Часть II: Комментарий

Иллюстрация

Вдали от европейской инквизиции американские протестанты создали первые крупные университеты — Гарвард, Йель и Принстон для обучения своих служителей. На протяжении более полутора веков руководители и профессора этих учреждений выпускали крупные труды, в которых излагались пророчества Даниила и Откровения с точки зрения историзма. Но Римско-католическая церковь не бездействовала. Ученые-католики во времена Контрреформации противодействовали протестантам, предлагая свои интерпретации, которые отвлекали внимание от папства.

Претеризм был применен испанским иезуитом Луисом де Алькасаром (1554–1613), который истолковывал пророчества в Библии как события, произошедшие в прошлом. Претеристы в значительной степени отрицали возможность предсказывающего пророчества. Де Алькасар отождествил власть антихриста с римским императором Нероном.

Другой испанский иезуит, Франсиско Рибера (1537–1591), опубликовал 500-страничный комментарий к книге Откровение, в котором говорится, что большинство пророчеств должно исполниться в самом конце времени за короткий период в три с половиной года. Рибера предложил противоположное Алькасару толкование, переместив акцент пророчества далеко в будущее и оставив папскую церковь Средневековья за пределами пророческого периода времени. Его метод интерпретации пророчеств получил название футуризм.

Ни один из этих взглядов не имел вначале большого влияния. Два события изменили этот счастливый случай. Историко-критический подход к Писанию в восемнадцатом веке утверждал, что исключает возможность предсказывающего пророчества, принимая некоторые постулаты претеристской позиции. Эта точка зрения в настоящее время является преобладающей и широко принятой сторонниками высшего критицизма как католической, так и протестантской традиций. Между тем более консервативные христиане находились под сильным влиянием Библии c комментариями Скоуфилда, что привело к тому, что сегодня подавляющее большинство приняло футуристский (диспенсационалистский) взгляд, включающий: тайное восхищение, восстановление храма в Иерусалиме и тысячелетнее царство до Второго пришествия Христа. Лишь адвентисты седьмого дня остаются Остатком среди протестантов, поддерживающим исторический метод. Как библейские пророки использовали этот подход?

Священное Писание

Даниил истолковал образы из сна Навуходоносора в главе 2 и символы из глав 7 и 8 как ряд империй, появляющихся одна за другой в непрерывной последовательности. Он конкретно сказал Навуходоносору, что Вавилон был золотой головой (см. Дан.2:38). Следующие три царства возникают последовательно как части тела, соединенные друг с другом. Эти части состоят из различных металлов, которые отличают их друг от друга, но они соединены в виде тела в порядке убывания. Второе и третье царства после Вавилона конкретно определены ангелом Гавриилом как «цари Мидийский и Персидский» (Дан.8:20) и «царь Греции» (Дан.8:21). Ясно, что ноги из железа, которые следуют далее, должны отождествляться с Римом, как показал ход истории. Железо, переходящее в пальцы, хотя и смешанное с глиной, указывает на продолжение власти Рима. Каждое последующее видение более подробно раскрывает то, что должно произойти «в последние дни» (Дан.2:28). В главах 7 и 8 уделяется все больше внимания власти малого рога. Повторение и расширение деталей пророчества продолжается в Дан.11, в котором папство занимает доминирующую роль. Этот акцент на папстве уместен, когда мы видим, что главной силой, с которой нужно считаться в пророчестве о 1260 днях/годах, должно быть и может быть только папство вплоть до смертельной раны в 1798 году, а затем и далее. Такое толкование связывает нас с силами, о которых Иоанн пророчески говорил в Откр.12, 13 и 17.

В Откр.13 власть зверя, выходящего из моря, отражает действия малого рога в Дан.7 и 8. Он царствует в течение того же периода в сорок два месяца (см. Откр.13:5), или 1260 лет. Он хулит имя Бога и Его жилище (см. Откр.13:6). Он убивает мечом и воюет со святыми (см. Откр.13:10).

Он принимает поклонение (см. Откр.13:8). Эти описания исполняются в папстве. Но Бог защитил жену, Свою церковь, от власти зверя, выходящего из моря, от власти, данной ему змеем, и земля «поглотила реку» (Откр.12:16).

Претеризм датирует события, предсказанные пророком Даниилом, вторым веком после возникновения Вавилона, Мидо-Персии и Греции. Кроме того, претеризм истолковывает власть малого рога как правление Антиоха IV Епифана — царя Селевкидов (футуризм тоже имеет тенденцию истолковывать маленький рог как Антиоха IV, но затем также предполагает, что это будущий антихрист, который должен появиться в конце времени.) Но это определение не подходит по нескольким причинам:

1) Происхождение малого рога. Малый рог вышел «от одного из них» (Дан.8:9). Претеристы утверждают, что малый рог появился из одного из четырех рогов (военачальники Лисимах, Кассандр, Птолемей и Селевк и их преемники как главы четырех македонских царств, на которые была поделена империя Александра). Но грамматическое, контекстуальное и синтаксическое свидетельства указывают на вывод, что малый рог появился из одного из «четырех ветров», или сторон света, — выражения, которое непосредственно предшествует фразе.

2) Растущая власть царств. Овен (Мидо-Персия) «величался» (Дан.8:4), козел (Греция) «чрезвычайно возвеличился» (Дан.8:8), а малый рог «даже вознесся на Вождя воинства» (Дан.8:10, 11). Такое усиление власти нельзя приписывать одному слабому правителю, такому как Антиох IV.

3) Место в последовательности исторических событий. Антиох IV правил в середине династии Селевкидов и был седьмым по счету из 27 царей. Власть малого рога появляется «под конец… царства их» (Дан.8:23). Вслед за Греческой империей появляется Рим, но не Антиох IV.

4) Направление завоевания. Власть малого рога должна была распространиться с запада к востоку, югу и к «прекрасной стране» (Дан.8:9). Антиох IV, однако, был ответственен за потерю Иудеи — «прекрасной страны», а не за ее завоевание и имел лишь ограниченный успех на юге (Египет).

5) Мерзость запустения. Исследователи полагают, что Антиох IV вызвал запустение святилища, но Иисус, цитируя Даниила, ссылается на это запустение как на событие, которое произойдет в будущем в Его день (см. Матф.24:15), а Антиох IV уже был мертв в течение двух веков.

6) Вечера и утра. 2300 вечеров и утр интерпретируются как утренние и вечерние жертвоприношения, которые прекратили приносить во время осквернения храма Антиохом IV. Таким образом, для согласования с толкованием Антиоха это число сокращается до 1150 буквальных дней. Однако фраза «вечеров и утр» (Евр. э́рев бо́кер) очень похожа на фразу, которая использована в Быт.1 как относящаяся к 24-часовому дню. Впрочем, утренние и вечерние жертвы, связанные с земным святилищем, упоминаются в другом порядке; таким образом, запустение, упомянутое в Дан.8:13, не относится к прекращению служения в земном святилище во времена Антиоха.

7) Пророческое завершение истории земли. Тесная связь между Дан.2 и Дан.7 указывает на славное завершение пророческой истории. Но если Иуда Маккавей одержал победу над Антиохом IV, то как он же идет «с облаками небесными… как бы Сын человеческий» (Дан.7:13) и каким образом его царство будет вечным (см. Дан.7:14)? (Norman R. Gulley, Systematic Theology: The Church and the Last Things, pp. 713–717). Ни претеристская, ни футуристская интерпретации не соответствуют критериям в тексте и свидетельству Иисуса. По этим и другим причинам «небольшой рог» из Дан.8 не может представлять Антиоха IV. Только историческое толкование пророчества безошибочно определяет последние 2600 лет истории в пророческой последовательной перспективе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: