(2 часа)
План лекции
1. Назначение и типы рулевых механизмов, применяемых в изучаемых автомобилях.
2. Реечный рулевой механизм автомобиля ВАЗ – 2108.
3. Червячный рулевой механизм автомобиля ГАЗ – 24 «Волга».
4. Червячный рулевой механизм автомобиля ВАЗ – 2101.
5. Винтовой рулевой механизм автомобиля МАЗ – 5335.
6. Устройство рулевых механизмов со встроенным гидроусилителем рулевого управления автомобилей ЗИЛ – 130, КамАЗ – 5320 (для самостоятельной работы).
Назначение и типы рулевых механизмов, применяемых в изучаемых автомобилях.
Рулевой механизм представляет собой механический редуктор, его основная задача — увеличение приложенного к рулевому колесу усилия водителя, необходимого для поворота управляемых колес.
Облегчение поворота достигается за счет передаточного числа рулевого механизма.
У различных автомобилей передаточное число рулевого механизма находится в пределах от 15 до 25 (иногда и больше).
В основе рулевого механизма лежит червячная, винтовая, кривошипная, зубчатая передачи или комбинация таких передач. Червячная передача может состоять из пары червяк – сектор; червяк – кривошип; червяк – ролик. Сектор может быть двух- и многозубым; ролик может быть двух- и трёхгребневым, кривошип – с одним или двумя шипами. Исходя из этого, можно выделить следующие основные типы рулевых механизмов:
|
|
- реечные (рейка + приводная шестерня). Применение: ВАЗ – 2108, 2109, 21099; АЗЛК – 2141 и другие переднеприводные автомобили.
- червячные с глобоидным червяком:
- с двухгребневым роликом. Применяются в автомобилях УАЗ 469, ВАЗ – 2101.
- с трёхгребневым роликом. Применяются в автомобилях ГАЗ - 53 – 12, ГАЗ - 66; ГАЗ – 24.
- винтовые (винт – шариковая гайка (рейка) – зубчатый сектор). Применяются в автомобилях ЗИЛ - 130, ЗИЛ - 131, КамАЗ - 5320, МАЗ – 5335, Урал - 375, ГАЗель; ПАЗ – 3205.
В независимости от типа рулевого механизма ондолжен обладать возможностью самопроизвольного возврата рулевого колеса в нейтральное положение, после того как водитель перестал удерживать рулевое колесо в повернутом положении, а также должен обладать переменным зазором в зацеплении деталей рулевого механизма и иметь возможность его регулирования в нейтральном положении рулевого колеса.
Зазор в зацеплении деталей рулевого механизма в среднем положении должен быть минимальным или вообще отсутствовать, а в крайних положениях - должен увеличиваться. Это необходимо для того, чтобы не было заеданий в средней части после регулировки, так как износ бывает наибольшим в нейтральном положении, в то же время обеспечивался незначительный люфт – свободный ход рулевого колеса.
Суммарный зазор (люфт) в механизме рулевого управления не должен превышать следующих значений: - 10о для легковых автомобилей; - 20о для автобусов; - 25о для грузовых автомобилей.