Устройством и работа однодисковых и двухдисковых сцеплений изучаемых автомобилей

Устройством и работа однодискового сцепления рассмотрим на примере сцепления автомобиля ЗИЛ - 130.

Сцепление ЗИЛ-130 (рис. 3) постоянно замкнутое, фрикционное, сухое, однодисковое, с периферийными пружинами и с механическим приводом.

Сцепление ЗИЛ-130 находится в чугунном картере 7, прикрепленном к двигателю. К маховику 1 двигателя болтами присоединен стальной штампованный кожух 13 сцепления.

Чугунный нажимной диск 2 соединен с кожухом четырьмя парами пластинчатых пружин 15, передающих крутящий момент с кожуха на нажимной диск.

Между кожухом и нажимным диском (корзиной) сцепления ЗИЛ-130 равномерно размещены по окружности шестнадцать цилиндрических нажимных пружин 14, каждая из которых центрируется специальными выступами, выполненными на нажимном диске и кожухе.

Между нажимным диском 2 (корзиной) сцепления ЗИЛ-130 и пружинами 14 установлены теплоизолирующие шайбы, которые уменьшают нагрев пружин при работе сцепления и исключают потерю пружинами упругих свойств при нагреве.

Четыре рычага 5 выключения сцепления ЗИЛ-130 при помощи осей с игольчатыми подшипниками 8 соединены с нажимным диском и вилками 6.

Опорами вилок на кожухе служат сферические гайки, обеспечивающие вилкам возможность совершать колебательное движение при перемещении нажимного диска. При сборке сцепления этими гайками регулируют положение рычагов выключения сцепления.

Муфта 11 выключения сцепления ЗИЛ-130 имеет неразборный выжимной подшипник 9 с постоянным запасом смазочного материала, который не пополняется в процессе эксплуатации.

В ведомом диске сцепления ЗИЛ-130 к тонкому стальному ведомому диску 3 с обеих сторон приклепаны фрикционные накладки из прессованной металлоасбестовой композиции.

Рисунок 3 - Сцепление ЗИЛ – 130

а - сцепление (а), детали (б)

1 – маховик; 2 – нажимной диск; 3 – ведомый диск; 4,– вал; 5,– рычаг; 6, 12 – вилки; 7 – картер; 8, 9 – подшипники; 10, 14, 21 – пружины; 11 – муфта; 13 – кожух; 15 – пластинчатая пружина; 16, 20 – диски; 17 – ступица; 18 – пластина; 19 – маслоотражатель.

Диск сцепления 3 соединен со ступицей 17 при помощи восьми пружин 21 гасителя крутильных колебаний. Ступица 17 установлена на шлицах первичного вала 4 коробки передач. Пружины 21 установлены с предварительным сжатием в совмещенных и расположенных по окружности прямоугольных окнах дисков 16, 20 и фланца ступицы 17 ведомого диска.

При такой установке пружин ведомый диск 3 может поворачиваться в обе стороны относительно ступицы 17 на определенный угол, сжимая при этом пружины 21. Угол поворота ведомого диска сцепления ЗИЛ-130 ограничивается сжатием пружин до соприкосновения их витков.

Диск 16 приклепан к ступице вместе с маслоотражателями 19 и прижат к фрикционным пластинам 18, которые закреплены на диске 20, приклепанном к ведомому диску 3.

При перемещениях ведомого диска сцепления ЗИЛ-130 относительно его ступицы вследствие действия крутильных колебаний, возникающих в трансмиссии при резких изменениях частоты вращения деталей за счет трения между дисками и фрикционными пластинами 18, происходит гашение крутильных колебаний, энергия которых превращается в теплоту и рассеивается в окружающую среду.

Устройством и работа двухдискового сцепление рассмотрим на примере сцепления автомобиля КамАЗ - 5320 (рис. 4).

Рис. 4 Сцепление автомобиля КамАЗ-5320

1 - маховик; 2 - средний ведущий диск; 3 - ведомый диск; 4 - нажимной диск; 5 - картер; 6 - кожух; 7 - опорная вилка; 8 - рычаг выключения; 9 - муфта выключения с подшипником; 10 - вилка выключения; 11 - упорное кольцо рычагов выключения; 12 - нажимная пружина; А - зазор между упорным кольцом рычагов выключения и подшипником муфты выключения.

Сцепление КамАЗ-5320 постоянно замкнутое, сухое, фрикционное, двухдисковое, с периферийными пружинами и с гидравлическим приводом с пневмогидроусилителем.

Сцепление установлено в картере 5, который изготовлен из алюминиевого сплава и выполнен заодно с картером переднего делителя коробки передач. Картер 5 по передней привалочной плоскости соединяется болтами с картером маховика двигателя, а с задней стороны к нему крепится картер коробки передач.

Ведущие и ведомые части сцепления, детали выключающего устройства под кожухом 6.

К ведущим частям сцепления относятся маховик 1, средний ведущий диск 2, нажимной диск 4. Средний ведущий 2 и нажимной диски 4 имеют на наружной поверхности по четыре шипа, которые входят в пазы на цилиндрической поверхности маховика 1 и передают на ведущие диски крутящий момент от двигателя. При этом одновременно обеспечивается возможность осевого перемещения дисков.

К ведомым частям сцепления относятся два ведомых диска 3. Ведомые диски стальные, снабжены фрикционными накладками, изготовленными из асбестовой композиции, соединяются со своими ступицами каждый через гаситель крутильных колебаний пружинно-фрикционного типа.

Ступицы ведомых дисков установлены на шлицах первичного вала переднего делителя передач. Между кожухом 6 и нажимным диском 4 установлены нажимные пружины 12, под действием которых ведомые диски зажимаются между нажимным диском 4 и маховиком ведомые диски 3.

При включенном сцеплении крутящий момент передается от маховика 1 через шиповое соединение на средний ведущий 2 и нажимной диски 4, затем на фрикционные накладки ведомых дисков 3 и через гасители крутильных колебаний на их ступицы, которые установлены на первичном валу переднего делителя передач. Когда сцепление включено, упорное кольцо рычагов выключения 11 отходит от подшипника муфты выключения 9 так, что образуется зазор А 3,2…4,0 мм, обеспечивающий полноту включения сцепления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: