Рекомендации по использованию оценочного средства

Основой любого занятия является учебное содержание, и поэтому первым этапом проектирования является отбор и структурирование содержания учебного материала и разработка плана содержания. При составлении плана содержания педагог четко должен продумать формулировки пунктов плана, изложить их грамотно (это тоже является элементом профессиональной культуры), выбрать целесообразную логику в организации содержания, продумать состав каждого учебного элемента, его объем, уровень сложности, выделить в содержании опорные и новые учебные элементы, подлежащие усвоению (освоению). Такая работа с содержанием, находится в рамках требований компетентностного подхода, реализация которого начинается с четкого выделения конкретных видов деятельности, подлежащих освоению, и знаний, необходимых для качественного выполнения этих действий. В плане содержания пункты плана целесообразно сформулировать в повествовательной форме (что будет повторяться или изучаться вновь), а уже при разработке технологии обучения продумать и сформулировать вопросы и задания, которые будут предложены учащимся. Проработав содержание, можно приступать к следующему, этапу проектирования (прогностическому): определению целей занятия. Для этого проводится анализ содержания, оценка его учебного и paзвивающе-воспитательного потенциала. План содержания при этом является основным ориентиром, позволяющим выполнить требования к целям (полнота, реалистичность, диагностичность). Сначала проводится работа по определению учебной оставляющей цели. Цель должна быть сформулирована на обучающегося, как те приращения в знаниях и умениях, которые предполагается получить (усвоение понятий, определений, правил, фактов; формирование представлений о чем-то, осознание каких-то связей и отношений, понимание зависимостей, осмысление противоречий и пр.). Если речь идет о действиях, то целью может служить их освоение, совершенствование, отработка. В образовательной составляющей цели выделяются теоретическая и практическая части. Прежде чем сформулировать практическую часть цели, необходимо определить, какие знания должны быть актуализированы или приобретены вновь для того, чтобы действие было выполнено правильно, качественно. Знания и действия усваиваются (осваиваются) во времени, а поэтому важно определить, на какой уровень усвоения (освоенности) они будут выведены на данном этапе обучения. Например, информация может быть получена учащимися на уровне общих представлений, понимания, осмысления общих закономерностей и пр., а может быть усвоена на уровне знания фактов, правил, понятий, определений, законов и пр. Учет уровня усвоения (в отношении знания) и освоения (в отношении действия) делает цель реалистичной, достижимой. Важным требованием к цели является требование диагностичности. Оно заключается в том, чтобы цель имела вполне однозначное описание, способ выявления, измерения, оценки. То есть цель должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень ее достижения. Для этого она должна быть конкретизирована в задачах. Выделение задач (микроцелей) делает цель «прозрачной», проверяемой, измеряемой. Имея такой четкий прогноз (наперед заданную цель с точки зрения компетентностного подхода), педагог получает возможность организовать целенаправленную работу по его реализации. Необходимо также стремиться к тому, чтобы цель обладала таким качеством как полнота, то есть в ней должны найти отражение все элементы содержания, выносимые на занятии (и то, что будет закрепляться, совершенствоваться, актуализироваться, и новый материал). Таким образом, чтобы грамотно и полно сформулировать учебную составляющую цели, педагоги должны поставить перед собой и ответить на следующие вопросы: 1. Какие действия и на каком уровне освоенности ученики должны выполнять к концу занятия? 2. Что они должны знать, чтобы правильно и качественно выполнять эти действия? 3. Какие элементы знаний и умений уже знакомы учащимся и будут закрепляться, совершенствоваться, а какие будут приобретаться вновь? После этого учебная составляющая цели выстраивается следующим образом: сначала указываются те учебные элементы (УЭ) теоретического и практического характера, которые подлежат закреплению и совершенствованию. Затем - подлежащие усвоению новые элементы знаний (теоретическая часть цели) и действий (практическая часть цели). При этом учитываются изложенные выше требования реалистичности, диагностичности, полноты. Известно, что цель должна быть комплексной, то есть отражать принцип единства обучения, воспитания и развития. Сегодня это особенно актуально, так как именно через эффективное решение развивающее-воспитательных задач реализуется компетентностный подход в образовании, обучаемыми приобретается и развивается познавательный и социальный опыт, совершенствуются социально-важные качества личности. Развивающая составляющая цели отражает процесс развития способностей к самопознанию, к самоорганизации и саморегуляции деятельности, формированию информационно-коммуникационной культуры личности. При определении развивающих целей предметом анализа является познавательная составляющая учебной деятельности (УД): - развитие способностей к самостоятельному целеполаганию и определению смыслов собственной деятельности; - развитие умения актуализировать полученные ранее знания и применять их при решении конкретных задач в стандартных и нестандартных ситуациях; - развитие внимания и функций мышления (способностей к самопознанию); - развитие умений по планированию и организации учебной деятельности: целенаправленное восприятие информации, получаемой из разных источников и передаваемой различными способами (умение находить информацию, выделять главное, существенное, дополнять, преобразовывать полученную информацию, адаптировать ее к решению поставленных задач); - развитие умений вести тезисные записи, конструировать рассказ (устный или письменный) по логической схеме или самостоятельно; - развитие умений по наблюдению (исследованию) и описанию учебных объектов; - развитие умений по выбору рациональных способов деятельности, по саморегуляции деятельности (самоанализ, самоконтроль, самокоррекция, самооценка); - развитие рефлексивных способностей (определять свой затруднения, проблемы и находить способы их решения). Этот перечень возможных целей по развитию общих компетенций личности, разумеется, не является исчерпывающим, но он может служить ориентиром в практической работе. Воспитательная составляющая цели отражает процесс развития социально-важных (ключевые компетенции) и профессионально-важных (базовые компетенции) качеств личности: волевых, морально-нравственных, мировоззренческих. Примерный перечень формулировок воспитательных целей: совершенствование и развитие волевых качеств личности (собранности, учебной дисциплины, целеустремленности), чувства долга и ответственности, организованности, трудолюбия, внимательности, деловитости, инициативности, предприимчивости, коллективизма, культуры общения, активности и самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, творческого отношения к труду; технологической, экономической и экологической культуры и др. Развитие и воспитание сложный и длительный процесс, а поэтому целесообразно при формулировании целей избегать глаголов совершенного вида (развить, сформировать и пр.). Важно понимать, что эти процессы носят сугубо индивидуальный характер, а поэтому задача педагога - не приводить каждого ученика к какой-то общей норме, а создавать условия для того, чтобы шел процесс освоения каждым учащимся социального и познавательного опыта, а результат (уровень освоенности, произвольности) для каждого индивидуален. Основанием для определения развивающей и воспитательной составляющих целей (общие компетенции) является прежде всего потенциал содержания, но развивающий эффект урока может быть усилен за счет выбора образовательной технологии.

Следующий этап проектирования - выбор технологии обучения и воспитания, (модели обучения). На этом этапе осуществляется отбор целесообразного сочетания форм организации учебной деятельности, средств и методов обучения и способов управления на каждом этапе занятия при работе с каждым компонентом содержания, которые позволяют реализовать поставленные цели и получить максимально возможные для данных конкретных условий результаты в обучении и в развитии общих компетенций учащихся. Определив цели занятия, педагог выбирает тип занятия, вид, продумывает материально-техническое и дидактическое обеспечение занятия (средства обучения), выбирает технологии обучения и воспитания и может приступить к написанию конспекта занятия.

 

Схема конспекта занятия

 

    Этапы работы Содержание этапа Оценка эксперта (по базовым педагогическим компетенциям и уровню владения учебным материалом)
1. Организационный момент, включающий: • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на занятии была эффективной); • определение целей и задач, которых преподаватель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учащихся на учебную деятельность, предмет и тему занятия;        
2.   Опрос учащихся по заданному на дом материалу (актуализация опорных знаний иумений - подготовка к восприятию нового материала), включающий: • определение целей, которые преподаватель ставит перед учащимися на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); • определение целей и задач, которых преподаватель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; • описание критериев достижения целей и задач данного этапа занятия; • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей группы, с которым работает педагог; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.    
3.     Объяснение нового учебного материала: (Работа по теме занятия – теоретическая и практическая часть). Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися; • определение целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель на данном этапе занятия; • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.    
4.     Закрепление учебного материала, предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися; • определение целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель на данном этапе урока; • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала; • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда преподаватель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.    
5.     Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания    

 

В графе 3 фиксируются содержание занятие, цели и задачи урока, и его отдельных этапов, методы и приемы мотивации, организации учебной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Необходимо обратить внимание на особенности структуры занятия технологии и производственного обучения. Проектирование каждого этапа занятия имеет свою специфику: Организационный момент, целеполагание и мотивация. При проектировании этого этапа целесообразно начать с выбора способа его организации.

Можно выделить три способа целеполагания и мотивации: 1. Цели и задачи занятия формулируются педагогом (информационный способ), он же обосновывает их значимость (мотивация). 2. Цели и задачи занятия формулируются самим педагогом, но мотивация проводится в совместном обсуждении. Тогда должны быть сформулированы вопросы, предлагаемые учащимся для обсуждения, в ходе которого происходит принятие и осознание целей учащимися. 3. Совместное целеполагание и мотивация, когда работа организуется в поисковом режиме, учащимся предлагается система вопросов, заданий поискового характера, решая которые они сами должны придти к выводу о том, какие цели и задачи предстоит решать на уроке. Это наиболее сложный для педагога, но наиболее эффективный для развития учащихся способ организации целеполагания и мотивации. Освоение его – один из показателей профессионализма педагога. На данном этапе необходимо так сформулировать вопросы и задания, чтобы избежать раскрытия содержания, а только зафиксировать факт недостаточности или отсутствия знаний и умений для решения конкретных задач и необходимости их приобретения. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (актуализация опорных знаний и умений). При проектировании этого этапа целесообразно начинать с определения содержательной части. Наименование вопросов, выносимых на повторение, берется из плана содержания, они формулируются так, как это сделано в плане содержания, а затем продумываются вопросы и задания, которые будут предложены учащимся по каждому пункту плана. Актуализация предполагает работу с известным материалом. Но развивающий эффект урока может быть усилен тем, что наряду с заданиями репродуктивного характера (назовите, сформулируйте, перечислите и пр.) учащимся предлагаются задания на применение знаний (среди представленных образцов найдите..., назовите существенные признаки, по которым вы обнаружили данные объекты. Для данных конкретных условий выберите рациональный способ обработки, аргументируйте свое решение и пр.). Характер предложенных учащимся вопросов, заданий позволяет определить как методическую подструктуру занятия (как методы обучения, методические приемы, используемые педагогом, так и состав познавательных действий, которые выполняют учащиеся, решая предложенные задачи - способы самопознания); можно также предположить какие качества личности при выполнении выбранных видов деятельности вынуждены будут проявлять учащиеся, стремясь к выполнению целей (развитие социально-важных качеств как компонентов общих компетенций). При выборе форм организации учебной деятельности необходимо учитывать задачи этапа. Например, при опросе учащихся по заданному на дом материалу (актуализация опорных знаний) главная задача педагога - подготовка учащихся к восприятию нового материала. Поэтому, какое бы разнообразие форм работы не было использовано на этом этапе (фронтальная, групповая, индивидуальная, парная), опорные элементы знаний и умений должны быть вынесены на общее обсуждение, стать достоянием каждого учащегося, так как это условие образования ассоциации - связей между отдельными элементами информации, включения новых элементов в прежнюю систему знаний. При объяснении нового учебного материала подходы к проектированию аналогичны предыдущему. Начинать проектирование целесообразно с определения содержательной части. Наименование вопросов, выносимых на изучение, берется из плана содержания в той же формулировке, а затем по каждому пункту плана продумываются и фиксируются вопросы и задания, которые планируется предложить учащимся. Необходимо помнить, что встреча с неизвестным имеет наибольшие возможности для развития, так как это всегда поиск, размышление, открытие нового. Заранее должны быть продуманы и сформулированы задачи познавательного, проблемного характера; именно это позволяет сделать учащихся активными субъектами деятельности. При закреплении изученного необходимо учитывать, что главное на этом этапе - проверить готовность учащихся к выполнению практической работы. Вопросы и задания должны быть направлены на выделение условий, правил, норм, соблюдение которых позволит успешно и качественно выполнить практическую работу. Акцент целесообразно сделать на определении критериев оценки выполняемых работ, которые могут выделить сами учащиеся, если предложить им поработать с образцами возможных дефектов, определить причины этих дефектов. На занятиях теоретического обучения, как правило, закрепление и применение изученного проводится одновременно, а поэтому содержание вопросов, заданий должно быть таким, чтобы выявить степень реализации целей. При работе по теме в практической части занятия определяется содержание практического задания, обсуждаются критерии его оценки, план действий, осуществляется демонстрация приемов выполнения работы с комментированием, обращается внимание на рабочую позу, на правильность выполнения приемов, на соблюдение ТУ, на правила безопасности труда при выполнении работ. Учащиеся привлекаются к обсуждению отдельных проблем (по ситуации). Описывается методическая подструктура занятия. Это, как правило, индивидуальная работа с учащимися: организация самостоятельной работы учащихся с применением инструктивно-нормативной документации, беседы с учащимися, наблюдение за их работой и оказание им помощи в выявлении и устранении ошибок. Выделяется такой состав познавательных действий как саморегуляция (самоанализ, самоконтроль, самокоррекция, самооценка как компоненты общих компетенций), воспроизведение информации, аргументация принимаемых решений и выполняемых действий, рефлексия процесса, обеспечивающая получение планируемых результатов. Кроме работы по теме в практической части занятия планируется работа по совершенствованию общетрудовых (общепрофессиональных) умений; а также работа по ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся, испытывающих трудности и отстающих в усвоении содержания. На заключительной части занятия важно привлекать учащихся к обсуждению итогов занятия, анализу его результативности, к оценке выполненных работ по заданным критериям. При проектировании всех этапов занятия важно выдерживать требование системности к построению занятия: - логические переходы от одного этапа к другому (связи по вертикали); - согласование и приведение в соответствие на каждом этапе занятия выбранной технологии обучения и формы организации содержания учебного материала.

ОС-3 Конспект внеклассного мероприятия по химии с самоанализом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: