1. Масса соли, которая вводится в организм при вливании 353 г физиологического раствора, содержащего 0, 85% по массе поваренной соли, равна _____ г. (Запишите число с точностью до целых.)
2. Массовая доля серной кислоты в растворе, полученном при смешивании120г 20 %-го и 40г 50 %-го растворов этой же кислоты, равна ……... % (Запишите число с точностью до десятых)
3. Смешали 120 г 12%-го раствора натриевой селитры и 360 г 8%-го раствора этой же соли. Массовая доля соли в полученном растворе составила ______%. (Запишите число с точностью до целых)
4. Масса кальция, содержащегося в 820 г 4%-го раствора нитрата кальция, равна _______ г. (Запишите число с точностью до целых).
5. Массовая доля щелочи в растворе, полученном при добавлении 5 г гидроксида калия к 45 г 10%-го раствора КОН, равна _____ %. (Запишите число с точностью до целых).
6. Масса поваренной соли, которую необходимо добавить к 70 г 2%-го раствора NaCl для получения 6%-го раствора, равна _____ г. (Запишите число с точностью до сотых).
7. Объем воды, которую необходимо добавить к 100 г 70%-го раствора уксусной кислоты для получения 6%-го раствора, равен _____ л. (Запишите число с точностью до целых).
|
|
8. Массовая доля сахара в сиропе, полученном упариванием 1 кг 10%-го раствора сахара до массы 250 г, равна _____ %. (Запишите число с точностью до целых).
9. Объем сероводорода (н.у.), который потребуется для приготовления 136 г 5%-го раствора сероводородной кислоты, равен _____ л. (Запишите число с точностью до сотых).
10. Объем хлороводорода (н.у.), который необходимо растворить в 100 г 5%-го раствора HClдля приготовления 15%-го раствора соляной кислоты, равен _____ л. (Запишите число с точностью до десятых).
11. Масса 10%-го раствора щелочи, которую необходимо добавить к 50 г 20%-го раствора того же вещества, чтобы получить 17%-й раствор, равна _____ г. (Запишите число с точностью до десятых).
12. Массовая доля соли в растворе, полученном смешением 50 г 20%-го и 150 г 7%-го раствора этой соли, равна _____ %. (Запишите число с точностью до сотых).
13. Массовая доля сульфата меди (II) в растворе, полученном растворением 70 г медного купороса CuSO4×5H2Oв 430 мл воды, равна _____ %. (Запишите число с точностью до сотых).
14. Масса воды, в которой нужно растворить 250 г железного купороса FeSO4×7H2O для получения 20%-го раствора сульфата железа (II), равна _____ г. (Запишите число с точностью до десятых).
15. Какую массу соли и объем воды необходимо взять для приготовления:
А.50 г 0,5 %-ного раствора (ответ: 0,25 г, H2O - 49,75 мл);
Б. 60 г 1 %-ного раствора (ответ: 0,6 г, H2O - 59,4 мл);
16. Какой объем воды надо прилить к 0,5 г сахара, чтобы получить 1 %-ный раствор?
Ответ: 45,5 мл.;
17. Какой объем воды надо прилить к 8 г соли, чтобы получить 2 %-ный раствор? Ответ: 392 мл.;
|
|
18. Смешали 0,4 г соли и 200 мл воды. Какова массовая доля соли в полученном растворе? Ответ: 0,002.;
19.Смешали 20 г сахара и 250 мл воды. Какова массовая доля сахара в полученном растворе? Ответ: 0,074.;
20. К 150 г 20 %-ного раствора соляной кислоты прилили 200 мл воды. Каково процентное содержание соляной кислоты во вновь полученном растворе? Ответ: 0,086 (8,6 %).;
21. К 200 г 40 %-ного раствора серной кислоты прилили 80 мл воды. Каково процентное содержание серной кислоты во вновь полученном растворе? Ответ: 0,286 (28,6 %).;
22. Сколько миллилитров воды надо прилить к 80 г 5 %-ного раствора соли, чтобы получить 2 %-ный раствор? Ответ: 120 мл.;
23. Сколько грамм соли надо добавить к 150 г 0,5 %-ного раствора этой соли, чтобы получить 6 %-ный раствор? Ответ: 8,78 г.;
24. Сколько миллилитров воды надо прилить к 200 г 6 %-ного раствора сахара, чтобы получить 1,5 %-ный раствор сахара? Ответ: 600 мл.;
25. Смешали 140 г 0,5 %-ного раствора соляной кислоты с 200 г 3 %-ного раствора соляной кислоты. Каково процентное содержание соляной кислоты во вновь полученном растворе? Ответ: 0,0197 (1,97 %).;
26. Смешали 50 г 5 %-ного раствора серной кислоты с 80 г 20 %-ного раствора серной кислоты. Каково процентное содержание серной кислоты во вновь полученном растворе? Ответ: 0,142 (14,2 %).
27.Соль массой 6 г растворили в 250 г воды. Массовая доля соли в растворе равна __% (до десятых)
28. Массовая доля поваренной соли в морской воде 3,5 %. Масса соли, которая останется после выпаривания 5 кг морской воды, составит _____ г (с точностью до целых).
29.Масса серной кислоты, содержащейся в 400 г её 12 %-ного раствора, равна _____ г (до целых).
30.Масса соли, которую необходимо растворить в 50 г воды для приготовления 20 % раствора, равна ______ г (с точностью до десятых).
31.Какую массу воды необходимо выпарить из 500 г 4% раствора гидроксида калия, чтобы получить 10% раствор этой щелочи? Ответ ______ г (с точностью до целых).
32. К 240 г 4% раствора хлорида калия добавили 10,4 г KCl. Массовая доля хлорида калия в полученном растворе равна ______ % (с точностью до целых).
33. Масса 20% раствора нитрата калия, необходимая для приготовления 600 г 8% раствора нитрата калия равна ______ г.
34. После упаривания 5,5 кг 10% раствора гидроксида калия масса раствора уменьшилась на 3 кг. Массовая доля гидроксида калия в растворе после упаривания равна ______ %.
35. Масса хлорида натрия, которую надо добавить к 200 г 8% раствора хлорида натрия, чтобы приготовить 18% раствор, равна _______ г (с точностью до десятых).
36. Смешали 30 г 6% раствора хлорида алюминия с 30 г 12% раствора этого же вещества. Массовая доля соли в полученном растворе равна ______ %.
37. Имеется соль массой 200 г. Масса воды, которая необходима для приготовления 12,5% раствора, равна ______ кг (с точностью до десятых).
Какую массу оксида серы (6) нужно взять для приготовления 245 г 5% раствора серной кислоты? Ответ _______ г.
Заключение
Основные выводы:
В ходе, проведенной работы я установила, что в заданиях ЕГЭ (уровень А и В) прошлых лет встречались 6 типов задач с использованием понятия массовая доля растворённого вещества - это расчеты, связанные:
1) с растворением вещества в воде;
2) с растворением вещества в растворе;
3) с разбавлением растворов водой;
4) со смешиванием растворов;
5) с выпариванием воды;
6) с выделением вещества из раствора при охлаждении.
Данные типы задач можно решить 3-4 способами, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Например, первый способ (решение с применением химической формулы) требует меньших затрат времени, но формулу можно забыть. Второй способ (конверт Пирсона) позволяет решить задачи логически, и он легок для понимания, но требует больших затрат времени. Третий способ «метод стаканов» наиболее наглядный и позволяет решать данные задачи очень быстро, что значимо на ЕГЭ, но он применим не ко всем типам задач.
|
|
Таким образом, наиболее приемлемый для меня «метод стаканов», но рациональный способ решения нужно выбирать в зависимости от типа задачи.
Литература
- Габриеляна О.С. «Химия.Учебник (базовый уровень) 11 класс» - Москва:Дрофа, 2009г.
- Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. Изд. 2-е -Ростов н/Д:Феникс,2004.-320 с.
- Зуева М.В., Зотова О.В. «Проверочные задания по химии для учащихся 8и 10 классов средних школ»-Москва: «Просвещение» 1991.- 63 с.
- Медведев Ю.Н. «Химия. Типовые тестовые задания.10 вариантов»- М.: Издательство «Экзамен»2011.
- Медведев Ю.Н. «Химия. Типовые тестовые задания.10 вариантов»- М.: Издательство «Экзамен»2013.
- Шамова М.О. «Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмы решения»- Москва: «Школа-Пресс»,1999 -79 с.