Несостоятельность (банкротство) физических лиц в советской России

После октябрьской революции 1917 года институт банкротства просуществовал недолго. Данный не продолжительный этап развития законодательства о несостоятельности начинается с ряда законов, включенных в масштабный кодифицированный акт - Гражданский кодекс РСФСР 1922 года[15]. Кодекс содержал нормы, которые регулировали отношения, связанные с несостоятельностью. Но применение данных норм было невозможно, так как Гражданско - процессуальный кодекс РСФСР 1923 года[16] не регулировал процедуру объявления несостоятельности.

В составлении Гражданского кодекса РСФСР принимали участие дореволюционные профессоры, кодекс включал в себя лишь упоминания о несостоятельности. Таким образом, упоминание о несостоятельности и о возможностях применения банкротства имелось, в то время как самого понятия несостоятельности и банкротства, а так же его механизма признания должников банкротами не существовало. В связи с чем, в таких ситуациях судебные органы при столкновении с делами о банкротстве, применяли в частности, дореволюционный Устав 1832 года и иные законодательные акты, применяемые судами в дореволюционное время.

Многие советские ученые не одобряли такой подход регулирования в сфере признания банкротом и считали, что «практика вступила на путь рецепции дореволюционных правил о несостоятельности и чуть не воскрешая сданного в архив истории конкурсного права»[17].

Со временем появилась необходимость в решении данного вопроса, поэтому 28 ноября 1927 года декретом ВЦИК и СНК РСФСР[18] Гражданский Процессуальный кодекс РСФСР был дополнен новой главой «О несостоятельности частных, физических и юридических».

Статья 318 ГПК РСФСР[19] предусматривала признаки несостоятельности: «Должник, прекративший платежи по долгам на сумму свыше трех тысяч рублей или долженствующий прекратить их на означенную сумму по состоянию своих дел, может быть признан несостоятельным, если судом будет установлена неспособность его к полной оплате денежных требований кредиторам».

Кредиторы были совершенно устранены от участия в процессе, в том числе и от выбора управляющих. Все подобные вопросы решались государственными учреждениями, то есть конкретными чиновниками[20].

В 1928 году, в стране начала процветать индустриализация, вся собственность стала государственной, и введение программы на первые пять лет, отодвинуло какие - либо отношения связанные с несостоятельностью лиц. Доктрина государства не признавала институт несостоятельности, он считался неправильным и чужим для советской экономики и государства в целом. Существование института несостоятельности стало невозможным одновременно с требованиями плановой экономики. Все предприятия и хозяйства, имеющие убыток, не приносящие прибыль, стали существовать в сложившейся системе, как планово - убыточные предприятия за счет государственного финансирования и по программе реабилитации убыточных предприятий. Вопрос о признании предприятия несостоятельным (банкротом) не ставился.

Отсутствие в этот период закона, регулирующего несостоятельность предприятий и лиц, повлекло неустойчивое положение и неудовлетворительное состояние кредитных отношений в предпринимательской сфере, а так же полное отсутствие защищенности и гарантий у участников гражданского оборота. Без рыночных отношений и самого института рыночной экономики, институт несостоятельности не возможен.


В начале 1960 -х годов, все ранее созданные и применяемые нормы о банкротстве и несостоятельности перестали использоваться и были исключены из гражданского законодательства.

Постепенно начинали проводиться реформы по формированию рыночной экономики, вместе с тем возвращалась необходимость в институте несостоятельности и его нормах для регулирования вновь появившихся рыночных отношений.

25 декабря 1990 года принимается Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности»[21]. Согласно пункту 3 статьи 24 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено                неплатежеспособным (банкротом) в соответствии                  с

законодательством РСФРС. Данный закон не применялся, поскольку судебный порядок по данной категории дел еще не был установлен, как и не было норм права, которые определяли бы конкретные юридические признаки неплатежеспособности (банкротства)[22].

Возрождение института несостоятельности стало необходимым в данной ситуации, для устранения недочетов и проблемных моментов, возникших в экономике                советского государства, для дальнейшего развития               и

функционирования общества и общественных отношения в сфере торговли и иных отраслях экономики, политики и права.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: