные моральные принципы. Пол общечеловеческими понимают элементарные нормы нравственности и справедливости. Которые являются отражением е сознании людей реально существующего, сложившегося в течение веков порядка во взаимоотношениях между людьми Социальное назначение этих элементарных правил общежития состоит в том, чтобы охранять членов общества от различных эксцессов, угрожающих жизни, здоровью, безопасности и благополучию людей. Простые нормы нравственности осужд; как величайшее зло убийство, воровство, насилие, обман. К элементарным нормам нравственности относятся также заб родителей о воспитании детей, забота детей о родителях, уважение к старшим.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: