double arrow

Несостоятельность (банкротство) физических лиц в современной России



23

Возникновение института несостоятельности (банкротства) в российском гражданском праве обусловлено изменениями конституционного строя государства, переходом к новым политическим, социальным и экономическим отношениям, а также изменениям в законодательстве, которые произошли в начале 1960-х годов.

Развитие законодательства о несостоятельности в современном этапе начиналось плавно и не уверено, поскольку на протяжении нескольких десятков лет, вопрос о несостоятельности не поднимался в советской России, следовательно, и начальная база законодательства относилась еще к дореволюционному этапу. Однако движущий прогресс и стремительное развитие рыночной экономики способствовали ускорению развития, и созданию новых актов, которые регулировали бы вопрос о несостоятельности, и влекло бы возобновление гарантий защиты и возврата долга для кредиторов.

Первым актом, регулирующим вопрос о несостоятельности в современном этапе развития законодательства, стал Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержанию и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур» . Данный Указ можно считать началом современного этапа функционирования механизма банкротства в России.




Указ 1992 г. был создан для поддержки государственных предприятий, которые считались несостоятельными или были близки к данному статусу. Применения данного Указа осложнялось его внутренними неточностями и ошибками, с которыми сталкивались правоприменители при его использовании. Так же в тексте самого Указа имелась статья, согласно которой Указ имел срок своего действия и он заканчивался с момента принятия сводного закона о банкротстве, что предполагало скорое появление одного общего акта. [23]

19 ноября 1992 года для регулирования отношений возникающих в сфере банкротства, был принят Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»[24]. Закон принимался и утверждался на протяжении нескольких лет в трех редакциях, после чего в ГК РФ появилось несколько статей, посвященных данному вопросу.

Отличительной чертой Закона о несостоятельности 1992 г. было применение единой нормы ко всем лицам, без выделения особых категорий должников, и отдельно рассматривался порядок наложения ареста на имущество должника с дальнейшим составлением графика погашения задолженности перед кредиторами. Закон имел свои недостатки, и так в 1994 году во всех арбитражных судах России было рассмотрено около 100 дел о признании предприятий несостоятельными[25] [26].



Практика применения Закона 1992 г. выявила его слабые стороны. Проблема связана с тем, что нормы и принципы, изложенные в Законе, были «подогнаны» под понятийный аппарат действующего тогда законодательства РСФСР , что затрудняло объективное рассмотрение дела, и не позволяло делать выводы о точности и правильности применения Закона.

Законодательство новой России продолжило развиваться, совершенствоваться и стал накапливаться опыт в сфере регулирования несостоятельности, что играло значимую роль в принятии последующих нормативных актов в данной сфере.

Следующим, значимым периодом в истории развития нового законодательства, стало принятие Государственной Думой Федерального


собрания РФ 8 января 1998 г. № 6-ФЗ ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон 1998 г.)[27] [28].

Закон 1998 г. был направлен на устранение ранее имеющихся недостатков в нормативной базе данной сферы, и обладал четко обозначенным подходом к пониманию и решению проблемы несостоятельности. Этот закон впервые закреплял положения об оздоровлении бизнеса и максимальном возмещении требований кредиторов.

А. В. Орлов полагал, что Закон 1998 г. принят с расчетом на десятилетия

и призван способствовать стимулированию платежеспособности и

28

оздоровлению нашей экономики .

Закон содержал в себе изменение многих аспектов и положений, действующих ранее в законодательстве РФ, в том числе изменены внешние признаки несостоятельности, и процедуры ведения банкротства.

Так же закон содержал в себе два вида несостоятельности лиц, ведущих предпринимательскую деятельность и не ведущих ее:

- торговую несостоятельность;

-неторговую несостоятельность, к данной категории стали относиться не только некоммерческие юридические лица, но и появилось упоминание физических лиц, не имеющих статус индивидуального предпринимателя.

Таким образом, появилась законодательно оформленный акт, имеющий возможность признать факт несостоятельности физических лиц.

Принципиальным новшеством Закона 1998 года было введение процедуры наблюдения арбитражными судами. Она вводилась в течение недели после заявления кредитора. Существовал мораторий на выплату каких - либо долгов во время проведения процедуры внешнего управления.


Фиксировалась сумма задолженности, при которой лицо могло обратиться в суд для признания его банкротом, но данный размер был указан для юридического лица.

Однако все это не смогло в полной мере решить имеющиеся вопросы и проблемные аспекты в сфере несостоятельности, что привело к принятию нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года (далее - Закон 2002 г.)[29].

Данный закон урегулировал общественные отношения более полно и подробно, в отличие от своих предшественников. Происходило развитие норм как материального, так и процессуального характера.

Появились новые институты конкурсного права:

- процедура финансового оздоровления;

-основания возбуждения дел о банкротстве;

-обязательность судебной проверки обоснованности требований

заявителя к должнику;

-переход от конкурсного производства во внешнее управления;

-саморегулируемые организации конкурсных управляющих и другие институты.

С принятием Закона 2002 года, процедура банкротства стала выполнять восстановительную функцию, а не ликвидационную направленность.

В научной литературе считается, что Закон 2002 года, устранил недостатки, имеющиеся в Законе 1998 года, и дополнил его новыми положениями, увеличилась сумма задолженности юридических лиц, при которой суд принимал заявление о признании их несостоятельности, а так же добавил особенности банкротства отдельных категорий должников.

Вопрос о разграничении понятий «несостоятельность» и «банкротство» продолжил существовать, но с принятием данного Закона, принято считать, что под несостоятельностью понимают просто неплатежеспособность, не исполнение обязательств, а под банкротством - неплатежеспособность, признанную судом.

Банкротство физических лиц тоже затрагивается в Законе 2002 года, но оно не могло функционировать в полной мере, так как требовалось внести некоторые изменения в статьи и нормы.

Так с 1 октября 2015 года вступили в силу ожидаемые изменения в законодательство по вопросам банкротства граждан , урегулировавшие отношения граждан-должников с кредиторами. Данные изменения имели важнейшее значение в области банкротства, так как появилась возможность, и все предпосылки для ведения процедур и реального банкротства граждан.

Законодательству России потребовалось не одно десятилетие, для создания конкретного и точного акта, который станет новой вехой в теории гражданского права.

Так, с принятием новых положений о банкротстве граждан стало возможным обращение в арбитражный суд, как самого должника, конкурсных управляющих и уполномоченных органов с заявление о признании должника банкротом.

У физических лиц заявление о признании гражданина банкротом принимается судом при условии, что размер требований к гражданину составляет не менее чем 500 тысяч рублей, они так же должны быть просрочены более чем на 3 месяца. Например, если гражданин взял в банке кредит, а через некоторое время его уволили с работы, в связи с чем у него возникает нехватка денежных средств для погашения кредита. В этом случае он может обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом. [30]

Изменения, внесенные в 2015 году, значительно увеличили и раскрыли положения, применяемые при банкротстве в отношении гражданина. Теперь при рассмотрении дела о банкротстве применяются такие процедуры, как реструктуризация долгов должника, реализация имущества гражданина, заключение мирового соглашения, а невозможность реструктуризации долга влечет реализацию имущества должника. Сама процедура реализации имущества устанавливается на срок не более чем в шесть месяцев.

Участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина стало обязательным и оплачивается за счет средств должника или средств конкурсного кредитора.

На сегодняшний день, имеется достаточно обширная практика арбитражных судов, в производстве находиться уже не один десяток дел, на основании чего можно сделать вывод об актуальности данного института.

Многие граждане воспользовались данным законом в своих целях, и таким образом пытаются освободить себя от бремя обязательств перед кредиторами, благодаря списанию долга после признания себя банкротом. Данный вопрос подлежит более глубокому изучению и возможному нововведению каких - либо ограничений для злостных должников и недобросовестных банкротов.

В России процесс законотворчества в сфере несостоятельности, можно назвать одним из самых активных и стремительных процессов, который совершенствовался с каждым принятием нового акта.

Институт несостоятельности развивался не один век, бурное развитие сменялось периодами затишья. В конечном итоге, на сегодняшний день мы имеем сложившийся, законодательно оформленный институт несостоятельности (банкротства) как юридических так и физических лиц.

История законодательства о банкротстве начало свое формирование с Русской правды и азов банкротства граждан, однако сменило свое русло в пользу банкротства юридических лиц, и только в 2015 году банкротство стало внедряться в жизнь граждан, продолжая совершенствоваться и развиваться в данной сфере.

Процесс законотворчества и применения данных норм на практике, продолжается по настоящий момент.









Сейчас читают про: