Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения

Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Методические материалы для специалистов службы сопровождения ДОУ

 

Вологда, 2007

 

 

Печатается по решению РИС Вологодского

                                                          института развития образования

 

Рецензент: проректор по научной работе ВИРО, кандидат педагогических наук Маргарита Альбертовна Углицкая;

 

Научный редактор: Наталья Владимировна Афанасьева кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии и социальной педагогики ВИРО;

 

Авторы-составители: Афанасьева Н. В.; Ястребова Г.А.; Никанорова А.В.; Кульпина Т.А.; Кривовицина О. Б.; Егорова Н. А.

 

Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения. Методические материалы для специалистов службы сопровождения ДОУ. / Под ред. Афанасьевой Н.В., Ястребовой Г.А..- Вологда: Изд. центр ВИРО, 2007.

 

В сборнике представлены методические материалы по комплексному сопровождению адаптации ребенка к ДОУ.

Издание адресовано психологам, педагогам, специалистам службы комплексного сопровождения в образовании, руководителям образовательных учреждений.

 

 

Введение.

Современные дети в большинстве своем «поступают» в ДОУ на втором году жизни. Чуть раньше (кто-то говорит, что лучше адаптируются, если приходят туда до года), или чуть позже, едва переступив годовалый возраст.

Дети приходят в детский сад в период так называемого раннего возраста. За их плечами лишь младенчество, когда они на руках матери и самых близких людей приобретали опыт доверия к себе и окружающему миру. Теперь они «ходячие», исследующие пространство, уже способные покидать уютные руки.

Возраст 1-3 года, период формирования самостоятельности, волевой активности. Интеллектуальное и личностное развитие ребенка предполагает атмосферу безопасности, ощущение ее тесно связано с привычной атмосферой и привычным окружением. Предметно-манипулятивная деятельность, очень значимая для полноценного развития маленького человека опирается на довольно «плотный» контакт со значимым взрослым: он стимулирует, определяет зону свободных и самостоятельных действий, задает ограничения, поддерживает успех осуществления действия.

В научной и научно-популярной литературе до сих пор много вопросов, спорных суждений по поводу того: полезно или нет помещение ребенка в этом возрасте в ДОУ. Есть такие, кто находит безусловные аргументы «за»: семья, как правило, не обладает достаточной педагогической компетентностью, чтобы обеспечить необходимые условия для развития ребенка. Кроме того, поскольку ребенок уже ходит, расширяется его жизненное пространство, растет круг значимых взрослых, с которыми он, так или иначе, взаимодействует. Серьезно звучат и голоса «против»: важно чтобы как можно дольше сохранился контакт с матерью, чтобы ребенок надолго с ней не разлучался, т.к. ощущение безопасности, которое необходимо для его развития, напрямую связано с ней.

 Нам представляются эти споры схоластическими. Резкое отрицание возможности благоприятного развития ребенка в ДОУ способно вызвать лишь непродуктивное чувство вины, неадекватности как у родителей, так и у педагогов. Реальная социально-экономическая ситуация такова, что семья не сможет в ближайшей перспективе найти альтернативу воспитания ребенка в ДОУ. Наша задача, найти пути наиболее эффективного решения проблемы адаптации, опираясь на реальные возможности ребенка и его окружения, а также ресурсы специалистов ДОУ.



Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Большинство современных родителей не могут сегодня отказаться от услуг детского сада – замечательного изобретения педагогов двадцатого века. И даже если начало посещения дошкольного учреждения выглядит совсем по-другому, детский сад - чудесные ворота в новый мир, мир образования, первая ступенька в бесконечной лестнице развития.

Первое, с чем сталкивается ребенок, родители и педагоги – необходимость адаптации к условиям детского сада. Под адаптацией понимается процесс приспособления личности к новой социальной ситуации или среде. Очевидно, что этот процесс можно оптимизировать. Когда человек попадает в новую для него ситуацию, у него есть два пути: использовать имеющийся опыт в новой ситуации (прошлый опыт налаживания отношений с незнакомыми людьми, освоение нового пространства) или, если такого опыта нет, постараться найти способ действия методом проб и ошибок, испытывая при этом значительный стресс.

Готовность к детскому саду многими родителями сводится к владению навыками самообслуживания. А готов ли ребенок к разлуке с матерью, к общению с большим сообществом группы, к принятию и соблюдению норм поведения? Об этом мы мало задумываемся. Более того, иногда именно проблемы в этих областях являются причиной для начала посещения ДОУ – «там он научится». И он учится... методом проб и ошибок.

Целью социально-психологического сопровождения вхождения ребенка в дошкольное учреждение является гуманизация адаптации к условиям общественного воспитания ребенка и его семьи. Поскольку на современном этапе мы можем говорить о серьезных проблемах в этой области. Период адаптации, сложный не только для ребенка, но и для его семьи, педагогов ОУ, в основном построен как некий рубеж, который необходимо просто «пережить», перетерпеть. Такой подход неизбежно приводит к негативным последствиям. Ни педагогами, ни родителями они, тем не менее, как правило, не связываются с процессами адаптации. Перечислим некоторые из них:

§ Высокая заболеваемость, как психологическая защита от угрозы посещения ДОУ, возможность вернуться домой.

§ Преобладание негативного эмоционального состояния у ребенка в течение дня.

§ Отказ семьи от сотрудничества с ДОУ как последствие применения формулы «привели – оставили – нужно уйти, чтобы не травмировать ребенка еще больше».

§ Снижение «чувствительности» педагога к проблемам детей, не выражающихся ярко. И т.д.

Таким образом, возникает необходимость проведения социально-психологического сопровождения поступления ребенка в дошкольное учреждение. Очевидно, что данная работа не может начинаться с момента прихода ребенка в ОУ, она должна быть перенесена во времени на несколько недель (а в идеале - и месяцев) в период до поступления. 

 

Условно весь период адаптации можно разделить на три основных этапа: доадаптационный, адаптационный, постадаптационный.

 

 

1 этап. Доадаптационный.

Целью данного этапа является формирование положительного настроя семьи на детский сад, снижение эмоциональной напряженности и тревоги родителей и педагогов.

На этом этапе необходимо решить следующие задачи: снизить возможные риски, спрогнозировать и спланировать деятельность, подготовить всех участников к периоду адаптации, создать оптимальные условия.

Планирование работы.

Планирование работы осуществляется с учетом всех видов ресурсов, их состоянием и кадровым составом ДОУ.

Любое планирование должно опираться на проблемный анализ, как инструмент сопоставления существующего положения вещей с актуальными требованиями. Есть множество технологий проведения проблемного анализа с выходом на дальнейшее стратегическое планирование. Приведем пример использования технологии, предложенной К.М. Ушаковым в кн. «Ресурсы управления школьной организацией» М, «Сентябрь», 2000, применительно к проблемам адаптации:

Технология: последовательность действий. Проблема и ее решение
Формулировка проблемы (конкретно) Высокий уровень заболеваемости у детей в адаптационный период.
Желательная ситуация. Снижение уровня заболеваемости.
Противодействующие силы и факторы. § Преобладание негативных эмоций у детей и потребность разрешить ситуацию. § Чувства тревоги, вины у родителей и потребность «вернуть» ребенка. § Несоблюдение гигиенических норм проветривания, прогулок. § Совпадение начала посещения ДОУ с кризисными периодами.
Как ослабить противодействующие силы и факторы. § Подготовка ребенка к посещению ДОУ. § Поддержание твердости и решимости родителей через снижение эмоционального напряжения в рамках «Родительского клуба». § Контроль за выполнением всех санитарно-гигиенических требований. Помощь персоналу. § Гибкий график приема в ДОУ
Анализ поддерживающих сил и факторов § Наглядная информация для родителей. § Приглашение специалиста мед. учреждения. § Групповая консультация «Дети часто болеют не от вирусов, а потому, что им плохо». § Согласование режима дня в ДОУ и дома. § И т.д.
Как усилить поддерживающие силы и факторы § Работа над проблемой всех специалистов комплексного сопровождения ДОУ. § Профилактика до начала посещения. § Разложение деятельности по снижению заболеваемости на элементарные операции – подробное планирование. § И т.д.

Исходя из полученных данных, мы можем приступить к дальнейшему стратегическому планированию. Нужно отметить, что если в работе по тому или иному направлению не возникает проблем, конечный результат деятельности соответствует желательному результату, то можно говорить об эффективном «режиме функционирования». Далее мы приводим примеры планирования работы с родителями.

План работы с семьей

(из опыта работы «Детский сад комбинированного вида №78» г. Череповца)

 

 


Алгоритм работы с семьей в доадаптационный период (из опыта работы «Центр развития ребенка - детский сад № 125» г. Череповца)

Сроки Содержание Форма работы Ответственные
Июнь 1.Юридическое оформление ребенка в д/с. 2.Формирование положительного настроя родителей на детский сад; снижение эмоционального напряжения и тревоги родителей. 1.Регистрация путевки.   2.Знакомство родителей с группой (осмотр группового помещения, показ шкафчика, кроватки, игрушек); · информирование о том, чем ребенок будет заниматься, во что играть; · знакомство с режимом дня дошкольного учреждения; · рекомендации по формированию стереотипов в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни (сближение домашнего режима с режимом дошкольного учреждения; урегулирование рациона питания; формирование навыков самостоятельности при приеме пищи, одевании и раздевании, пользование носовым платком). Зав.д/с     Воспитатель Методист Психолог
Июль 1.Первичное знакомство педагога с ребенком в условиях территории детского сада 2.Формировние представлений о встрече мам и пап, которые приходят за детьми (формирование опыта разлуки и встречи с родителями) Посещение утренних и вечерних прогулок.   2.Включение детей и родителей в совместные подвижные игры и игровые упражнения. Воспитатель
Август 1.Первичное знакомство педагога с малышом в домашних условиях. 2.Сбор информации об индивидуальных особенностях малыша (характерные черты поведения, интересы, склонности) Установление эмоционального контакта с ребенком. 1.Определяется время посещения семьи.     2.Собеседование с родителями. Игры на формирование эмоционального контакта и доверия («Игра с собачкой», «Покружимся», «Кто в кулачке?», «Книжка-угадайка»).   Воспитатель Психолог

П Л А Н РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ

(из опыта работы «Детский сад комбинированного вида № 22» г. Череповца)

 

Формы работы С О Д Е Р Ж А Н И Е Сроки проведения Ответственные Отметка о выполнении

I Р Е К Л А М Н Ы Й Б Л О К

Маркетинговые исследования. Создание презентативного имиджа МДОУ 1.Создание банка данных по семьям 2.Создание рекламных буклетов, визитной карточки 3.Комплексное анкетирование родителей по выявлению потребностей в образовательных услугах 4.Дни открытых дверей В течение года   Заведующий, зам.зав. по ВМР психолог, соц.педагог  

II ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Банк данных по семьям детей 1.Социологическое исследование по определению социального статуса и микроклимата семьи (анкеты для родителей) 2.Выявление уровня родительских требований к МДОУ Март, август Психолог, соц.педагог  
Нормативные документы 1.Знакомство с уставом и положением о «Маминой школе» Апрель, август Заведующий  

III СОВМЕСТНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

Привлечение родителей к участию в деятельности МДОУ 1.Занятия с участием родителей 2.Прогулочная группа Апрель, май, август Воспитатели, муз. руководительинструктор по ФИЗО  

IY ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Наглядная агитация 1.Стенд «Будь здоров, малыш!» 2.Стенд нормативных документов 3.Стенд «Семейная энциклопедия» 4.Памятки для родителей 5.Тематические выставки В течение года Заведующий, психолог, соц.педагог, воспитатели  
Школа для родителей 1.Растим здорового ребенка Май Участковый педиатр, старшая медсестра  
Консультирование 1.По планам специалистов По запросам родителей 2.Заключение договоров с родителями воспитанников В течение года     Август   Психолог, соц.педагог, воспитатели  
Анкетирование и опросы 1.Выявление потребностей родителей в образовательных услугах 2.Социологическое исследование семей 3.Оценка деятельности МДОУ 5.Удовлетворенность работой педагогов Март, апрель, август   Март, апрель, август   Сентябрь Психолог, соц.педагог   Психолог, соц.педагог  
Родительские собрания 1.Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад 2.Психологические особенности детей 2-3 лет   Апрель, август Заведующий, психолог, соц.педагог, старшая медсестра, воспитатели  
Телефон доверия Обмен индивидуальной информацией   По потребности Заведующий, психолог, соц.педагог  
Помощь родителей учреждению 1.Помощь в проведении мероприятий 2.Спонсорство 3.Участие в субботниках   В течение года Воспитатели, зам.заведующего по АХЧ  

 

В ходе планирования мы должны ответить на вопросы «Чего мы хотим?», «Как и в какие сроки мы это достигнем?», «Как мы распределим ответственность?». Необходимо поставить перед собой еще один вопрос: «По каким критериям мы будем судить о результативности работы?» Такими критериями могут быть общие показатели, такие как заболеваемость, посещаемость, результаты опросов – удовлетворенность родителей работой ДОУ, участие родителей в жизни группы и другие. Кроме этого, планирование поможет определить и какими ресурсами мы должны обладать для проведения намеченной работы.

Важнейшим ресурсом являются кадры дошкольного учреждения, работающие с детьми в адаптационный период.

 


Подготовка кадров.

Персонал группы в адаптационный период испытывает значительные нервно-психические нагрузки, от него требуется знание возрастных особенностей детей, возможных проявлений негативных тенденции и умения на них реагировать. Заполнение адаптационных листов, являющихся листами экспертного оценивания, так же ложится на педагогов группы. Все это требует предварительной работы по повышению педагогической и психологической компетенции. Необходимо учитывать и некоторые личностные особенности педагогов и их помощников, которые могут сказаться на процессе адаптации. Желательно, чтобы у педагогов групп раннего возраста были сформированы:

1. положительное отношение к детям данного возраста, понимание значения раннего возраста на все дальнейшее развитие,

2. умение налаживать теплые эмоциональные отношения,

3. толерантность, поскольку данный период эмоционально насыщен и нестабилен,

4. деятельностный характер взаимодействия,

5. владение основами знаний, желание осваивать новые технологии.

На современном этапе существует два подхода в подборе кадров для групп раннего возраста. Первый подразумевает наличие постоянных педагогов для данной категории детей. Второй подход основывается на том, что педагоги должны сопровождать группу от начала поступления ребенка в ДОУ до его выпуска. Оба подхода имеют свои плюсы и минусы. Так, в первом случае растет профессионализм, нарабатываются определенные навыки взаимодействия с данной категорией детей, но при этом весьма велик риск профессиональной деформации работника, остановки личностного развития, психоэмоционального выгорания педагогов в силу отсутствия перспектив. Через несколько лет работы часть воспитателей этих групп начинают отличаться от остальных педагогов – меняются не только их речь, общение, но иногда и личностные установки, сужается диапазон возможностей. Второй вариант снимает эти вопросы, но возникают трудности перестройки педагога во взаимодействии от детей старшего дошкольного возраста к раннему. Необходимо знание значительно отличающихся возрастных особенностей детей этой категории, способы взаимодействия, что приводит к трудностям в работе. Адаптация педагога совпадает с адаптацией детей, что ведет к негативным последствиям. С нашей точки зрения и тот, и другой вариант может быть оптимальным для дошкольного учреждения в зависимости от его возможностей, но при обязательном спланированном психолого-методическом сопровождении деятельности педагогов. Возможны следующие формы работы:

· цикл занятий - «Возрастные особенности детей раннего возраста», «Вопросы адаптации», «Нормативы нервно-психического развития», «Семьи детей раннего возраста» и т.д.

· Освоение практических методов работы через ролевые игры, разбор педагогических ситуаций, тренинги умений.

· Обсуждение трудностей, проблем через диспуты (например «Воспитатель группы раннего возраста, кто он?»), тренинги самрорегуляции («Как бороться со стрессом», «Наши ресурсы»), тренинги личностного роста.

· Индивидуальное консультирование педагогов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: