Организация торгово-технологического процесса в универсаме «Пятёрочка»

Магазин располагает комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Основным торговым помещением является торговый зал, который занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Устройство и планировка торгового зала отвечают требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.

Рациональное планировочное решение торгового зала легче всего обеспечивается при соотношении его сторон 1:1 при максимальном шаге колонн. Торговый зал имеет больший периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования.

Такое планировочное решение не только отвечает требованиям рациональной организации торгово-технологических операций, совершаемых в торговом зале, но и позволяет создать наиболее удачный интерьер, под которым следует понимать не только оформление торгового зала, но и организацию внутреннего пространства помещения, и решение всех его составляющих элементов - отделки, освещения, торгового оборудования и т.д.

По своему назначению площадь торгового зала магазина подразделяется на такие основные зоны: площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров; площадь, занимаемая узлами расчетов; площадь проходов для покупателей.

В магазине применяется линейная с поперечным размещением оборудования система.

При размещении оборудования в торговом зале обращено внимание на необходимость обеспечения рациональной направленности покупательских потоков, так как для большинства покупателей характерна тенденция перемещаться в магазине в направлении против часовой стрелки.

Направленность движения покупателей используют для того, чтобы им был обеспечен хороший обзор торгового зала, и потоки покупателей по возможности не пересекались.

Для определения общей эффективности технологической планировки торгового зала применяют следующие показатели:

Коэффициент установочной площади. Он представляет собой отношение суммарной установочной площади оборудования к общей площади торгового зала.

Коэффициент демонстрационной площади. Он определяется как отношение суммарной демонстрационной площади оборудования к общей площади торгового зала.

Показатель рациональности расстановки оборудования (эффективности использования торговой площади) - установочный коэффициент (Кy) показывает отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная площадь), к общей площади торгового зала:

Ky = Sт.об/ Sт.тз.,

где Sт. об - площадь, занятая торговым оборудованием;

Sт.тз. - общая площадь торгового зала.

Можно сказать, что расширенное рассматривание содержания торгово-технологических процессов и технико-экономических показателей зданий магазинов, предполагает практически одинаковый расчет показателей и предлагает оптимальное значение показателей, которое составляет 0, 3.

Форма торгового зала магазина ООО «Агроторг» имеет прямоугольную конфигурацию. Эта форма удобна, т. к. позволяет рационально разместить торговое оборудование, организовать процесс подачи товаров в торговый зал, предусмотреть движение покупательских потоков. Общая площадь магазина 1500м2. Вся площадь торгового зала подразделяется следующим образом:

- площадь для размещения торгового оборудования;

- место для движения покупателей;

- площадь для работы продавцов.

Холодильные витрины – предназначены для кратковременного хранения и демонстрации предварительно охлаждённых продуктов.

Холодильные горки (охлаждаемые стеллажи) – торговое оборудование, используемое для демонстрации и кратковременного хранения достаточно широкого ассортимента продукции.

Стеллажи – это идеальное оборудование для магазинов любого профиля.

Холодильные шкафы – это вертикальные среднетемпературные охлаждаемые шкафы для демонстрации продуктов и напитков.

Кассовые боксы - это неотъемлемая составляющая любого супермаркета, в котором товар расставлен на полках торгового зала и покупатели самостоятельно осуществляют его выбор.

Торгово-технологическое оборудование в универсаме «Пятёрочка» представлено в таблице 6.

Таблица 6 - Торгово-технологическое оборудование в универсаме «Пятёрочка»

Вид оборудования Количество, шт Цена, Рублей Сумма, Рублей
Холодильная витрина «Илеть» 3 5491 16473
Холодильные горки «VENETO» 2 94120 188240
Холодильные горки  «Марихолодмаш» 2 82428 164856
Холодильные витрины «Нова» 3 18802 56408
Хлебные стеллажи 2 3250 6500
 Стеллажи островные двухсторонние 2 13200 26400
Пристенные стеллажи 4 7200 28800
Холодильные шкафы 2 22480 44960
Кондитерские витрины «VENETO» 2 59493 118986
Охлаждаемые прилавки 3 24500 73500
Кассовые боксы 2 13480 26960
Итого     752083

Согласно таблице 6 в универсаме «Пятёрочка» используется торговое оборудование: три холодильных витрины «Илеть» стоимостью 16 473 рубля; две холодильных горки «VENETO» на сумму 188 240 рублей; две холодильных горки Марихолодмаш на сумму 164 856 рублей; три холодильных витрины «Нова» стоимостью 56 408 рублей; два хлебных стеллажа на сумму 6500 рублей; два стеллажа островных двухсторонних стоимостью 26 400 рублей; четыре пристенных стеллажа на сумму 28 800 рублей; два холодильных шкафа стоимостью 44 960 рублей; две кондитерские витрины «VENETO»на сумму 118 986 рублей; три охлаждаемых прилавка стоимостью 73 500 рублей; два кассовых бокса на сумму 26 960 рублей. Итого в универсаме «Пятёрочка» имеется торгового оборудования на общую сумму 752083 рубля.

Планировка универсама «Пятёрочка» с учетом функциональных зон торгового зала указана на рисунке 2.

Планировка универсама «Пятёрочка» с учетом функциональных зон торгового зала

Рисунок 2 – Планировка универсама

Площадь торгового зала – это часть магазина, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчётов и обслуживания покупателей, площадь контрольно – кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

Технологические показатели универсама «Пятёрочка» представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Технологические показатели универсама «Пятёрочка»

Показатели Значение показателя
Общая площадь магазина, м2 1500 м2
Торговая площадь магазина, м2 1200 м2
Доля торговой площади в общей площади магазина, % 1200 м2
Коэффициент эффективности использования площади магазина, Кэ 0,8 %
Установочная площадь, м2 600 м2
Коэффициент установочной площади магазина, Ку 50%
Демонстрационная площадь магазина, м2 400 м2
Коэффициент демонстрационной площади магазина, Кд 33%

Коэффициент эффективности использования площади магазина:

Кэ=Sт.з/Sоб, = 1200/1500=0,8%

где Sт.з-торговая площадь магазина, Sоб-общая площадь магазина.

Чем выше поученное значение, тем эффективнее используется площадь магазина. Наиболее оптимальным считается соотношение торговой и неторговой площади 70/30.

Коэффициент установочной площади магазина, Ку:

Ку=Sу/Sт.з,=600/1200=0,5%

Где Sу-установочная площадь магазина, Sт-торговая площадь магазина.

Это показатель эффективности размещения оборудования в торговом зале. Рекомендованный коэффициент 0,25-0,35.

Коэффициент демонстрационной площади магазина, Кд:

Кд=Sд/Sт,=400/1200=0,33%

где Sд-демонстрационная площадь, S-площадь торгового зала.

Это показатель эффективности использования площади выкладки товаров.

Оптимальная величина этого коэффициента в магазинах самообслуживания 0,7-0,75 или 70-75%.

Из таблицы 7 видно, что площадь торгового зала, используется эффективно, торгового оборудование установлено эффективно, демонстрационная площадь используется эффективно.

В таблице 7 технологические показатели универсама «Пятерочка» наглядно показано: торговая площадь универсама «Пятёрочка» используется эффективно, торговое оборудование размещено на 0,5 кв.м., площадь выкладки товаров использована эффективно на 33%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: