Червячный рулевой механизм автомобиля ВАЗ – 2101

На автомобилях ВАЗ -2101 применяется червячный рулевой механизм с глобоидным червяком и двухгребневым роликом, с передаточным числом 16,4.

Устройство. Червячная передача рулевого механизма заключена в алюминиевый корпус 55, который крепится к переднему левому лонжерону кузова тремя болтами с самоконтрящимися гайками. Для правильной (соосной) установки валика 52 червяка с валом рулевого управления два отверстия корпуса 55 сделаны овальными, а между привалочной плоскостью корпуса и лонжероном установлены регулировочные прокладки.

Рисунок 3 - Червячный рулевой механизм автомобиля ВАЗ – 2101.

40 - нижняя крышка корпуса; 41 - регулировочные прокладки; 42 - ось ролика; 43 - упорная шайба ролика; 44 - двухгребневой ролик; 45 - уплотнительная прокладка; 46 - верхняя крышка корпуса; 47 - шайба регулировочного винта; 48 - стопорная шайба; 49 - регулировочный винт; 50 - червяк рулевого механизма; 51 – шарикоподшипник; 52 - валик червяка; 53 - самоподжимной сальник; 54 - втулка вала сошки; 55 - корпус рулевого механизма; 56 - самоподжимной сальник; 57 - вал сошки в сборе; 58 – дистанционное кольцо; 59 – контргайка.

Червяк 50 вращается на двух радиально-упорных подшипниках 51. Роль внутренних обойм подшипников выполняют беговые дорожки шариков на торцах червяка. Радиальный и осевой зазоры в подшипниках регулируются подбором прокладок 41 толщиной от 0,1 до 0,5 мм, которые устанавливаются между корпусом 55 и нижней крышкой 40.

Червяк напрессован на валик 52 усилием более 8 кН (800 кгс) в определенном положении, обусловленном шпоночным выступом в отверстии червяка и шпоночным пазом валика. Выход валика из корпуса уплотнен самоподжимным сальником 53, запрессованным в расточку корпуса.

В зацеплении с червяком находится двухгребневой ролик 44. Зацепление выполнено со смещением осей ролика и червяка на 5,5 мм для того, чтобы обеспечивать беззазорное зацепление по мере износа червячной пары. Ось ролика повернута относительно оси червяка на 7° для улучшения контакта ролика с винтовой поверхностью червяка. Ролик 44 посажен на ось 42 и вращается в двухрядном игольчатом бессепараторном подшипнике с дистанционным кольцом 58 между рядами иголок. Ось ролика установлена в ушках вала 57, концы ее после сборки расклепываются с помощью электронагрева. Необходимая посадка ролика относительно ушек вала 57 обеспечена подбором упорных шайб 43, установленных на ось с торцов ролика.

Вал 57 шлифованной шейкой установлен в расточке корпуса 55 в двух бронзовых втулках 54. Осевое положение вала фиксируется регулировочным винтом 49, головка которого со специальной шайбой 47, подбираемой по толщине для обеспечения заданной посадки, заведена в Т-образный паз головки вала. Регулировочный винт 49 ввернут в крышку 46, от поворота застопорен фигурной шайбой 48 и затянут контргайкой 59. При увеличении свободного хода рулевого колеса зазор в зацеплении пары червяк-ролик выбирается ввертыванием регулировочного винта 49.

На конические шлицы нижнего конца вала 57 на плотной посадке установлена сошка 4 в строго определенном положении благодаря сдвоенному шлицу на валу и сдвоенной впадине в отверстии сошки. Нижний конец вала 57 уплотнен самоподжимным сальником 56, запрессованным в расточку корпуса 55.

Рулевой механизм смазывается трансмиссионным маслом, которое заливается в корпус через отверстие в крышке, закрываемое пробкой 25.

Принцип работы, основные достоинства и недостатки червячного рулевого механизма автомобиля ВАЗ – 2101 идентичны рулевому механизму автомобиля ГАЗ – 24 «Волга».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: