Искусство и философский анализ // В.Конев. Онтология культуры. Самара. 1998

 

           Искусство вырастает на основе остенсивных форм культуры (форм демонстрации и непосредственного представления культурного содержания). Поэтому для искусства всегда характерна опора на чувственное восприятии. Искусство феноме­нологически гетерогенно, для него характерна сложная морфология. Для искусства характерно непосредственное "слияние" человека (художника или зрителя) с миром, созданным произведением, а для философии характерна рефлексивная и даже критическая позиция человека (философа и его читателя) к миру, который предстает в философии.

           Совпадают с философией, во-первых, потому, что как уровень остенсивных форм, так и уровень принципов в культуре обращаются к целостному человеку, в первом случае еще не получившему дифференциации, во втором - уже преодолеваю­щему ее. Во-вторых, потому, что как искусство, так и философия способны выразить и, как правило, выражают целостную характеристику своей культуры, одно - определяя стиль внешнего оформления всякой деятельности, другая - определяя тип мышления и деятельности.

           Типологические черты искусства

а) Искусство основывается на очевидности и интуиции: для искусства это интуиция чувственного восприятия (априори аффективного, как назвал ее М.Дюфренн).

б) Для искусства важна целостность связи мира и человека, о которой искусство говорит как о красоте. Целостность не можеут быть определена иначе, чем через тавтологию. Платон в "Пире", определяя прекрасное, вводит свою эквиваленцию прекрасного по своей природе, которое прекрасно само по себе, в своем виде, всегда в самом себе единообразно, короче, пре­красно то, что само прекрасно без отношения к чему-либо.

в) Интересы искусства (сходятся с интересами философии) - что собою представляет человек и каково его место в мире. Для искусства эта проблема оборачивается интересом к человеку как индивидуальности, а для философии она превращается в обсуждение конечных оснований человеческой жизнедеятельности.

           Идея индивидуальности, воодушевляющая искусство, определяет сущность эстетического восприятия мира. Именно постижение индивидуальности как таковой составляет главную прерогативу искусства как культурного явления. Человек живет в мире многообразных событий и ситуаций. Благодаря своей деятельности, как практической, так и познавательной, он пришел к обобщению мира. Это закрепляется уже в языке и в способности человека к номинации. Успех цивилизацион-ного развития для человека прямо и непосредственно был связан с продвижением в области все большего обобщения мира природы и истории. В конце концов, благодаря развитию науки и индустрии это обобщение мира привело к величайшей стандартизации всей жизни человека, что стало наглядным в наше время. Этой тенденции абстрагирования от многообразия действительности противостояла и противостоит тенденция искусства - видеть мир в его индивидуальности, неповтори­мости и нетривиальности. Способность увидеть индивидуальность ситуации, предмета или явления и становится особой, а именно, эстетической способностью человека.

           Индивидуальность обладает феноменальной полнотой, ибо в ней представлены все связи этого конкретного предмета с миром, актуально дана бесконечность. Способность увидеть в одном все - "в искре - пламя", "в капле - море", "солнце - в ча­шечке цветка" и составляет содержание эстетического восприятия мира. Но чтобы это содержание реализовалось, необходи­мо выявить полноту феномена индивидуальности, которая находит свое проявление в форме реального события. Поэтому эстетическое восприятие событий мира выражается в отделении, "отслоении" формы события и представлении этой формы как значимого феномена. Индивидуальность не постижима на уровне дискурса, ибо феноменальность можно только "выстроить", "конституировать" (Гуссерль), чем и занимается искусство, а не представить в понятиях. Искусство -культурная феноменология индивидуальности (лучше выразить это неологизмом - филофеномения - любовь к феноменам, а не наука о феноменах). Действительно, разве не питает искусство пристрастия к феноменальному, то есть к необычному, к тому, что являет нечто в самобытной полноте. Искусство никогда не пройдет мимо чуда, более того, самое обычное оно превратит в чудо, что и сделал Гоголь с Акакием Акакиевичем Башмачниковым, из "невероятного" приключения которого, по выражению Достоевского, все мы вышли. Искусство как филофеномения стало оправданием и обоснованием чуда в куль­туре. Разве не с этого оно началось - магия наскальной живописи и мифология?

           В истории философии можно выделить, по крайней мере, три больших этапа развития, которые характеризуются своими парадигмами философского мышления, каждая из которых по своему включала в свою ткань эстетическую проблематику.

           а) Парадигма философского мышления оп Не оп (бытия как бытия), возникающая в АНТИЧНОСТИ, ориентирует чело­века в познании и деятельности на мир бытия, мир не только объективный, но и абсолютный, с которым человек должен со­гласовывать как свой ум (теории), так и свои цели и ценности. Исследования бытия как бытия в своей целостности, единстве и телесности превращает всю древнегреческую философию в эстетику, как показывает А.Ф.Лосев. До многотомной "Исто­рии античной эстетики" Лосева, посвященной истории античной философии, О.Шпенглер также отмечал, что характеристи­ками пра-феномена греко-римской культуры были чисто эстетические свойства - чувственная непосредственность, телес­ность и статуарность, которые определяют не только искусство, но все культурные проявления. А искусство, понятое в ан­тичном смысле как 1есппе, выступает продуцированием телесной формы, деятельностью оформления, работы с формой. По­этому искусство проникает во все виды культурной деятельности - в политику (риторика), в философию (диалоги Плато­на), в религию (мифы, пластика, архитектура), в образование (культивирование тела, музыка), в науку (учение о гармонии). Истина, Добро и Красота выступают как одно.

б) Философия НОВОГО ВРЕМЕНИ формирует парадигму cogito, гносеологическую парадигму, главной проблемой ко­торой становится проблема познания и рациональности. В это время в системе философии эстетика выделяется как специ­альная наука - наука о чувственном познании (Баумгартен, Кант). Искусство также выделяется в особую культурную дея­тельность, которая рассматривается как род познания, которое, как и научное познание, постигает всеобщее, но только в форме единичного (Леонардо да Винчи, Гегель, эстетика романтизма и реализма, каждая по-своему, натурализм). Истина от­деляется от Красоты и Добра, теряя связь с ценностями.

           в) Со ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА развивается новая парадигма философского мышления, стремящаяся постиг­нуть бытие как жизнь во всем богатстве ее конкретных проявлений. Новое философское видение свое наиболее развитое представление нашло в экзистенциализме, который и конституировал парадигму "ехшепг". Искусство для философии "ехшепг" становится высшим способом постижения мира. В связи с этим возрождается возникший в недрах романтизма "эс­тетический миф" (И. Лоренц), возлагающий на искусство надежду на разрешение противоречий техногенного и рассу­дочного мира западной цивилизации.

           г) СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ЭПОХА, переживающая кризис проекта Просвещения, ищет новые основания сво­его развития. Постмодернистские тенденции в искусстве и в культуре в целом преобразуются в постпросвещенческую идео­логию, которая на уровне философии принимает форму поиска новых идеалов рациональности. Эти поиски заставляют фи­лософию по-новому отнестись к искусству. В отличие от экзистенциальной философии, для которой искусство само по себе было высшим и самодостаточным способом понимания мира, философия новой рациональности смотрит на искусство как на модель ценностно-феноменального постижения индивидуальности и неповторимости бытия, философский анализ ос­нований которого может дать философии материал для разработки принципов новой рациональности. Новая рацио­нальность, потребность в которой все больше и больше испытывает современная цивилизация - от этого зависит ее дальней­шее эффективное развитие - должна соединить в себе знание и ценность, знание общего и индивидуального, постижение вы­раженного и невыразимого, знание полноты бытия и понимание его неполноты, онтологию присутствия и отсутствия. Новая рациональность ориентирована на осмысление логики творчества, которая в наиболее полной мере выражена в искусстве. Причина творчества - небытие, а именно искусство, как справедливо утверждал Этьен Сурьо, обладает силой инстаурации, силой вызывать бытие из небытия. Искусство есть мудрость инстаурации, а на философии как "культуре культур" лежит от­ветственность постоянной верификации выбранной дороги.

           Представляется, что на этом пути отношения философии и искусства эстетика может найти свое второе рождение. Переход философии от вопроса «что есть истина?» к вопросу «что есть культура (творчество)?» лежит через эстетику.

Искусство - пространство поиска человеком себя, того, чем он может стать.

Формы искусства позволяют продлить в памяти свои чувства (помнить - это искусственно).

Центральное понятие в искусстве - художественный образ:

- это квинтесенция психологического состояния и смыслов; единство общего и частного (конкретного);

- единство субъективного и общественного;

- целостность

Искусство - культурное представление человеческих чувств, культивирование чувств + особая моделирующая система.

Искусство   связано со своим временем

связано с социальными тенденциями связано с традициями настоящего связано с индивидуальными чертами

ФУНКЦИИ ИСКУССТВА

1. формирование в человеке эстетического видения мира, красоты

2. познавательная - знать об истории действительности и человечества через сопереживание, поэтическое восприятие

3. воспитательная - дает человеку представление о сути индивидуальности

4. коммуникативная

5. гедонистическая (наслаждение) - организует досуг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: