(2 часа)
План лекции
1. Назначение и типы сцепления.
2. Общее устройство и принцип работы фрикционного сцепления.
3. Устройством и работа однодисковых и двухдисковых сцеплений изучаемых автомобилей.
4. Гаситель крутильных колебаний (для самостоятельной работы).
Назначение и типы сцепления
Сцепление является важным конструктивным элементом трансмиссии автомобиля.
Сцепление предназначено для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения при переключении передач, а также предохранения элементов трансмиссии от перегрузок.
Сцепление автомобиля располагается между двигателем и коробкой передач.
Сцепления классифицируют на различные типы по следующим признакам:
а. по связи ведущих и ведомых частей:
- фрикционные (все изучаемые автомобили);
- гидравлическое;
- электромагнитное.
б. по созданию нажимного усилия:
- с периферийными пружинами (ЗИЛ - 130; КамАЗ - 5320; ГАЗ - 24; ГАЗ - 53 - 12);
- с центральной пружиной (ВАЗ – 2101, ВАЗ – 2108).
в. по числу ведомых дисков:
- однодисковое (ЗИЛ - 130; ГАЗ - 24; ГАЗ - 53 - 12; ВАЗ – 2101, ВАЗ - 2108);
- двухдисковое (КамАЗ - 5320);
- многодисковое.
г. по типу привода:
- с механическим приводом (ЗИЛ – 130; ГАЗ - 53 - 12; ВАЗ - 2108);
- с гидравлическим приводом (ГАЗ – 24; ВАЗ – 2101);
- с пневматическим приводом (МАЗ – 5335);
- комбинированный привод (КамАЗ – 5320).