Гаситель крутильных колебаний (для самостоятельной работы)

Для предохранения валов трансмиссии от крутильных колебаний ставят гаситель крутильных колебаний, увеличивающий плавность включения сцепления и повышающий долговечность деталей трансмиссии.

Фрикционные накладки 7 (рис. 5) изготовлены из асбестовой тканной ленты с вплетенной в нее медной или латунной проволокой. Каждая накладка имеет по 24 канавки, которые способствуют лучшему отводу тепла и очищению трущихся поверхностей от продуктов износа. Накладки прикреплены к восьми волнистым пружинным пластинам 8, которые, в свою очередь, приклепаны к стальному диску 6. Приклепка каждой накладки к волнистым пластинам выполнена независимо одна от другой, для чего головки заклепок 4 одной накладки свободно (с зазором) располагаются в отверстиях, специально для этого сделанных в другой накладке.

Такая приклепка допускает небольшое расхождение накладок под действием сил упругости волнистых пластин, когда ведомый диск не зажат. По мере увеличения сил нажатия на ведомый диск волнистые пластины постепенно распрямляются, обеспечивая тем самым более плавное включение сцепления. При полном включении пластины принимают плоскую форму; толщина ведомого диска в сжатом состоянии уменьшается примерно на 0,7 мм по сравнению с его толщиной в свободном состоянии.

К диску 6 при помощи пальцев 10 приклепан диск 11. В обоих дисках сделано по шесть окон, расположенных одно против другого. Между дисками находится фланец ступицы 12 ведомого диска, имеющий шесть окон и вырезов, через которые проходят пальцы 10. Цилиндрические пружины 9 гасителя крутильных колебаний размещены и в окнах ступицы и в окнах обоих дисков. Они передают крутящий момент двигателя от фрикционных накладок к ступице, сжимаясь в зависимости от величины передаваемого момента. Поворот фрикционных накладок с дисками относительно ступицы ограничен упором пальцев в края вырезов во фланце 12 под пальцы 10.

Рисунок 5 - Ведомый диск сцепления ГАЗ-24.

1 и 9 - пружины гасителя крутильных колебаний; 2 и 3 - шайбы, 4 и 5 - заклепки; 6 и 11 -диски; 7 - фрикционные накладки; 8 - пластина; 10 - палец; 12 - ступица ведомого диска, 13 - балансировочный грузик; 14 – упор.

Пружины гасителя крутильных колебаний способствуют мягкому включению сцепления, а также понижают частоту собственных колебаний силовой передачи, устраняя возможность появления резонансных колебаний.

Изменения крутящего момента, вызываемые крутильными колебаниями коленчатого вала двигателя, заставляют диски 6 и 11 поворачиваться относительно ступицы в ту или иную сторону, сжимая и разжимая пружины 9. Для уменьшения передачи этих колебаний на трансмиссию служит гаситель крутильных колебаний, состоящий из стальной фрикционной шайбы 3, сидящей на лысках ступицы 12 и зажатой между диском 6 и теплоизолирующей паронитовой шайбой 2.

Гашение колебаний обеспечивается благодаря трению между этими деталями при повороте диска относительно ступицы. Постоянство усилия поджатия фрикционной шайбы (а, следовательно, и момента трения в гасителе) обеспечивается пружиной 1, упирающейся в отбортовку упора 14, зафиксированного в канавке на ступице. Для разборки гасителя крутильных колебаний необходимо надавить на упор, слегка сжав пружину, повернуть упор на 90° и снять его со ступицы.

Ведомый диск в сборе балансируется статически путем установки балансировочных грузиков 13 в отверстия диска 6. Допустимый дисбаланс не более 1 10-3 Н/м. Грузики нужно устанавливать головкой в сторону гасителя крутильных колебаний.

Биение поверхностей фрикционных накладок относительно шлицованного отверстия ступицы должно быть не более 0,7 мм; при необходимости допускается правка ведомого диска.

Вопросы для самопроверки:

1. Объясните назначение сцепления;

2. Назовите типы сцеплений, применяемые на изучаемых автомобилях;

3. Объясните общее устройство и принцип работы фрикционного однодискового сцепления;

4. Объясните общее устройство и принцип работы фрикционного двухдискового сцепления;

5. Объясните назначение, устройством и принципом работы гасителя крутильных колебаний.

Литература:

1. Тур Е.Я. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1990.

2. Михайловский Е.В. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1985.

3. Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. – М.: Транспорт, 1989.

4. Пехальский А.П. Устройство автомобилей. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

 

Лекция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: