Нетестовые задания раздел «Новое время» 7 страница

 

176. «Дворы, между коими заключён Парижский трактат, собравшись... вместе с прочими Государями и Державами, им союзными, чтобы... дополнить постановления означенного Трактата и прибавить к оным распоряжения, кои сделало необходимыми состояние Европы при окончании последней войны… повелели Своим Полномочным составить из постановлений, до существенной и непременной пользы касающихся, один Главный Трактат...                                                           Те из именованных Полномочных, кои присутствовали при окончательном заключении переговоров, представя свои законные полномочия, согласились внести в Главный Трактат               и утвердить своим подписанием следующие статьи:                                                                   Статья I. Герцогство Варшавское за исключением тех областей и округов, коим в нижеследующих статьях положено иное назначение, навсегда присоединяется к Российской империи... Его... Величество, сообразно с существующими в рассуждении прочих Его титулов обычаем и порядком, присовокупит к оным и титул Царя (Короля) Польского.                                            Статья XXV. Его Величество король прусский будет также иметь в полном державном владении и собственности на левой стороне Рейна земли, заключающиеся в нижеозначенных границах.    Статья LIII.... Все владетельные государи и вольные города Германии и в том числе их величества император австрийский, король прусский, датский и нидерландский, первые, то есть: император австрийский и король прусский, в качестве государей тех из владений своих, какие в прежние времена принадлежали к Германской империи; а короли датский, в качестве герцога Голштейнского, нидерландский, в качестве великого герцога Люксембургского, постановляют между собою вечный союз, под названием общего Германского союза.                                     Статья CIV. Его Величеству королю Фердинанду IV, наследникам его и потомству возвращается престол неаполитанский, и все державы признают его королём королевства обеих Сицилий». Какие задачи должен был решить конгресс? Укажите не менее двух задач.                              Привлекая знания по истории и текст документа, укажите, в чём проявились противоречия между участниками конгресса. (Приведите не менее двух положений.)                                                    Как назывался конгресс, о котором идёт речь в документе? Укажите годы его работы.           Какое событие примирило участников конгресса?

177. «Когда я сделался министром путей сообщения в феврале 1892 года, то во время одного из первых моих докладов император высказал мне своё желание, свою мечту, чтобы была построена железная дорога из европейской России до Владивостока. Мысль эта глубоко засела у императора, и ещё до моего назначения министром он постоянно толковал о сооружении этой дороги. Император мне как бы жаловался на то, что вот, несмотря на все его усилия в течение 10 лет, он все время встречает со стороны министров, в Комитете министров и в Государственном Совете затруднения в быстром исполнении этой мысли. Он взял с меня как бы слово, что я эту мысль приведу в исполнение. Вообще же эта идея не встречала особенного сочувствия в высших государственных сферах. Мне удалось особенно быстро двинуть это дело, когда я сделался министром финансов, так как для того, чтобы построить такую дорогу, главное, что было нужно, – это деньги. После смерти императора мне помогло в этом деле следующее обстоятельство,                а именно, что этим делом я очень заинтересовал наследника императора ещё в то время, когда он, будучи совершенно ещё молодым человеком, никакими вообще государственными делами не занимался».                                                                                                                                     Используя текст документа и знания по истории, укажите, как строительство этой магистральной железной дороги повлияло на дальнейшее развитие России. (Приведите два положения.)           Кто был автором этих воспоминаний? О строительстве какой железной дороги идёт речь?         При каком императоре началось это строительство?

 

 

178. «А смысл закона, идея его для всех ясна. В тех местностях России, где личность крестьянина получила уже определённое развитие, где община как принудительный союз ставит преграду для его самодеятельности, там необходимо дать ему свободу приложения своего труда к земле, там необходимо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью; надо дать ему власть над землёю, надо избавить его от кабалы отживающего общинного строя.    Закон вместе с тем не ломает общины в тех местах, где хлебопашество имеет второстепенное значение, где существуют другие условия, которые делают общину лучшим способом использования земли.                                                                                                                   Личный собственник, по смыслу закона, властен распоряжаться своей землёй, властен закрепить за собой свою землю, властен требовать земли, может заложить её в Крестьянском банке, может продать её. Весь запас его разума, его воли находится в полном его распоряжении: он в полном смысле кузнец своего счастья. Но вместе с тем, ни закон, ни государство не могут гарантировать его от известного риска, не могут обеспечить его от возможности утраты собственности, и ни одно государство не может обещать обывателю такого рода страховку, погашающую его самодеятельность».                                                                                                                          Назовите инициатора политики, о которой идёт речь в документе, и укажите, какой пост он занимал. С каким комплексом правительственных мероприятий начала XX в. непосредственно связан этот документ?                                                                                                                Используя текст документа и знания по истории, укажите три мероприятия, предложенный автором документа по решению крестьянского вопроса.

179. Важным событием русской истории начала XVIII в. была Северная война.                        Назовите не менее трёх сражений Северной войны.                                                                      Каковы основные итоги Северной войны? Укажите не менее трёх итогов.

180. Из Манифеста                                                                                                                           «Ныне настало время (…) призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему представляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов.                                                                                                   В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе самодержавной власти, признали Мы за благо учредить Государственную думу и утвердили положение о выборах в Думу (…)                                                                                                                 Мы сохраняем всецело за собой заботу о дальнейшем усовершенствовании учреждения Государственной думы (…)»                                                                                                         Назовите царя, подписавшего Манифест.                                                                                         Как изменилась в дальнейшем функция этого органа власти? Укажите одно основное положение. Какие основные функции по Манифесту получал новый орган власти, о создании которого идёт речь? Назовите не менее двух функций.                                                                                         Назовите совокупность общественно-политических событий отечественной истории, с которой непосредственно связано принятие данного Манифеста.

 

 

181. Глава первая. О земельном пространстве государства                                                                п.4 Россия есть государство единое и неделимое. Государства бывают или неразделимые или федеративные…                                                                                                                                     Государственный завет                                                                                                                                   2) Российское государство разделяется в отношении законного своего пространства                             на 10 областей и 3 удела.                                                                                                                        4) Весь российский народ составляет одно сословие – гражданское, все нынешние сословия уничтожаются.                                                                                                                                          8) …Верховная власть разделяется на законодательную и верховно-исполнительную – первая поручается народному вечу, вторая – державной думе. Сверх того, нужна ещё власть блюстительная… она поручается верховному собору.                                                                        9) Народное вече состоит из народных представителей, выбранных народом на 5 лет. Каждый год пятая часть нисходит и заменяется новыми выборами…Никто не может распустить народного веча. Оно представляет волю в государстве, думу народа.                                                               10) Державная дума состоит из 5 членов, народом выбранных на 5 лет… Все министерства… состоят под ведомством и начальством державной думы.                                                                 11) Верховный собор состоит из 120 членов, именуемых боярами. Бояре назначаются на всю жизнь… Собор имеет верховно-блюстительную власть. Народное вече препровождает к нему на утверждение свои законы. Собор назначает из своих членов по одному генерал-прокурору                 в каждое министерство и по одному генерал-губернатору в каждую область».                           Как называется данный программный документ? Назовите его автора? В царствование какого императора составлялся данный программный документ?                                                          Какие аналогичные проекты преобразований в эту историческую эпоху Вам известны?      Какое влияние оказал данный программный документ на развитие русской общественной мысли? Каковы основные взгляды автора программы по вопросам государственного устройства, формы правления?

182. Во второй половине XVIII в. культура и наука России обогатились важными достижениями. Назовите не менее трёх деятелей русской науки и культуры этого периода.                     Важными достижениями во второй половине XVIII в. обогатились культура и наука России. Какие учреждения культуры и науки были основаны во второй половине XVIII в.? Укажите               не менее трёх учреждений.

183. Одной из характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение, впервые в истории приобретшее организованные формы            в виде создания в России тайных обществ.                                                                               Приведите не менее двух примеров организаций декабристов.                                                  Назовите не менее трёх причин появления в России декабристского движения.

 

 

184. «Каждому из штурмов Малахова кургана предшествовали бомбардировки, страшные               по своей разрушительной силе. На рассвете 6 июня начался 4-й штурм Малахова кургана превосходящими полчищами врага, который закончился поражением союзников. В 3 часа пополуночи, когда только что стало рассветать, показались неприятельские (французские) войска, поднимавшиеся из-за левого берега Киленбалки, и, вслед затем, густая неприятельская цепь, поддержанная колоннами, бросилась на 1-й и 2-й бастионы и на промежуточную куртину. Неприятель был встречен с оборонительной линии сильным картечным и ружейным огнём... Понеся значительные потери от нашего огня, французы... не выдержали и отступили, стараясь укрыться за камнями и неровностями местности, откуда они открыли огонь по нашим амбразурам... Вслед за отступлением французов от 1-го и 2-го бастионов с редута Виктория взвилось несколько ракет, и в то же мгновение вышли густые французские цепи.... Вместе с тем англичане штурмовали 3-й бастион и укрепление на Пересыпи. Несмотря на сильный огонь                 с атакованных укреплений, французы упорно шли вперёд... Начали спускаться в ров и подниматься на бруствер куртины. Тогда пехота (русская), занимавшая банкеты, вскочила на бруствер и встретила неприятеля штыками. Французы были отбиты, и в беспорядке отступили          в каменоломни и траншеи. Неприятель ещё два раза пытался штурмовать куртину... но оба раза был отражён нашим огнём... Отбитию атаки неприятеля на Малаховом кургане немало способствовали полевые орудия, только что поставленные на переднем фасе кургана... будучи легки и удобоподвижны, превосходили орудия большого калибра скоростью картечной стрельбы».                                                                                                                                                 Как называлась война, в ходе которой развернулось данное сражение? Укажите её годы. В каком городе велись бои за господствующую высоту – Малахов курган?                                         Используя знания по истории, укажите, как оборона данного города повлияла на дальнейшие события войны. (Приведите два положения.)

185. Эпоха Петра I стала переломной в истории развития России. Во все сферы общественной жизни привносились изменения. Культура петровской эпохи сочетала в себе новации Запада                 и традиции патриархальной Руси.                                                                                                   Приведите любые два примера преобразований в области культуры и просвещения в царствование Петра I.                                                                                                                        Эпоха Петра I стала переломной в истории развития России. Во все сферы общественной жизни привносились изменения. Культура петровской эпохи сочетала в себе новации Запада и традиции патриархальной Руси.                                                                                                                    Назовите основные направления преобразований в области культуры и просвещения в царствование Петра I (не менее двух направлений).

 

186. «…В академии случилось необыкновенное событие, сыгравшее большую роль в развитии русского искусства. Группа студентов в четырнадцать человек, наиболее талантливых, совершила, по мнению профессоров, вещь неслыханную. Они просили совет академии разрешить им самостоятельно выбрать тему для конкурса. Казалось бы, в этом не было ничего странного. Но дважды они подавали свою просьбу, ходили просить самого ректора академии Бруни и дважды получили отказ.                                                                                                                            И вот в день официального объявления конкурса в академии собрались все четырнадцать кандидатов на золотую медаль. В этот решающий момент их жизни они молча стояли все вместе перед массивной дверью конференц-зала, бледные, взволнованные.                                       Наконец двери зала открылись и молодые художники предстали перед советом. Секретарь академии Львов зачитал тему конкурса. Это был "Пир в Валгалле" – сюжет из старинного скандинавского сказания.                                                                                                                        И только ректор Бруни хотел разъяснить студентам, что они должны делать, как из группы молодёжи вышел Иван Николаевич Крамской и срывающимся от волнения голосом сказал:        – Мы подавали дважды прошение, но совет не нашёл возможным выполнить нашу просьбу.  Не считая себя вправе больше настаивать и не смея думать об изменениях академических постановлений, просим освободить нас от участия в конкурсе и выдать нам диплом на звание свободных художников.                                                                                                                           – Все хотят этого? – спросили их.                                                                                                           – Все, – решительно ответил Крамской, и студенты один за другим вышли из зала.                 Итак, четырнадцать молодых "бунтарей" ушли из академии. Это был очень смелый и серьёзный шаг – ведь они все были ещё неизвестны… Их спасла дружба. Так родилась петербургская артель художников.                                                                                                                                       Душой артели и её руководителем стал И. Крамской. Когда артель распалась, Г. Мясоедов       и И. Крамской решили организовать новое общество. Вместе с приглашёнными художниками-москвичами они разработали устав. Так возникло новое общество… Выставки, организованные ими, пользовались огромным успехом…».                                                                                            К какому периоду российской истории относится событие, описанное в документе? Как называлось созданное под руководством И.Н. Крамского общество художников, преобразованное из Петербургской артели? Кто, кроме И.Н. Крамского и Г.Г. Мясоедова, вошёл в состав общества художников? Укажите любые два имени.                                                                                          Используя знания по истории, укажите, почему выставки, организуемые художниками по всей России, пользовались столь значительным успехом? (Приведите любые две причины.)

187. «Воротившись домой, получил записку Рылеева, по коей меня ожидали в казармах Московского полка. Было 10 часов утра, лошади мои стояли запряжённые. Взъехав на Исаакиевский мост, увидел густую толпу народа на другом конце моста, а на Сенатской площади каре Московского полка. Я пробился сквозь толпу, прошёл прямо к каре, стоявшему по ту сторону памятника, и был встречен громким “ура!” В каре стояли князь Д.А. Щепин-Ростовский, опершись на татарскую саблю, утомившись и измучившись от борьбы во дворе казарм, где он               с величайшим трудом боролся: переранил бригадного командира В.Н. Шеншина, полкового – Фредерикса, батальонного полковника Хвощинского, двух унтер-офицеров и, наконец, вывел свою роту; за ней следовала и рота М.А. Бестужева 3-го и ещё по несколько десятков солдат из других рот. Князь Щепин-Ростовский и М.А. Бестужев 3-й ждали и просили помощи, пеняли на караульного офицера Якова Насакина, отчего он не присоединялся к ним с караулом своим? На это я подтвердил им данную мною инструкцию накануне. Всех бодрее в каре стоял И.И. Пущин, хотя он, как отставной, был не в военной одежде; но солдаты охотно слушали его команду, видя его спокойствие и бодрость. На вопрос мой Пущину, где мне отыскать князя Трубецкого, он мне ответил: "Пропал или спрятался, – если можно, то достань ещё помощи, в противном случае                и без тебя тут довольно жертв"».                                                                                                                       О каком событии идёт речь? Укажите год этого события. В каком городе оно произошло?         Используя текст документа и знания по истории, укажите не менее двух причин описанного выступления.

188. Одной из характерных черт начала царствования Александра I стали попытки изменить положение дел в стране с помощью реформ. Реформаторские поиски легли в основу проекта одного из самых талантливых чиновников эпохи – М.М. Сперанского.                                 Назовите не менее трёх основных положений проекта преобразований М.М. Сперанского. Приведите два примера преобразований государственного управления, осуществлённых                    в царствование Александра I.

189. Из сочинения историка                                                                                                                    «Царь умер утром 28 января. Смерть наступила после тяжёлой болезни и была очень мучительной. Эпоху его правления можно считать важнейшей эпохой прогрессивного развития Российского государства. Великий преобразователь сделал гигантский вклад в создание могучей России, обладающей сильной армией и флотом. В тщетных назиданиях сыну Алексею он подчёркивал, в частности, трагичность распада Византийской империи: "не от сего ли пропали, что оружие оставили, и единым миролюбием побеждены, и, желая жить в покое, всегда уступали неприятелю, который их покой в нескончаемую работу тиранам отдал". Важнейшая заслуга государя – это создание в государстве промышленного производства, способствовавшего гигантскому скачку в развитии производительных сил страны. Однако форсированное строительство производительных сил путём заимствования "западных технологий" таким социумом, как Россия, дало вместе с тем и чудовищный социальный эффект: были вызваны                к жизни ещё более жёсткие, более грубые формы эксплуатации, чем самые суровые формы феодальной зависимости. Выдающейся заслугой [царя] является и модернизация государственной машины, приведшая к повышению эффективности её работы.                                                          Но был ещё один исторически значимый аспект преобразований – крутые реформы в области культуры, оценить значение которых для России можно только отрицательно…»             Назовите царя, о котором идёт речь в отрывке. Укажите год, когда произошло событие, о котором сказано в первом предложении отрывка.                                                                                      Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее утверждение, которое раскрывается в последующем тексте. Укажите не менее двух положений, с помощью которых раскрывается это утверждение.

190. В 60-е гг. XIX в. в России наблюдался подъём общественного движения, одним из направлений которого было народничество. Используя различные методы, народники стремились воздействовать на власть, чтобы заставить её проводить ту политику, которая соответствовала их представлениям о путях развития страны.                                                                                              В 60-е гг. XIX в. в России наблюдался подъем общественного движения, одним из направлений которого было народничество. Используя различные методы, народники стремились воздействовать на власть, чтобы заставить ее проводить ту политику, которая соответствовала          их представлениям о путях развития страны.                                                                             Назовите не менее двух причин развернувшегося в 70-е гг. XIX в. «хождения в народ».    Укажите три идейных течения народничества.

 

191. «В жизни и судьбе императрицы отразилась необыкновенная эпоха. Ей пришлось жить              во времена Петра Великого, а для него все люди, в том числе и она, были лишь материалом, кирпичиками на той грандиозной стройке, которую он затеял в России. Её жизнь, как и жизнь многих русских людей, была резко изменена, переломана, «исправлена» могучей силой петровского движения. В конечном счёте, и на престол она была выброшена вихрем, порождённым тектоническими сдвигами Петровской эпохи. <…> Став государыней, повелительницей огромной страны (благодаря приглашению Верховного тайного совета), она осталась сама собой во всей незатейливости проявления своего характера, в своих привязанностях и пороках. <…> Она прежде всего ощущала себя самодержицей и как зеницу ока берегла и охраняла начала самодержавия. Особую остроту этим чувствам и ощущениям придавали драматические обстоятельства, сопровождавшие её вступление на престол в начале 1730 года. <…> Принцип самодержавия был прочно впечатан в мозги бывшей курляндской герцогини. <…> Государыня обладала здравым смыслом, чувством самосохранения, она не совершала в политике резких движений, а если дела были сложные и многотрудные – для этого были хитроумные министры, которые всегда могли подсказать, как нужно действовать!»                                        Назовите имя императрицы, о которой идёт речь, и укажите годы её правления. Как назывался период российской истории, к которому относится её царствование?                                       Какими событиями сопровождалось восшествие на престол этой императрицы? Укажите                        не менее двух событий.                                                                                                                     Назовите понятие, которое характеризует её царствование.

192. Император Николай I поставил задачу поддерживать и укреплять существующий порядок            в обществе, ничего не меняя и не вводя нового, помня об обстоятельствах своего восшествия на престол. Однако ему удалось осуществить ряд преобразований в различных сферах общественной жизни, направленных на укрепление сложившихся общественных отношений.                           Укажите любые три результата его внутренней политики.                                                                Назовите три основных направления внутренней политики царствования Николая I.

193. В 1830–1850 гг. в России формировались различные общественно-политические течения.        В центре их внимания были ключевые вопросы общественной жизни, главным из которых стал вопрос о направлении дальнейшего развития страны.                                                                  Назовите не менее двух представителей западничества в России.                                                 Назовите основные идеи западников, отражающие их взгляды на основные вопросы общественной жизни России. (Приведите не менее двух идей.)

194. Во второй половине XVIII века Российской империи удалось приблизиться к решениям           ряда важнейших внешнеполитических задач, стоявших перед страной на протяжении долгих десятилетий. Внешняя политика в этот период ознаменовалась большими достижениями: впервые в своей истории Россия обрела статус великой мировой державы.                                      Приведите два примера военных побед России во второй половине XVIII в.                             Назовите три итога внешней политики России во второй половине XVIII в.

195. Одной из характерных черт России в начале XIX века стало усиление внимания государства к образованию, в области которого произошли существенные изменения, повлиявшие на дальнейших ход исторического развития империи.                                                                       Назовите не менее трёх новых явлений в развитии образования в первой половине XIX века. Приведите не менее трёх примеров любых образовательных учреждений, открывшихся в первой половине XIX века.

 

196. Потребности экономического развития России в начале XX в. требовали проведения аграрной реформы. В 1906–1911 гг. по инициативе выдающегося государственного деятеля             П.А. Столыпина проводилась аграрная реформа.                                                                                   В чём состояли причины незавершённости реформы? Укажите не менее двух причин. Потребности экономического развития России в начале XX в. требовали проведения                    аграрной реформы. В 1906–1911 гг. по инициативе выдающегося государственного деятеля             П.А. Столыпина проводилась аграрная реформа.                                                                        Назовите не менее трёх целей проведения аграрной реформы П.А. Столыпина.

197. «Война разгоралась вовсю. Снаряжалась будущая эскадра адмирала Рожественского.                 Но можно было ожидать политических осложнений и здесь, в Европе. Могла явиться необходимость в мобилизации всех сил и средств, остающихся в Балтийском море, защиты  наших побережий. Мы принялись за оценку и подсчёт наших "сил и средств".                Результаты получились печальные: многие суда, числившиеся в боевом составе флота, оказались совершенно непригодными для какого бы то ни было боевого назначения (кроме разве затопления на каком-нибудь фарватере)…                                                                                                              В общем оказалось, что на всех судах, кроме новых, посылаемых на Восток, артиллерия устарелых образцов, боевых запасов недостаточно, мин – огромный недочёт. Машины и котлы требуют огромного ремонта, но средств на это в порту нет. Миноносцы запущены в высокой степени, многие из них приведены почти в полную негодность.                                                    При рассмотрении и оценке портовых мастерских оказалось, что денег на их оборудование            было затрачено много, но толку вышло мало. Всё – устарелых образцов: мастеровых мало,              они невежественны, дурно оплачиваются».                                                                                       Укажите название войны, упоминаемой в тексте. Назовите её хронологические рамки.          Как автор оценивает состояние русского флота? Приведите два аргумента, которые автор приводит в пользу своей оценки.

198. «Смелая и в то же время осторожная земельная политика только начинала давать свои плоды (к 1914 г.). Число хуторских и отрубных хозяйств к началу войны <…> приближалось к миллиону. Цифра эта была огромна, но для безбрежных просторов России этого было ещё совершенно недостаточно! Крепкий крестьянин-собственник <…> ещё недостаточно укрепился, а община защищалась своеобразными методами. На память приходит разговор с несколькими очень хорошими стариками-крестьянами <…> Я спросил их, не выделился ли в их селе кто-нибудь из общины, как это уже наблюдалось в соседних деревнях? «Нет, – отвечали старики, – никто не выделился <…>»                                                                                                       Пережившая себя крестьянская община ещё не была добита и ликвидирована. Она продолжала ещё тормозить как экономический прогресс сельского хозяйства, так и процесс укрепления социального строя на новых, более устойчивых основаниях».                                                    Какие цели преследовала власть при проведении этой земельной политики? Укажите не менее двух целей.                                                                                                                                                О каком комплексе правительственных мероприятий идёт речь в документе? Кто в правительстве был инициатором проведения этой политики? Назовите год начала осуществления этой политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: