Мировоззрение, его исторические типы

КУРС ЛЕКЦИЙ

По дисциплине

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

С заданиями для самоподготовки и самоконтроля

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы

Студентов всех специальностей





Введение

    Философия является важнейшим звеном в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими морально-нравственными идеалами и эстетическими потребностями, что очень важно в профессиональной деятельности всех медицинских работников.

     

    Учебная дисциплина «Основы философии» основывается на принципах историзма, традиций и новаторства, связи с эмпирикой, наукой, областью искусства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории философии, формирования умений оценивать и анализировать собственные поступки, совершенствовать мировоззренческие установки и навыки самостоятельного, критического и творческого мышления, овладения богатейшим понятийно-терминологическим аппаратом философии.

    Преподаваниеучебной дисциплины «Основы философии» осуществляется в соответствии с концепцией модернизации образования, требованиями Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования третьего поколения, в основу которых положена идея реализации деятельностно-компетентного подхода к современному профессиональному образованию. В преподавании применяются разнообразные педагогические технологии: информационно-коммуникативные, развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения, исследовательские и проектные методы, здоровьесберегающие технологии. Применяя современные педагогические технологии, коллективные и индивидуальные методы и приёмы можно успешно развивать творческие способности обучающихся, формировать гибкость и самостоятельность мышления студентов, учить анализировать и обобщать.

В данном методическом пособии представлен опыт проведения теоретических занятий (лекций) по дисциплине «Основы философии» с целью усвоения студентами философских знаний во взаимосвязи с историческими, социально-экономическими, политическими реалиями и будущей медицинской деятельностью.

Теоретическая часть усваивается студентами в ходе лекционных, семинарских занятий и самостоятельной внеаудиторной работы.

 

Необходимость разработки данного пособия обусловлена тем, что студенты I и II курсов не всегда успевают подробно записывать текст лекции со слов преподавателя, который ограничен аудиторным временем занятия.

В пособии каждая тема изучаемого материала разделена на отдельные вопросы, в которых основные понятия, категории и определения выделены и сопровождаются разъяснениями. В конце каждой лекции имеются контрольные вопросы, позволяющие студенту выполнить самооценку степени успеваемости теоретического материала. Включены тестовые задания с эталонами ответов.

В пособие имеется список рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов.

В методическом пособии представлен весь теоретический курс (16 лекций) по дисциплине «Основы философии» для студентов II курса на базе основного общего образования и I курса на базе среднего (полного) общего образования всех специальностей. Поэтому у студентов отпадает необходимость пользоваться большим количеством учебников, чтобы усвоить изучаемую тему.



Лекция №1

Тема: «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ»

Цель: Определить этимологию, происхождение философии, изучить предмет, методы и законы мышления в философии.

 

План лекции:

Этимология термина «философия».

Мировоззрение, его исторические типы.

Предмет и метод философии.

Законы мышления в философии.

Этимология термина «философия».

Философия появилась как результат осознания человеком самого себя. «Желаешь познать себя – философствуй» - это утверждение справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи.

Термин «философия» был предложен греческим математиком и философом Пифагором. В переводе на русский язык означает любовь (филео) к мудрости (софия), любомудрие, под которым понимается особое состояние человеческого духа, его особая направленность как на мир, так и на человека.

Философия зарождается как особый тип мировоззрения около 2,5 тыс. лет назад в кон. 1-й пол. I тыс.до н.э. (6 в.до н.э.) примерно параллельно и одновременно в государствах Древнего Востока (Египте, Вавилоне, Индии, Китае) и Древнего Запада (государствах античного мира) - Греции и Риме.

Мировоззрение, его исторические типы.

Мировоззрение – это система взглядов и ценностей человека, оно присуще всем людям, независимо от воспитания, образования, условий и образа жизни. Мировоззрение отдельных людей отличается, т.к. каждый человек - индивидуальность, но в нем всегда присутствует та или иная степень общности, определяемая идентичностью человеческой культуры, образования, принадлежностью к определенной социальной группе, профессии, коллективу. В процессе исторического развития мышление человека прошло ряд стадий, прежде чем научилось зрело проникать в сущность познаваемых вещей. Согласно этому, мировоззрение человека, прежде чем подняться до зрелых философских форм, прошло ряд других, выразившихся в мифологии и религии.

Мифология - наиболее ранняя форма мировоззрения, образное мышление, возникает в период первобытнообщинного строя в качестве первой формы духовной культуры человечества, для которой характерно нерасчлененное образное восприятие действительности, в процессе которого вырабатывались зачаточные представления о природе и обществе, о нормах отношений людей, о человеческих ценностях. Ведущую роль в жизни людей играл опыт, который фиксируется в мифах - представлениях о характере, структуре и свойствах действительности. Особенностью мифологического мировоззрения является общинный, а не индивидуальный характер человеческого сознания.

Религия - новая форма мировоззрения, образное мышление, часто воспринимается сродни мифологии. Религия дала возможность новой формы освоения действительности, она заключается в объяснении устройства мира и составляющих его вещей путем удвоения действительности на мир видимый, земной и мир потусторонний, который составляют бестелесные души. Для религии характерна большая абстрактность мышления по сравнению с мифологией, большая сложность построения отвлеченных систем, объясняющих устройство мира.

Философское мировоззрение – это, прежде всего, замена общественных взглядов и отношений, основанных на тысячелетних устоях, нормах, вере, выработанных опытом поколений, на знание о подлинной сущности вещей и процессов, протекающих в мире. Процесс, приведший к возникновению философского мировоззрения и мышления,- это распад древних родоплеменных отношений и складывание государственности в странах Востока и Запада. Носителем философского мировоззрения является не коллектив, а отдельный человек, стремящийся осмыслить реальность. Оно стремится проникнуть в сущность вещей и процессов, отразить не внешние, а их внутренние стороны. Философия явилась первой теоретической формой мышления и мировоззрения. Теоретическое мышление, в отличие от образного, основывается на понятиях. Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и сущностные связи между ними через фиксацию общих и специфических признаков.

Философия стала предшественницей различных наук и явилась обобщенным взглядом на мир в целом и место человека в нем; это учение об общих принципах бытия и сознания; это наука об общих законах развития природы, общества и мышления.

3. Предмет и метод философии .

Первая попытка выделения философии, как особой области знаний, была сделана античным мыслителем Аристотелем.

Зачатки философии можно обнаружить у самых первобытных народов. Но они не образуют самостоятельное явление культуры. Как философы древние греки превосходили всех, в том числе древних индийцев и китайцев. Именно древнегреческая философия стала самостоятельным культурным образованием, наряду с искусством и религией. Именно в Греции появились философы-профессионалы. Философия стала систематическим рациональным мышлением на основе идей.

Объектом философии является мир, в целом, и человек, в частности.

Предметом философии является отношение человека к миру. Предмет философии исторически менялся в процессе развития человеческой цивилизации и самого человека, его знаний, интересов и значения самой философии в системе общего знания. Например, в древности философия воспринималась как «наука всех наук», в эпоху Средневековья - как «служанка богословия», в Новое время - как «царица наук», в современности - как специфическая сфера человеческой деятельности, призванная вместе с другими науками разрешить проблемы современного развития человека, природы и общества.

В связи с этим, современная интерпретация предмета философии отличается от той, которая существовала в прошлые века, большим многообразием, впитав в себя опыт прошлых и нынешних поколений. В качестве предмета философии выступают:

- природа, глобальные проблемы;

- сам человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль и др.;

- отношение мышления к бытию;

- вопросы общественной жизни людей, правового, политического устройства общества и пр.

Специфичен по своему содержанию и метод философии. Под ним понимается способ теоретического мышления, который включает следующие операции:

- теоретическую классификацию и систематизацию;

- логический вывод и доказательство;

- обобщение;

- сопоставление различных феноменов и т.д.

4. Законы мышления в философии:

1) Закон тождества (всякая сущность совпадает сама с собой);

2) Закон противоречия (никакое суждение не может одновременно быть истинным и ложным);

3) Закон исключенного третьего (для высказывания либо оно само, либо его отрицание истинно);

4) Закон достаточного основания (всякое суждение должно быть надлежащим образом обосновано).

Вопросы к лекции №1:

1. Что такое «философия»?

2. Кто предложил термин «философия»?

3. Где впервые появляется философское мировоззрение?

4. В чем основное отличие мифологии от религии?

5. Что представляет собой философское мировоззрение?

6. Каковы исторические типы мировоззрения?

7. Как изменялся предмет философии в разные исторические периоды?

8. Какими методами пользуется философия?



Лекция №2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: