double arrow

Тема: «ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»


Цель:Изучить общее и особенное в становлении и развитии философского мировоззрения древневосточных стран.

 

План лекции:

Философия Древнего Египта и Вавилона.

Философия Древней Индии.

Философия Древнего Китая.

Философия Древнего Египта и Вавилона.

Первые сведения о философии Древнего мира восходят к концу IV - началу III тысячелетия до н.э. к государствам Ближнего Востока -Вавилону и Египту. Зарождение философской мысли в этих государствах протекало неоднородно, под воздействием двух процессов: возникновением первооснов научных знаний в области астрономии, математики, космологии, медицины и космогонической мифологией. Именно древневавилонские и египетские ученые создали лунно-солнечный календарь, установили периодичность затмений. Делаются попытки философского осмысления явлений природы.

Основные черты ближневосточной философии:

1. Представления о материалистической первооснове мира. В качестве таковой выступала вода – источник всех живых существ. В египетских памятниках часто упоминался воздух, заполняющий пространство и «пребывающий во всех вещах».




2. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта.

Большая роль отводилась светилам, планетам и звездам. Они играли роль не только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него силы.

3. Зарождение в философии скептицизма в отношении религиозной мифологии.

Письменные источники:

1. «Книга мертвых» -самая древняя книга мира

Диалог господина и раба о смысле жизни»

Песня арфиста»

Беседа разочарованного со своим духом»

И хотя в Древнем Египте и Вавилоне философская мысль не достигла уровня, характерного для более развитых рабовладельческих стран, однако их достижения оказали немалое влияние, в частности, на культуру Эллады. В дальнейшем развитие философской мысли перекочевывает на Восток (Индия, Китай, Центральная Азия, Иран) и на север - в Древнюю Грецию.

Философия Древней Индии.

В Древней Индии зачатки философского мышления относятся ко II - началу I тыс. до н.э. (2500 – 2000 гг. до н. э.). Это связано с вторжением ариев (скотоводческих племен) с северо-запада, они покорили оседлое население страны, произошло разложение первобытнообщинного строя, формирование государственности и классового общества в рамках жесткого кастового строя.

Развитие древнеиндийской философии делится на три этапа.

I этап. Ведический (1500 – 600 гг. до н.э.)

Веды обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений за природными циклами, «наивных» представлений о происхождении мира. В ведах зафиксированы такие обобщенные представления и понятия, как бытие, пространство, время, первовещество, причина и т. п., в мифической форме выражена идея бытия как безразличимого единства, заключающего в себе понятие становления, перехода от неразличимой водной бездны к качественному разнообразию мира.



II этап. Эпический (600 - 200 гг. до н.э.)

В это время создаются два великих эпоса индийской культуры – поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата»

Появляются философские школы, которые делятся на две группы:

1) Ортодоксальные – признающие авторитет Вед.

Санхья (6 в. до н.э.)

Вайшешика (5 в. до н.э.)

Миманса(5 в. до н.э.)

Веданты (4 – 2 вв. до н.э.)

Ньяя (3 в. до н.э.)

Йога (2 в. до н.э.)

Данные школы являются материалистическими с ярко выраженной тенденцией к диалектической трактовке явлений реального мира и широкое распространение идей атомизма. На почве атомистики стояли санкхья, ньяя, вайшешика и др.

2) Неортодоксальные – не признающие авторитет Вед.

1. Буддизм (6 – 5 вв. до н.э.) Основоположник – Сиддхартха Гуатама (Будда) (583-483 гг. до н.э.)

Джайнизм (4 в. до н.э.)

Чарвака - Локаята (3 – 2 вв. до н.э.)

Буддизм и джайнизм - идеалистические системы индийской философии, во многом сходны между собой:

1) признают, что природа совершает непрерывный цикл движения, не имеющий ни начала, ни конца

2) исходят из принципа перерождения души, согласно которому жизнь и смерть - две фазы единого цикла развития

3) признают карму как вечный нравственный закон мира, карма – сумма добрых и злых поступков человека, она предопределяет форму будущего перерождения души



4) высшей целью жизни объявляется освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления и блаженства (Нирваны у буддистов)

5) жизненными принципами являются: аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние, смирение.

Школу чарваков (локайятов) принято считать наиболее распространенной из материалистических школ. Больших успехов добилась в разработке вопросов логики, диалектики и гносеологии. Она учит, что первоосновой всего являются четыре элемента: огонь, вода, земля и воздух; сознание связано только с живым телом, со смертью тела умирает и сознание, рассудок целиком зависит от внешних восприятий: он знает только то, что говорят ему глаза и уши. Чарваки подвергали острой критике жрецов, обвиняя их в мошенничестве и стяжательстве.

В духовной истории Индии важную роль играл материализм, элементы которого присущи почти всем индийским философским системам. Даже буддизму не чужды материалистические взгляды.

III этап. Написание Сутр (3 – 7 вв. н. э)

Происходит систематизация и обобщение накопленного философского материала.

Брихаспати, Вардхамана, Готама, Будда, Канада, Капила, Патанджали, Джаймини и Бадарайна, считающиеся основателями этих философских школ, оставили после себя так называемые сутры, в которых изложена суть их учения. Вплоть до современности эти сутры являются предметом комментариев, дополнений и обновлений в соответствии с потребностями исторических условий.







Сейчас читают про: