double arrow

Червячный рулевой механизм автомобиля ГАЗ – 24 «Волга».

На автомобилях ГАЗ -24 «Волга» применяется червячный рулевой механизм с глобоидным червяком и трехгребневым роликом, с передаточным числом 19,1.

Устройство. Рулевой механизм (рис. 2) состоит из глобоидального червяка 14 и трехгребневого ролика 11, находящихся в беззазорном зацеплении (при прямолинейном движении). Смонтирован рулевой механизм в алюминиевом картере 9 и установлен на наружной стороне лонжерона рамы. Червяк установлен на двух роликовых конических подшипниках 13 и 15. Обойма заднего подшипника 13 запрессована в горловину картера до упора в бурт задней крышки.

Рисунок 2 - Червячный рулевой механизм автомобиля ГАЗ – 24 «Волга».

1 - опорная пята; 2 — стопорная шайба; 3 — регулировочный винт; 4 — колпачковая гайка; 5 — стопорный штифт; 6 — роликовый подшипник; 7 — пробка наливного отверстия; 8 — бронзовые втулки; 9 — картер; 10—сальник;11 — ролик; 12— подшипник; 13— задний роликовый подшипник; 14— червяк; 15 — передний роликовый подшипник; 16 — регулировочные прокладки; 17 — передняя крышка; 18 — болт; 19 — боковая крышка; 20 — фланец; 21 — шпилька; 22 — резиновая шайба муфты; 23 — верхний вал; 24 — усилительная пластина; 25 — гайка; 26 — стопорная пластина; 27—нижний рулевой вал; 28 – уплотнительная прокладка; 29 - рулевая сошка.

Обойма переднего подшипника имеет скользящую посадку с упором в переднюю крышку 17. Между крышкой и картером установлен комплект регулировочных прокладок 16, в результате чего обеспечивается необходимый преднатяг в подшипниках червяка, соответствующий моменту вращения вала, равному 0,78 Н·м. Эксплуатация рулевого механизма с люфтом в подшипниках не допускается. Люфт устраняют, удаляя соответствующее число прокладок 16 из-под передней крышки 17.

Вал сошки поворачивается на двух втулках 8 и одном роликовом цилиндрическом подшипнике 6. От продольных перемещений вал рулевой сошки удерживается регулировочным винтом 3. Между хвостовиком вала сошки и донышком винта имеется опорная пята.

Принцип работы. Вращение рулевого колеса обеспечивает обкатывание ролика 11 по червяку 14, качание сошки 29 и перемещение тяг рулевого привода, чем достигается поворот управляемых колес.

Регулировка. Чтобы обеспечить беззазорное зацепление червяка с роликом при движении по прямой, геометрическая ось ролика смещена вверх относительно оси червяка на 6.0...6.5 мм. Зазор в зацеплении, возникающий по мере износа, устраняют, перемещая вал сошки вместе с роликом вниз при помощи регулировочного винта 3, закрытого колпачковой гайкой 4.

Правильно отрегулированный механизм должен иметь в зоне среднего положения глобоидальной пары момент поворота червяка, равный 2,45 Н·м. По мере поворота червяка вправо или влево эта нагрузка плавно снижается к краям беззазорной зоны до момента 0,78 Н·м. За пределами беззазорной зоны между роликом и винтовой ниткой возникает возрастающий с дальнейшим поворотом червяка люфт, который при поворотах автомобиля с преодолением препятствия может вызвать стук в руле, не влияющий на эксплуатационные качества узла.

Достоинства и недостатки. Червячный рулевой механизм, в сравнении с реечным, обладает меньшей чувствительностью к ударным нагрузкам, обеспечивает большие углы поворота управляемых колес и соответственно лучшую маневренность автомобиля.

Однако червячный механизм сложен в изготовлении, поэтому дорог. Рулевое управление с таким механизмом имеет большое число соединений, поэтому требует периодической регулировки.

Червячный рулевой механизм применяется на легковых автомобилях повышенной проходимости с зависимой подвеской управляемых колес, легких грузовых автомобилях и автобусах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: