Двойные ГП применяется на грузовых автомобилях и автобусах, когда необходимо обеспечить передачу большого крутящего момента при соответственно большом передаточном числе, а также при необходимости обеспечить заданные дорожный просвет.
В соответствии с классификацией главных передач двойные передачи различают центральные и разнесенные (рис. 5).
Рисунок 5 – Двойные ГП
а – центральная ГП; б – разнесенная ГП.
1 - ведущая коническая шестерня; 2 - ведомая коническая шестерня; 3 - ведущая цилиндрическая шестерня; 4 - ведомая цилиндрическая шестерня.
Центральная двойная главная передача представляет собой сочетание конической или гипоидной пары с цилиндрической, которые объединены в общем картере (ЗИЛ – 130).
Разнесенная двойная главная передача применяются для грузовых автомобилей большой грузоподъемности (автомобили МАЗ, автобусах и троллейбусы, а также для УАЗ).
Разнесенная двойная главная передача состоит из центрального редуктора в виде конической или гипоидной передачи с небольшим передаточным числом (2...3) и двух редукторов, размещенных в колесах или по бортам автомобиля. Колесные или бортовые редукторы могут представлять собой цилиндрическую пару с наружным или внутренним зацеплением. В зависимости от расположения этой пары может быть или увеличен дорожный просвет, или снижен уровень пола, что важно для городских автобусов. Также редукторы могут быть выполнены в виде планетарного редуктора, что позволит увеличить суммарное передаточное число главной передачи.
|
|
Двойная ГП имеет следующие преимущества и недостатки:
+ в сравнении с одинарными ГП, большие передаточные числа – 6…12 (против 4…6),
+ в разнесенной ГП уменьшаются нагрузки на полуоси и детали дифференциала (т.к. они передают момент увеличенный лишь одной ступенью редуктора);
+ в разнесенной ГП - увеличенный дорожный просвет и тем самым повышается проходимость (малые размеры центрального редуктора);
- в сравнении с одинарными ГП, двойные ГП имеют низкий КПД (0,93... 0,96);
- конструкция более сложная и металлоемкая, дорогостоящая и трудоемка в обслуживании.