Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Методические материалы для специалистов службы сопровождения ДОУ
Вологда, 2007
Печатается по решению РИС Вологодского
института развития образования
Рецензент: проректор по научной работе ВИРО, кандидат педагогических наук Маргарита Альбертовна Углицкая;
Научный редактор: Наталья Владимировна Афанасьева кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии и социальной педагогики ВИРО;
Авторы-составители: Афанасьева Н. В.; Ястребова Г.А.; Никанорова А.В.; Кульпина Т.А.; Кривовицина О. Б.; Егорова Н. А.
Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения. Методические материалы для специалистов службы сопровождения ДОУ. / Под ред. Афанасьевой Н.В., Ястребовой Г.А..- Вологда: Изд. центр ВИРО, 2007.
В сборнике представлены методические материалы по комплексному сопровождению адаптации ребенка к ДОУ.
Издание адресовано психологам, педагогам, специалистам службы комплексного сопровождения в образовании, руководителям образовательных учреждений.
|
|
Введение.
Современные дети в большинстве своем «поступают» в ДОУ на втором году жизни. Чуть раньше (кто-то говорит, что лучше адаптируются, если приходят туда до года), или чуть позже, едва переступив годовалый возраст.
Дети приходят в детский сад в период так называемого раннего возраста. За их плечами лишь младенчество, когда они на руках матери и самых близких людей приобретали опыт доверия к себе и окружающему миру. Теперь они «ходячие», исследующие пространство, уже способные покидать уютные руки.
Возраст 1-3 года, период формирования самостоятельности, волевой активности. Интеллектуальное и личностное развитие ребенка предполагает атмосферу безопасности, ощущение ее тесно связано с привычной атмосферой и привычным окружением. Предметно-манипулятивная деятельность, очень значимая для полноценного развития маленького человека опирается на довольно «плотный» контакт со значимым взрослым: он стимулирует, определяет зону свободных и самостоятельных действий, задает ограничения, поддерживает успех осуществления действия.
В научной и научно-популярной литературе до сих пор много вопросов, спорных суждений по поводу того: полезно или нет помещение ребенка в этом возрасте в ДОУ. Есть такие, кто находит безусловные аргументы «за»: семья, как правило, не обладает достаточной педагогической компетентностью, чтобы обеспечить необходимые условия для развития ребенка. Кроме того, поскольку ребенок уже ходит, расширяется его жизненное пространство, растет круг значимых взрослых, с которыми он, так или иначе, взаимодействует. Серьезно звучат и голоса «против»: важно чтобы как можно дольше сохранился контакт с матерью, чтобы ребенок надолго с ней не разлучался, т.к. ощущение безопасности, которое необходимо для его развития, напрямую связано с ней.
|
|
Нам представляются эти споры схоластическими. Резкое отрицание возможности благоприятного развития ребенка в ДОУ способно вызвать лишь непродуктивное чувство вины, неадекватности как у родителей, так и у педагогов. Реальная социально-экономическая ситуация такова, что семья не сможет в ближайшей перспективе найти альтернативу воспитания ребенка в ДОУ. Наша задача, найти пути наиболее эффективного решения проблемы адаптации, опираясь на реальные возможности ребенка и его окружения, а также ресурсы специалистов ДОУ.
Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Большинство современных родителей не могут сегодня отказаться от услуг детского сада – замечательного изобретения педагогов двадцатого века. И даже если начало посещения дошкольного учреждения выглядит совсем по-другому, детский сад - чудесные ворота в новый мир, мир образования, первая ступенька в бесконечной лестнице развития.
Первое, с чем сталкивается ребенок, родители и педагоги – необходимость адаптации к условиям детского сада. Под адаптацией понимается процесс приспособления личности к новой социальной ситуации или среде. Очевидно, что этот процесс можно оптимизировать. Когда человек попадает в новую для него ситуацию, у него есть два пути: использовать имеющийся опыт в новой ситуации (прошлый опыт налаживания отношений с незнакомыми людьми, освоение нового пространства) или, если такого опыта нет, постараться найти способ действия методом проб и ошибок, испытывая при этом значительный стресс.
Готовность к детскому саду многими родителями сводится к владению навыками самообслуживания. А готов ли ребенок к разлуке с матерью, к общению с большим сообществом группы, к принятию и соблюдению норм поведения? Об этом мы мало задумываемся. Более того, иногда именно проблемы в этих областях являются причиной для начала посещения ДОУ – «там он научится». И он учится... методом проб и ошибок.
Целью социально-психологического сопровождения вхождения ребенка в дошкольное учреждение является гуманизация адаптации к условиям общественного воспитания ребенка и его семьи. Поскольку на современном этапе мы можем говорить о серьезных проблемах в этой области. Период адаптации, сложный не только для ребенка, но и для его семьи, педагогов ОУ, в основном построен как некий рубеж, который необходимо просто «пережить», перетерпеть. Такой подход неизбежно приводит к негативным последствиям. Ни педагогами, ни родителями они, тем не менее, как правило, не связываются с процессами адаптации. Перечислим некоторые из них:
§ Высокая заболеваемость, как психологическая защита от угрозы посещения ДОУ, возможность вернуться домой.
§ Преобладание негативного эмоционального состояния у ребенка в течение дня.
§ Отказ семьи от сотрудничества с ДОУ как последствие применения формулы «привели – оставили – нужно уйти, чтобы не травмировать ребенка еще больше».
§ Снижение «чувствительности» педагога к проблемам детей, не выражающихся ярко. И т.д.
Таким образом, возникает необходимость проведения социально-психологического сопровождения поступления ребенка в дошкольное учреждение. Очевидно, что данная работа не может начинаться с момента прихода ребенка в ОУ, она должна быть перенесена во времени на несколько недель (а в идеале - и месяцев) в период до поступления.
|
|
Условно весь период адаптации можно разделить на три основных этапа: доадаптационный, адаптационный, постадаптационный.
1 этап. Доадаптационный.
Целью данного этапа является формирование положительного настроя семьи на детский сад, снижение эмоциональной напряженности и тревоги родителей и педагогов.
На этом этапе необходимо решить следующие задачи: снизить возможные риски, спрогнозировать и спланировать деятельность, подготовить всех участников к периоду адаптации, создать оптимальные условия.
Планирование работы.
Планирование работы осуществляется с учетом всех видов ресурсов, их состоянием и кадровым составом ДОУ.
Любое планирование должно опираться на проблемный анализ, как инструмент сопоставления существующего положения вещей с актуальными требованиями. Есть множество технологий проведения проблемного анализа с выходом на дальнейшее стратегическое планирование. Приведем пример использования технологии, предложенной К.М. Ушаковым в кн. «Ресурсы управления школьной организацией» М, «Сентябрь», 2000, применительно к проблемам адаптации:
Технология: последовательность действий. | Проблема и ее решение |
Формулировка проблемы (конкретно) | Высокий уровень заболеваемости у детей в адаптационный период. |
Желательная ситуация. | Снижение уровня заболеваемости. |
Противодействующие силы и факторы. | § Преобладание негативных эмоций у детей и потребность разрешить ситуацию. § Чувства тревоги, вины у родителей и потребность «вернуть» ребенка. § Несоблюдение гигиенических норм проветривания, прогулок. § Совпадение начала посещения ДОУ с кризисными периодами. |
Как ослабить противодействующие силы и факторы. | § Подготовка ребенка к посещению ДОУ. § Поддержание твердости и решимости родителей через снижение эмоционального напряжения в рамках «Родительского клуба». § Контроль за выполнением всех санитарно-гигиенических требований. Помощь персоналу. § Гибкий график приема в ДОУ |
Анализ поддерживающих сил и факторов | § Наглядная информация для родителей. § Приглашение специалиста мед. учреждения. § Групповая консультация «Дети часто болеют не от вирусов, а потому, что им плохо». § Согласование режима дня в ДОУ и дома. § И т.д. |
Как усилить поддерживающие силы и факторы | § Работа над проблемой всех специалистов комплексного сопровождения ДОУ. § Профилактика до начала посещения. § Разложение деятельности по снижению заболеваемости на элементарные операции – подробное планирование. § И т.д. |
Исходя из полученных данных, мы можем приступить к дальнейшему стратегическому планированию. Нужно отметить, что если в работе по тому или иному направлению не возникает проблем, конечный результат деятельности соответствует желательному результату, то можно говорить об эффективном «режиме функционирования». Далее мы приводим примеры планирования работы с родителями.
|
|
План работы с семьей
(из опыта работы «Детский сад комбинированного вида №78» г. Череповца)
Алгоритм работы с семьей в доадаптационный период (из опыта работы «Центр развития ребенка - детский сад № 125» г. Череповца)
Сроки | Содержание | Форма работы | Ответственные |
Июнь | 1.Юридическое оформление ребенка в д/с. 2.Формирование положительного настроя родителей на детский сад; снижение эмоционального напряжения и тревоги родителей. | 1.Регистрация путевки. 2.Знакомство родителей с группой (осмотр группового помещения, показ шкафчика, кроватки, игрушек); · информирование о том, чем ребенок будет заниматься, во что играть; · знакомство с режимом дня дошкольного учреждения; · рекомендации по формированию стереотипов в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни (сближение домашнего режима с режимом дошкольного учреждения; урегулирование рациона питания; формирование навыков самостоятельности при приеме пищи, одевании и раздевании, пользование носовым платком). | Зав.д/с Воспитатель Методист Психолог |
Июль | 1.Первичное знакомство педагога с ребенком в условиях территории детского сада 2.Формировние представлений о встрече мам и пап, которые приходят за детьми (формирование опыта разлуки и встречи с родителями) | Посещение утренних и вечерних прогулок. 2.Включение детей и родителей в совместные подвижные игры и игровые упражнения. | Воспитатель |
Август | 1.Первичное знакомство педагога с малышом в домашних условиях. 2.Сбор информации об индивидуальных особенностях малыша (характерные черты поведения, интересы, склонности) Установление эмоционального контакта с ребенком. | 1.Определяется время посещения семьи. 2.Собеседование с родителями. Игры на формирование эмоционального контакта и доверия («Игра с собачкой», «Покружимся», «Кто в кулачке?», «Книжка-угадайка»). | Воспитатель Психолог |
П Л А Н РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ
(из опыта работы «Детский сад комбинированного вида № 22» г. Череповца)
Формы работы | С О Д Е Р Ж А Н И Е | Сроки проведения | Ответственные | Отметка о выполнении |
I Р Е К Л А М Н Ы Й Б Л О К | ||||
Маркетинговые исследования. Создание презентативного имиджа МДОУ | 1.Создание банка данных по семьям 2.Создание рекламных буклетов, визитной карточки 3.Комплексное анкетирование родителей по выявлению потребностей в образовательных услугах 4.Дни открытых дверей | В течение года | Заведующий, зам.зав. по ВМР психолог, соц.педагог | |
II ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ | ||||
Банк данных по семьям детей | 1.Социологическое исследование по определению социального статуса и микроклимата семьи (анкеты для родителей) 2.Выявление уровня родительских требований к МДОУ | Март, август | Психолог, соц.педагог | |
Нормативные документы | 1.Знакомство с уставом и положением о «Маминой школе» | Апрель, август | Заведующий | |
III СОВМЕСТНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ | ||||
Привлечение родителей к участию в деятельности МДОУ | 1.Занятия с участием родителей 2.Прогулочная группа | Апрель, май, август | Воспитатели, муз. руководительинструктор по ФИЗО | |
IY ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ | ||||
Наглядная агитация | 1.Стенд «Будь здоров, малыш!» 2.Стенд нормативных документов 3.Стенд «Семейная энциклопедия» 4.Памятки для родителей 5.Тематические выставки | В течение года | Заведующий, психолог, соц.педагог, воспитатели | |
Школа для родителей | 1.Растим здорового ребенка | Май | Участковый педиатр, старшая медсестра | |
Консультирование | 1.По планам специалистов По запросам родителей 2.Заключение договоров с родителями воспитанников | В течение года Август | Психолог, соц.педагог, воспитатели |
Анкетирование и опросы | 1.Выявление потребностей родителей в образовательных услугах 2.Социологическое исследование семей 3.Оценка деятельности МДОУ 5.Удовлетворенность работой педагогов | Март, апрель, август Март, апрель, август Сентябрь | Психолог, соц.педагог Психолог, соц.педагог | |
Родительские собрания | 1.Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад 2.Психологические особенности детей 2-3 лет | Апрель, август | Заведующий, психолог, соц.педагог, старшая медсестра, воспитатели | |
Телефон доверия | Обмен индивидуальной информацией | По потребности | Заведующий, психолог, соц.педагог | |
Помощь родителей учреждению | 1.Помощь в проведении мероприятий 2.Спонсорство 3.Участие в субботниках | В течение года | Воспитатели, зам.заведующего по АХЧ |
В ходе планирования мы должны ответить на вопросы «Чего мы хотим?», «Как и в какие сроки мы это достигнем?», «Как мы распределим ответственность?». Необходимо поставить перед собой еще один вопрос: «По каким критериям мы будем судить о результативности работы?» Такими критериями могут быть общие показатели, такие как заболеваемость, посещаемость, результаты опросов – удовлетворенность родителей работой ДОУ, участие родителей в жизни группы и другие. Кроме этого, планирование поможет определить и какими ресурсами мы должны обладать для проведения намеченной работы.
Важнейшим ресурсом являются кадры дошкольного учреждения, работающие с детьми в адаптационный период.
Подготовка кадров.
Персонал группы в адаптационный период испытывает значительные нервно-психические нагрузки, от него требуется знание возрастных особенностей детей, возможных проявлений негативных тенденции и умения на них реагировать. Заполнение адаптационных листов, являющихся листами экспертного оценивания, так же ложится на педагогов группы. Все это требует предварительной работы по повышению педагогической и психологической компетенции. Необходимо учитывать и некоторые личностные особенности педагогов и их помощников, которые могут сказаться на процессе адаптации. Желательно, чтобы у педагогов групп раннего возраста были сформированы:
1. положительное отношение к детям данного возраста, понимание значения раннего возраста на все дальнейшее развитие,
2. умение налаживать теплые эмоциональные отношения,
3. толерантность, поскольку данный период эмоционально насыщен и нестабилен,
4. деятельностный характер взаимодействия,
5. владение основами знаний, желание осваивать новые технологии.
На современном этапе существует два подхода в подборе кадров для групп раннего возраста. Первый подразумевает наличие постоянных педагогов для данной категории детей. Второй подход основывается на том, что педагоги должны сопровождать группу от начала поступления ребенка в ДОУ до его выпуска. Оба подхода имеют свои плюсы и минусы. Так, в первом случае растет профессионализм, нарабатываются определенные навыки взаимодействия с данной категорией детей, но при этом весьма велик риск профессиональной деформации работника, остановки личностного развития, психоэмоционального выгорания педагогов в силу отсутствия перспектив. Через несколько лет работы часть воспитателей этих групп начинают отличаться от остальных педагогов – меняются не только их речь, общение, но иногда и личностные установки, сужается диапазон возможностей. Второй вариант снимает эти вопросы, но возникают трудности перестройки педагога во взаимодействии от детей старшего дошкольного возраста к раннему. Необходимо знание значительно отличающихся возрастных особенностей детей этой категории, способы взаимодействия, что приводит к трудностям в работе. Адаптация педагога совпадает с адаптацией детей, что ведет к негативным последствиям. С нашей точки зрения и тот, и другой вариант может быть оптимальным для дошкольного учреждения в зависимости от его возможностей, но при обязательном спланированном психолого-методическом сопровождении деятельности педагогов. Возможны следующие формы работы:
· цикл занятий - «Возрастные особенности детей раннего возраста», «Вопросы адаптации», «Нормативы нервно-психического развития», «Семьи детей раннего возраста» и т.д.
· Освоение практических методов работы через ролевые игры, разбор педагогических ситуаций, тренинги умений.
· Обсуждение трудностей, проблем через диспуты (например «Воспитатель группы раннего возраста, кто он?»), тренинги самрорегуляции («Как бороться со стрессом», «Наши ресурсы»), тренинги личностного роста.
· Индивидуальное консультирование педагогов.