Доходы предприятия
В бухгалтерском учете доходами организации (предприятия) признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Следовательно, под доходами организации (предприятия) следует понимать поступления денежных средств и иного имущества, которые становятся собственностью организации (предприятия). Они не связаны с увеличением имущества за счет вкладов участников или собственников предприятия.
Доходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются:
• на доходы от обычных видов деятельности (выручка от продаж);
• прочие доходы.
Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.
Доходы, отличные от доходов по обычным вицам деятельности, считаются прочими поступлениями. К прочим доходам относятся:
• поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, когда это не является предметом деятельности организации;
• поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
• поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
• прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
• поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежным средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
• проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организацией, а также проценты за пользование банком денежными средствами, находящимися на счете организации в этом банке;
• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров (присужденные или признанные к получению);
• активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
• суммы списанной кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, и др.
К прочим доходам относятся также поступления по страховому возмещению, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.
Особое значение имеет направление деятельности организации. По этому признаку доходы классифицируются:
• на доходы от основной деятельности — это выручка от реализации продукции (работ, услуг);
• доходы от инвестиционной деятельности — доходы, полученные от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;
• доходы от финансовой деятельности — это доходы, полученные от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия, и т.п.
В международной практике под выручкой понимают поступление или иное увеличение активов предприятия, которое происходит в результате его основной или главной деятельности.
Выручка от продаж служит основным оценочным показателем результативности работы предприятий, так как по ее поступлению можно судить о том, что выпускаемая продукция по объему, качеству, цене соответствует рыночному спросу. От своевременности поступления выручки зависят устойчивость финансового положения организации, размер ее прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, поставщиками, работниками.
За счет выручки от реализации предприятия покрывают свои текущие затраты на производство и реализацию продукции и формируют прибыль. Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов за сырье, материалы, комплектующие, в связи с чем организация вынуждена выплачивать штрафы, а это в конечном итоге обусловливает не только потери прибыли предприятия-поставщика, но и перебои в работе и остановку производства смежных предприятий.
Поступление денежной выручки на счета предприятий имеет не меньшее значение и для государственного бюджета, так как она является источником уплаты всех налоговых платежей.
Выручку от продаж определяют исходя из объема реализации продукции, товаров, работ, услуг и продажных цен (тарифов). Выручка брутто включает налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортные таможенные пошлины. Для финансовых расчетов применяют выручку нетто.
Выручка зависит от спроса и цен, а на ценовую политику влияют многие факторы. В первую очередь это общеэкономические факторы, а именно уровень инфляции, процентные ставки, уровень цен на товарных рынках, налоговые ставки, конкуренция и др. На спрос влияют качество продукции, ее ассортимент, ритмичность выпуска, уровень отпускных цен и др.
Особую роль играют факторы в сфере обращения (коммерческие факторы), которые связаны с рекламой, развитием дилерской сети, оптимальным использованием посреднических фирм и т.д. Многое зависит от деятельности контрагентов, материально-технического снабжения, схем расчетов с покупателями.
Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на формирование доходов, а, следовательно, и прибыли предприятия является уровень применяемых в экономике цен. Цена есть основа распределительного процесса, поскольку в ней отражены основные элементы стоимости, через цены реализуются конечные цели предпринимательской деятельности, определяется ее эффективность. Цены обеспечивают конкретному предприятию запланированную прибыль, во многом обусловливают степень конкурентоспособности производимой им продукции, уровень спроса на нее.
Между тем сам уровень цен зависит от целей организации, которых она хочет достичь с помощью данного товара в краткосрочной или долгосрочной перспективе.
Такими целями организации могут быть:
• овладение определенной долей рынка;
• завоевание лидерства на рынке;
• получение запланированной прибыли;
• выживание и т.п.
Известно, что максимальная цена определяется спросом на товар, минимальная — издержками, связанными с производством и реализацией данного товара. Известны также случаи, когда товары, как правило относящиеся к новой продукции, продавались на этапе завоевания рынка ниже совокупных издержек с целью формирования спроса.
Задачи на определение розничной и оптовой цены
Цена – это денежное выражение стоимости. С помощью цен сравниваются затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия. Оптовые цены на промышленную продукцию формируются на основе текущих издержек производства, прибыли и налога на добавленную стоимость. В зависимости от характера обслуживаемого оборота различают три основных вида цен на промышленную продукцию: оптовая цена предприятия, оптовая цена промышленности, государственная розничная цена.
В условиях рыночной экономики товаропроизводители используют диверсификацию цен, которая устанавливается в зависимости от количества потребляемого товара, группы покупателей и т. п.
Задача 1
Постановка задачи:
Себестоимость выпуска товара равна 18000 руб. за единицу, планируемая производителем рентабельность – 15 % к затратам. Определить оптовую цену изготовителя на товар.
Технология решения задачи:
Оптовая цена Цопт формируется на основе полной себестоимости единицы продукции и прибыли, приходящейся на 1 руб. полной себестоимости:
| (1) |
где Sпрод – полная себестоимость единицы продукции, руб.;
R – уровень рентабельности, рассчитанный по себестоимости, то есть отношение плановой прибыли к полной себестоимости годового объема производства.
Оптовая цена изготовителя в нашей задаче составит:

Ответ: оптовая цена изготовителя равна 20700 руб.
Задача 2
Постановка задачи:
Предприятием-изготовителем установлена оптовая цена в размере 8700 руб. за единицу продукции. Ставка акциза равна 20 %, ставка налога на добавленную стоимость – 20 %. о пределить оптовую отпускную цену товара.
Технология решения задачи:
Оптовые отпускные цены помимо цен изготовителя включают косвенные налоги: акциз и налог на добавленную стоимость.
Оптовая отпускная цена товара без НДС (но с акцизом) равна оптовой цене производителя, увеличенной на величину акцизной ставки:
Далее полученный результат увеличиваем на величину налога на добавленную стоимость (НДС). Полученная оптовая отпускная цена того же товара с НДС составит:
Цотпуск = 10875 + (10875 х 0,2) = 13050 руб.
Ответ: оптовая отпускная цена товара составит 13050 руб.
Задача 3
Постановка задачи:
Оптовая отпускная цена составила 10000 руб., издержки обращения посредника равны 700 руб. на единицу товара, планируемая посредником рентабельность составляет 50 %, налог на добавленную стоимость для посредника – 16,5 %. определить оптовую цену закупки.
Технология решения задачи:
Оптовые цены закупки включают посреднические надбавки (скидки). Возможны два варианта расчета оптовой цены закупки.
По первому варианту она определяется как разница между ценой реализации продукции посредником потребителю (предприятию-потребителю, другому посреднику, торговой организации) и ценой, по которой товар был куплен у поставщика (изготовителя, посредника).
По второму варианту оптовая цена закупки рассчитывается как сумма элементов, ее составляющих.
Сначала определим прибыль посредника:
Ппоср = 700 х 0,5 = 350 руб.
Учитывая, что в надбавке налог на добавленную стоимость составляет 16,5 %, а издержки обращения с прибылью соответственно 83,5 % (из 100 % вычитаются 16,5 %), то величина посреднической надбавки равна:

Тогда минимальная оптовая цена закупки представляет собой оптовую отпускную цену, увеличенную на величину посреднической надбавки:
Цотпуск = 10000 + 1257,5 = 11257,5 руб.
Ответ: минимальная оптовая цена закупки составит 11257,5 руб.
Задача 4
Постановка задачи:
Оптовая цена закупки составляет 11257,5 руб. за единицу товара, а планируемая магазином торговая надбавка – 35 %. Определить розничную цену товара.
Технология решения задачи:
Розничные цены формируются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки они включают торговые скидки (надбавки). Розничные цены обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.
Розничная цена, таким образом, равна оптовой цене закупки с учетом торговой надбавки:

Ответ: розничная цена товара составит 20725 руб.
Задачи на приобретение навыка разработки стратегии ценообразования на предприятии
В зарубежном управленческом учете существуют понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цены. Расчет долгосрочного нижнего предела цены связан с калькулированием полной себестоимости изделия, расчет краткосрочного нижнего предела цены – с учетом и калькулированием по системе «директ-костинг». Система «директ-костинг» основана на делении расходов на постоянные и переменные и позволяет оперативно производить расчет различных вариантов снижения цен. При данной системе анализируется влияние снижения цены:
· на выручку от продажи товара;
· на себестоимость продукции;
· на массу прибыли от реализации продукции.
Задача 1
Постановка задачи:
Предприятие производит и реализует продукцию одного вида в количестве 500 шт. Цена реализации изделия – 130 руб. Маркетинговые исследования показали, что можно увеличить объем реализации на 10 % – до 550 шт. изделий при незначительном снижении цены. Поскольку производственные мощности позволяют увеличить объем выпуска, необходимо определить выручку предприятия при снижении цены – на 5 руб. и на 10 руб.
Технология решения задачи:
Представим в виде таблицы алгоритм расчета выручки от реализации продукции (как произведение цены на объем продукции) до и после уменьшения цены на 5 руб. и на 10 руб.
| Таблица 1 |
| Цена изделия, руб. | Объем реализации, шт. | Выручка, руб. |
| 130 | 500 | 65000 |
| 125 | 550 | 68750 |
| 120 | 550 | 66000 |
Таким образом, при снижении цены в обоих случаях выручка от реализации продукции все равно увеличилась за счет увеличения объема продаж.
Ответ: выручка от реализации продукции до изменения цены составит 65000 руб., при увеличении на 5 руб. – 68750 руб., а при увеличении на 10 руб. – 66000 руб.
Задача 2
Постановка задачи:
Предприятие производит и реализует продукцию одного вида в количестве 500 шт. Цена реализации изделия – 130 руб., полная себестоимость – 65 руб. (удельный вес постоянных затрат – 30 %). Маркетинговые исследования показали, что можно увеличить объем реализации на 10 % – до 1100 шт. изделий при незначительном снижении цены. Поскольку производственные мощности позволяют увеличить объем выпуска, необходимо определить, насколько экономически выгодно фирме снизить цену – на 5 руб. или на 10 руб.
Технология решения задачи:
Показатель выручки от реализации продукции не достаточно точно характеризует изменение прибыли. Для того чтобы оценить изменение прибыли, необходимо проанализировать влияние увеличения объема производства на 50 шт. изделий на соотношение между постоянными и переменными затратами.
Расчет прибыли от увеличения объема производства на 50 шт. изделий и снижения цены на 5 руб. и 10 руб. представлен в табл. 2 при условии, что постоянные затраты составляют 30 %, а переменные – 70 %.
Предельный доход определяем как разницу между ценой и переменными затратами.
Общий предельный доход рассчитываем путем умножения предельного дохода на объем продаж. Общий предельный доход за вычетом общих постоянных затрат представляет собой общую прибыль предприятия.
| Таблица 2 |
| Показатель | Объем, шт | ||
| 500 | 550 | 550 | |
| Продажная цена, руб./шт. | 130 | 125 | 120 |
| Переменные затраты, руб./шт. | 65*0,7=45,5 | 45,5 | 45,5 |
| Предельный доход, руб./шт. | 130-45,5=84,5 | 79,5 | 74,5 |
| Общий предельный доход, руб. | 84,5*500=42250 | 43724 | 40975 |
| Общие постоянные затраты, руб. | 65*500*0,3=9750 | 10725 | 10725 |
| Общая прибыль, руб. | 42250-9750=32500 | 32999 | 30250 |
Данные табл. 2 свидетельствуют, что при объеме продаж 550 шт. и цене 120 руб. за 1 шт. прибыль фирмы уменьшилась на 2250 руб. (разность 30250руб. – 32500 руб.), а при цене 125 руб. за 1 шт. – увеличилась на 499 руб. (разность 32999 руб. – 32500 руб.) по сравнению с первоначальным вариантом.
Ответ: фирме экономически выгодно снизить цену на 5 руб., так как в этом случае прибыль увеличится на 499 руб.