Нетестовые задания раздел «Новое время» 4 страница

 

 

119. Из сочинения историка                                                                                                                   «Реформы этого монарха можно разделить на два периода. Неудачно начатая война со шведами стала подлинным „двигателем” преобразований. Поначалу царь во многом шёл по наитию, подчинялся требованиям момента. Нужда в деньгах, припасах, кораблях, оружии, обученных людях требовала изменений не только армии, но всей системы управления, финансов, промышленности. Главным было – победить в войне во что бы то ни стало. Поэтому первые преобразования оказались поспешными, непродуманными. Денег и людей при этом, естественно, не жалели.                                                                                                                                                  К концу войны начался второй этап реформ. Они приобрели более системный характер, стали осмысленными.                                                                                                                                          За годы реформ фактически был создан новый государственный аппарат. Во главе его стоял Правительствующий Сенат, которому подчинялись вновь образованные центральные правительственные органы – коллегии. Кроме уездов, появились также губернии и провинции. Штат чиновников увеличился вдвое, бюрократическое начало стало преобладающим в системе управления. Соблюдение законности обеспечивали прокуратура, суды, тайные агенты – фискалы. Особую роль в истории государства сыграла Табель о рангах, установившая деление всех служащих на 14 рангов по трём чиновным категориям: военные, гражданские и придворные чины. Отныне движение по карьерной лестнице определялось не происхождением чиновника или военного, а его усердием и добросовестной службой в каждом чине».                                 Назовите российского монарха, о котором идёт речь в отрывке. Укажите годы его правления.    В третьем абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описывается ситуация, признаки которой указываются в дальнейшем тексте. Укажите не менее двух признаков данной ситуации.

120. Из сочинения историка                                                                                                                «Совет решил, что пришло время действовать, и назначил на 7 декабря начало всеобщей политической забастовки и восстания, которое должно было свергнуть царскую власть.  Несмотря на поддержку значительного числа бастующих, Совету всё же не удалось, как в октябре, остановить работу жизненно важных отраслей, в частности железнодорожного транспорта. Восстание было обречено. За четыре дня (15–18 декабря) войска под командованием адмирала Дубасова сумели расправиться с очагами восстания, во главе которых стояли боевые отряды большевиков, сконцентрированными главным образом в районе Пресни.                    Власти, ощутив свою силу в борьбе с социальной революцией, решились начать наступление на права и свободы населения. Первая из обещанных Манифестом 17 октября свобод –неприкосновенность личности – была не более чем пустым звуком, ибо кругом шли аресты подозреваемых. За один только декабрь в столице было арестовано около 2 тыс. человек. Весной общее число заключённых в тюрьмы и высланных превысило 50 тыс. человек. Такого количества репрессированных при царской власти ещё никогда не было.                                                      Право на забастовку фактически сводилось на нет законом от 2 декабря, запрещающим бастовать государственным служащим, служащим общественных учреждений и рабочим предприятий, жизненно важных для экономики страны.                                                                                                О свободе слова и говорить было нечего. Как могла она сочетаться с законом, согласно которому можно было подвергнуть преследованиям любое лицо, виновное в "антиправительственной пропаганде"».                                                                                                                                            Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описывается ситуация, признаки которой указываются в дальнейшем тексте. Укажите не менее двух признаков данной ситуации. Укажите год, когда происходили описываемые события. Назовите императора, подписавшего манифест, упоминаемый в отрывке.

 

121. Из сочинения историка                                                                                                         «Центральным событием эпохи… стала отмена крепостного права. Отмена крепостного права затронула огромную часть населения, разрушила столетиями установленную систему общественных отношений. Она повлекла другие реформы.                                                        Освобождение крестьян потребовало перемен в управлении на местах. В стране введены земства – выборные местные учреждения, которые занимались хозяйственными вопросами. Общество больше всего страдало от беззакония, царившего в судебной системе. Поэтому началась судебная реформа. Новый суд состоял из присяжных. В его основе лежала состязательность сторон, вводились право на защиту и самостоятельная адвокатура. Мелкие дела единолично разбирал выборный мировой судья. Разбитая в Крымской войне русская армия также нуждалась в реформе. Ею занялся генерал Д.А. Милютин, ставший военным министром, а потом фельдмаршалом.  Суть реформы состояла в переходе от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности.          Флот нуждался в реформировании не меньше, чем армия. Его предстояло возрождать, строить заново на паровой тяге, с новым вооружением и бронёй. Возрождение флота началось с создания мониторов – низко сидящих броненосцев».                                                                                        Укажите десятилетие, в которое начались реформы, упомянутые в тексте. Назовите российского императора, правившего в этот период.                                                                                                В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого приведены в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного вывода.

122. Из сочинения историка                                                                                                                        «С началом царствования новый император отстранил от власти всех министров своего отца во главе с М.Т. Лорис-Меликовым. На первый план выдвинулись другие, близкие новому государю люди. Ярым проводником идей "народного, самобытного, тёплого самодержавия", связанного с народом "живым звеном" дворянства, стал издатель "Московских ведомостей" М.Н. Катков. Он же написал проект манифеста 29 апреля 1881 г., известный как "ананасовый" из-за высокопарных слов в нём: "А на нас возложить долг самодержавного правления…".                                                  С этого манифеста началось наступление на реформы предыдущего царствования, на всякий, даже умеренный, либерализм. Были смещены либеральные министры; введён реакционный университетский устав, который упразднил автономию университетов, стеснил условия учёбы             и жизни студентов. Консерватор Катков вместе с К.П. Победоносцевым и министром внутренних дел Д.А. Толстым составили фактически правящую в стране группировку.                     Неудивительно, что и экономическая политика правительства состояла в ревизии реформ 1860-х гг. и выработке экономической доктрины, основанной на усилении власти государства во всех сферах, на контроле за земствами и другими выборными органами».                                                Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого приведены в дальнейшем тексте. Укажите не менее двух подтверждений этого вывода.                                                                                                                                     Назовите российского императора, политика которого описывается в отрывке. Укажите название этой политики.

 

 

123. Из сочинения историка                                                                                                                         «С первых лет жизни в России будущая императрица вела уединённый образ жизни, рано пристрастилась к чтению, которое стало её подлинными университетами. Она не любила мужа, была честолюбива и мечтала сама занять престол. Её желание стать русской императрицей осуществилось благодаря заговору, во главе которого стояли гвардейские офицеры, пользовавшиеся огромным влиянием в обществе.                                                                          После своего прихода к власти она вступила в переписку с видными французскими философами. Общение с ними существенно сказалось на её личности, а многие усвоенные ею идеи вошли в её программу преобразований, превратились в законы. Вместе с тем она оставалась самодержицей, ничем не ограниченной в своей власти и её первые реформы усилили эту власть ещё больше. Сенат был преобразован. Он лишился законодательной основы. В Украине ликвидировано гетманство, что укрепило Империю. Кроме того, церковные земли отошли к государству, а почти миллион монастырских крестьян стали государственными. Церковь окончательно утратила экономические и нравственные рычаги влияния на политику».                                                        Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого приводятся в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного вывода.                                                                                            Назовите русскую императрицу, о которой идёт речь в отрывке, и укажите название, которое получила проводимая ею политика.

124. Из сочинения историка                                                                                                                            «В последние годы, вопреки утвердившемуся в науке убеждению в том, что … был великим полководцем, одержавшим победу при Бородине (если не фактическую, то моральную), появились сомнения относительно и этого вывода. Во-первых, есть множество свидетельств того, что главнокомандующий русской армией не владел инициативой на поле сражения. Он был инертен настолько, что один из участников сражения, генерал Н.Н. Раевский, писал: "Нами никто не командовал". Инициативой полностью владел Наполеон, который диктовал ход битвы. И в конечном счёте завоеватель достиг поставленной перед собой стратегической цели – занял Москву, защита которой была объявлена русским главнокомандующим главной целью сражения. Но Наполеон всё-таки не разбил русскую армию. После битвы он не видел привычного для него беспорядочного бегства неприятеля. Перед его глазами не проходили толпы пленных (всего была захвачена 1 тыс. пленных и 15 пушек, столько же пленных и 13 пушек захватили и русские). Перед французским императором не лежали на земле десятки поверженных вражеских знамён. Несомненно, русская армия в тяжелейшем сражении выстояла. И причиной этого стала необыкновенная стойкость русского солдата, воодушевлённого высоким и жертвенным чувством патриотизма, стоявшего за царя, православную веру и Отечество».                                                 Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, в котором описывается ситуация, подтверждённая которой указываются в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений данной ситуации.                                                                                              Укажите пропущенную в тексте фамилию русского полководца. Укажите год, когда происходили описываемые события.

 

 

125. Из сочинения историка                                                                                                                       «Карл не воспользовался своей победой и не пошёл на Москву. Часть голосов в его военном совете высказалась за поход в Россию, но Карл близоруко смотрел на силы Петра, считал его слабым врагом – и отправился на Августа. <…>                                                                                          Но русская армия была расстроена, что выражалось в нехватке солдат и особенно опытных офицеров. Поражение дурно повлияло на настроение духа внутри государства. Рядом с дифирамбами Карлу западноевропейская публицистика разразилась градом насмешек над слабостью России и Петра. Была пущена в обращение медаль, изображавшая с одной стороны осаду Нарвы и Петра, греющегося при пушечном огне, а с другой стороны – Петра и русских, позорно бегущих от Нарвы. Кроме того, у Петра не было больше артиллерии. После поражения под Нарвой положение России было крайне тяжёлым. <…>                                                                   Пётр деятельно готовил новые войска; рекрутские наборы (со всех сословий) дали ему много людей, страшная энергия помогла ему устроить из них армию».                                             Найдите в тексте и выпишите предложение, содержащее вывод автора, в подтверждение которого приводятся факты. Укажите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение этого вывода. Укажите название войны, о которой идёт речь в данном отрывке. Укажите её хронологические рамки.

126. Из сочинения историка                                                                                                                «Внешняя политика императора отличалась такой же экстравагантностью, как и внутренняя. Заключив договор с Англией, а также с враждебной прежде России Турцией, он активно ввязался в войну против Франции, шедшую в Южной Европе и Северной Африке.                                       Во главе русско-австрийских войск А.В. Суворов совершил поход в Северную Италию, где                      в сражениях на реках Адде, Требии, а также при Нови одержал победы над французскими войсками. Одновременно с сухопутными войсками русская эскадра Ф.Ф. Ушакова побеждала               в Средиземном море, изгоняя французов из Ионического архипелага, где под протекторатом России возникла республика – первое независимое от турок греческое государство. После этого император довольно неожиданно порвал союз с Англией, запретил ввоз и вывоз английских товаров и начал сближаться с Наполеоном, который к этому времени упрочил свою власть во Франции. В стремлении помочь новому другу император внезапно предписал русской армии            (40 казачьих полков) выступить в поход на завоевание Британской Индии.                                       В то же время император со свойственным ему жаром и интересом к игре в рыцари так увлёкся судьбой Мальты, что после бегства в 1798 г. с острова гроссмейстера ордена неожиданно для всех принял титул его главы, хотя европейские державы не поддержали его претензий».             Найдите в отрывке и выпишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого приводятся в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного вывода. Назовите императора, о котором идёт речь в данном отрывке, и укажите годы его правления.

 

 

127. Из сочинения историка                                                                                                          «Императрица была безусловной противницей крепостничества, но опять же – только в душе. Конечно, проявления крепостного права были отвратительны. Но крепостничество являлось тем порядком, разрушить который в это время представлялось опасным для страны и для самой императрицы. Разгул пугачёвщины показал, что свобода понимается огромными массами народа не как равенство, порядок и ответственность, а как кровавая анархия с изуверствами, надругательствами над беззащитными стариками, женщинами и младенцами, разорением храмов и грабежом мирных сёл и городов, разбоем на всех дорогах. Крепостное право, с его системой отношений помещика – "отца" и крепостных – его "детей", воспринималось как начало, сдерживающее дикие страсти черни. Оно же было становым хребтом экономики, благосостояния дворянства, и простодушный вопрос Сумарокова о том, откуда же они, дворяне, в случае освобождения крестьян, будут брать себе слуг, не казался тогда наивным, не говоря уже о простых мыслях помещиков насчёт оброка и барщины.                                                           Поэтому оставалась надежда только на эволюционный путь перемен: совершенствование законов, разумная регламентация, общее смягчение нравов, распространение просвещения среди как крестьян, так и дворян, нередко выходивших во главе шаек своих крепостных на большую дорогу».                                                                                                                                              Найдите в отрывке и запишите предложение, содержащее утверждение, которое обосновывается в последующем тексте. Укажите не менее двух положений, приведённых для обоснования этого утверждения.                                                                                                                              Назовите императрицу, о которой идёт речь в данном отрывке. Укажите годы, когда произошло народное выступление, упомянутое в отрывке.

128. Из сочинения историка                                                                                                                 «К этому времени Польско-Литовское королевство вследствие внутренних причин начинает заметно терять свою силу, и появляется, благодаря этому, возможность на западе сосредоточить все силы Московского государства на борьбу со Швецией. Однако борьба эта требует огромного, можно сказать, предельного напряжения сил и затягивается на целых два десятилетия, осложняясь ещё трудной борьбой с Турцией.                                                                                  Царю в конце концов удаётся исполнить поставленную им самому себе или, лучше сказать, завещанную ему предшествующими веками задачу. Хотя, успех был приобретён, по верному выражению одного исследователя эпохи его правления, «ценой разорения» страны. Но главное, Ингрия, Карелия и Эстляндия, когда-то присоединённые к Московскому государству ещё Иваном III, а затем утраченные при Иване IV, вновь присоединяются к России вместе с Лифляндией, доставляя России желанный доступ к Балтийскому морю. Строится будущая столица на Неве. Россия, едва известная Западу при Иване III, возводится в ранг европейской державы, а давняя её соперница Польша опускается как раз в это же время на степень второстепенной державы, покровительствуемой соседями, раздираемой внутренними смутами».                                    Найдите в отрывке и запишите предложение, содержащее вывод, который обосновывается в последующем тексте. Напишите не менее двух фактов, приведённых для обоснования данного вывода.                                                                                                                                             Назовите царя, о котором идёт речь. Укажите, с точностью до четверти века, период, к которому относятся описываемые в тексте события.

 

129. Из сочинения историка                                                                                                «Существует взгляд, что император, относясь совершенно отрицательно к привилегиям высших сословий, относился сочувственно к народу и даже будто бы стремился освободить народ от произвола помещиков и угнетателей. Думается, едва ли можно приписать ему в стремлении освободить народ какую-нибудь серьёзно продуманную систему.                                            Обычно в виде доказательства правильности такого взгляда указывают на манифест, установивший воскресный отдых в трёхдневную барщину. Но категорически крестьянам запрещалась лишь праздничная работа на помещика, а затем, уже в виде пожелания, говорилось что достаточно и трёх дней барщины для поддержания помещичьего хозяйства. Другой закон, изданный по инициативе канцлера Безбородка в пользу крестьян, – о запрещении продажи крепостных без земли – распространялся только на Малороссию.                                            Крайне характерно то положение, которое занял <…> по отношению к крестьянским волнениям и жалобам крепостных крестьян на притеснения помещиков. Когда волнения крестьян вспыхнули в 32 губерниях, он послал для их усмирения целые большие отряды с генерал-фельдмаршалом кн. Репниным во главе. Репнин очень быстро усмирил крестьян.                                                Император не только одобрил все эти действия, но и издал особый манифест, которым под угрозой подобных мер предписывалось безропотное повиновение крепостных крестьян помещикам.                                                                                                                                        Когда <…> попробовали пожаловаться дворовые люди некоторых проживающих в Петербурге помещиков на претерпеваемые от них жестокости и притеснения, он, не расследуя дела, велел отправить жалобщиков на площадь и наказать их кнутом «столько, сколько похотят сами их помещики».                                                                                                                                  Назовите императора, о котором идёт речь. Укажите его преемника на российском престоле. Найдите в отрывке и запишите предложение, содержащее вывод, который обосновывается в тексте. Напишите не менее двух положений, приведённых для обоснования данного вывода.

130. Из сочинения историка                                                                                         «Предполтавский период стал тяжким испытанием для царя и всего государства. С запада надвигалась армия Карла, а на юге, на Дону началось восстание казаков, вызванное их недовольством политикой Москвы. Царские воеводы с давних пор ущемляли самоуправление казаков, требовали вывоза беглых с Дона, хотя действовал негласный закон – "с Дону выдачи нет". Мятеж возглавил бахмутский атаман ____________, который ночью вырезал отряд князя Ю.В. Долгорукого, тоже погибшего от руки атамана. К весне восставшие казаки не только заняли Черкасск, но вышли к Волге, захватили Царицын и стали угрожать Азову. Атаман пытался связаться с запорожцами и кубанскими татарами. Но постепенно правительственные войска стали брать верх. Казаки, видя, что удача отвернулась от их вожака, пытались захватить его, но в ночной перестрелке атаман погиб.                                                                                                        Не успел царь порадоваться победе над бунтовщиками, как с Украины пришла новая беда – стало известно, что на сторону шведов перешёл гетман И.С. Мазепа. Для Москвы эта измена оказалась страшным ударом. Ведь Мазепа считался одним из самых уважаемых и доверенных людей русского царя. Мазепа соединился с Карлом, но привёл с собой всего лишь несколько тысяч казаков, а не всю украинскую армию, оставшуюся верной русскому царю. Да и времени на размышления у Мазепы не оставалось. Русская сторона действовала стремительно: столица гетмана, город Батурин, пала под натиском войск А.Д. Меншикова и была сожжена».       Укажите пропущенную в тексте фамилию атамана восставших казаков. Назовите царя, о котором идёт речь.                                                                                                                                                    Из первого абзаца выпишите предложение, содержащее утверждение, обоснования которого изложены в последующем тексте. Выпишите два любых обоснования данного утверждения.

 

131. Из исторического документа                                                                                    «Благодетельные реформы последнего царствования (крестьянская, университетская, судебная, военная и другие), вызванные настоятельными требованиями жизни, имели последствием умаление, чтоб не сказать уничтожение привилегий, которыми пользовалось дворянство. Понятие о государственном строе вылилось в формулу Царь и народ, т.е. представляя её графически: "высокий столб, на вершине которого Царь, а основание покоится на необъятной стихийной силе, называемой народом". Пока масса спокойна, всё хорошо, но кто поручится, что она никогда не заколышется?                                                                                                                           Графически понятие о государственном строе должно изображаться пирамидою: на вершине Самодержавный Царь, а посредствующими слоями между ним и народом – дворянство, (войско), духовенство и торговое сословие. В дворянстве ещё до некоторой степени сохраняются предания, оно несомненно обладает высшим образовательным цензом, но оно оскудело и равнодушно относится к общественным делам…                                                                                              Дворянством, как ближайшею опорою Трона, необходимо дорожить, его нужно поднять в собственных его глазах. Это достигается привлечением в местные административные советы земского дворянства, заинтересованного в правильном ходе администрации, и даст ему возможность выказать свои способности на более широком поприще. Нужно, дав дворянству выгоды, побудить его заняться своими имениями. Необходимо совершенно закрыть доступ в дворянское сословие. Никакой чин, никакой крест, а только исключительные заслуги дают право быть причисленным к дворянству. Только тогда дворянское сословие будет освежаться и пополняться личностями, вполне соответствующими, а не писарями, дослужившимися до Статского Советника».                                                                                                                 Найдите в отрывке и запишите предложение, содержащее описание цели, меры для   достижения которой называются в последующем тексте. Напишите не менее двух мер, приведённых в отрывке.                                                                                                                                        Назовите императора, в годы правления которого были проведены реформы, упоминаемые         в первом абзаце. Укажите период проведения данных реформ.

132. Из записки современника                                                                                                                    «Мы читаем в прекрасной душе императора сильное желание утвердить в России действие закона. Гораздо легче отменить новое, нежели старое; гораздо легче придать важности Сенату, нежели дать важность ныне созданному Государственному Совету в глазах будущего преемника.     …Что значит освободить у нас крестьян? Дать им волю жить где угодно, отнять у господ всю власть над ними, подчинить их одной власти правительства. Хорошо; но сии земледельцы не будут иметь земли, которая (в чём не может быть и спора) есть собственность дворянская.          Они или останутся у помещиков с условием платить им оброк; обрабатывать господские поля, доставлять хлеб – одним словом, для них работать, как и прежде, или, недовольные условиями, пойдут к другому умереннейшему в требованиях владельцу. В первом случае господа не предпишут ли им самых тягостных условий? Во втором случае, буде крестьянин ныне здесь,                а завтра там, казна не потерпит ли убытка в сборе подушных денег и других податей, не потерпит ли и земледелие? Не останутся ли многие поля не обработанными, многие житницы пустыми?         Не вольные земледельцы, а дворяне наиболее снабжают у нас рынки хлебом. Иное зло: уж не завися от суда помещиков, решительного, безденежного, крестьяне начнут ссориться между собою и судиться в городе, – какое разорение! Освобождённые от надзора господ станут пьянствовать, злодействовать, как худо для нравов и государственной безопасности!                     Не знаю, хорошо ли сделал Годунов, отняв у крестьян свободу, но знаю, что теперь им неудобно возвратить оную. Тогда они имели навык людей вольных, ныне имеют навык рабов. Мне кажется, что для твёрдости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу, к которой надобно готовить человека исправлением нравственным…»                Назовите императора, упоминаемого в тексте. Укажите, с точностью до четверти века, период его правления.                                                                                                                                     Найдите в отрывке и запишите предложение, содержащее вывод, который обосновывается в тексте. Напишите не менее двух положений, приведённых для обоснования данного вывода.

133. Из сочинения историка                                                                                                                     «При более слабых преемниках Петра были опять колебания в положении верховной власти,                и один раз, при воцарении <…>, честолюбивым верховникам чуть-чуть было не удалось достичь ограничения самодержавной власти, которого они добивались сперва в пользу олигархического верховного тайного совета, а затем в пользу Сената. Но эта попытка ввиду противодействия многочисленных представителей провинциального дворянства, как раз в это время съехавшихся           в Москву, ни к чему не привела. Те "пункты", которыми <…> сперва ограничила свою власть, были ею разорваны по просьбе большинства этого самого провинциального дворянства.        Другая императрица принципиально признаёт самодержавную власть неограниченной и крепко держится за своё самодержавие, но в то же время она сознаёт необходимость смягчения деспотизма верховной власти. Это смягчение она пытается и теоретически обосновать: она старается найти ясное отличие правомерной монархии от деспотической формы правления. Практически это смягчение отражается на самих формах проявления власти. <…> стремится искоренить наиболее жестокие формы наказаний по суду. Самодержавие она решительно отстаивает, мотивируя его необходимость обширностью российской монархии и разнородностью её частей.                                                                                                                                   Любопытно, однако, отметить, что внука своего Александра она воспитывает при помощи республиканца Лагарпа в принципах либерализма и сознательного признания прав человека                  и гражданина».                                                                                                                               Найдите в отрывке и запишите предложение, содержащее вывод, который обосновывается во втором – четвёртом абзацах текста. Напишите не менее двух положений, приведённых для обоснования данного вывода.                                                                                                    Назовите императрицу, о которой идёт речь в первом абзаце отрывка. Назовите императрицу,              о которой говорится во втором – четвёртом абзацах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: